Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию



2018-06-29 376 Обсуждений (0)
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию 0.00 из 5.00 0 оценок




тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять”

означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово

употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом,

понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом (метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых выводятся (дедуцируются) в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах). Материал, как правило, допускает множество интерпретаций.

 

Существуют два типа понимания. Понимание первого типа представляет собой подведение понимаемого явления под известную общую оценку и представляет собой дедукцию. Такое понимание можно назвать сильным. Понимание второго типа опирается не на общее оценочное утверждение, а на каузальное утверждение. Это понимание всегда является индуктивным рассуждением и может быть названо слабым.

 

Пример сильного понимания:

 

Больной должен слушать советы врача.

N. – больной.

Значит, N. должен слушать советы врача.

 

Слабое понимание может быть названо также целевым (телеологическим, мотивационным) пониманием. Существует две формы такого понимания.

 

Первая форма:

 

Если не-A есть причина не-B, и В – позитивно ценно, то, по-видимому,

А также является позитивно ценным.

 

Например:

 

Если не топить печь, в доме не будет тепло.

В доме должно быть тепло.

Значит, в доме следует, по-видимому, топить печь.

 

Еще один пример:

 

Если N. не побежит, он не успеет на поезд.

N. хочет успеть на поезд.

Значит, N. должен, по всей вероятности, бежать.

 

Иногда утверждается, что данная схема – это схема дедуктивного рассуждения. Это не так, всякий акт понимания, опирающийся на каузальное утверждение, является индуктивным рассуждением.

 

Другая, типично индуктивная форма целевого понимания:

 

А – причина В;

В – позитивно ценно;

значит, А также является, вероятно, позитивно ценным.

 

Например:

 

Ели в доме протопить печь, будет тепло.

В доме должно быть тепло.

Значит, следует, по всей вероятности, протопить печь.

 

Первая посылка говорит о средстве, необходимом для достижения определенного результата. Вторая является оценочным утверждением, представляющим этот результат как цель и превращающим связь "причина-следствие" в связь "цель-средство". В заключении говорится о том действии, которое должно быть осуществлено для достижения поставленной цели.

 

Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим

образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов,

произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик

и математик – исследуемые формальные системы; музыкант – интерпретирует

исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения,

переводчик – переводимые текст, искусствовед – произведения живописи,

музыки, прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что

интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие

сферы коммуникации и деятельности людей в целом. “Можно сказать, что

интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации”. Таким образом, интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности взаимопонимания между людьми.

 

Интерпретация и основанное на ней понимание должны учитывать:

 

. с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту

или информационным системам;

. с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках,

тем более в гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему

объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей

ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего

субъекта.

 

В какой бы форме ни осуществлялась интерпретация, она теснейшим

образом связана с пониманием, так как служит его исходной основой.

 

Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он

черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания,

отражающего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и

чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы,

связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы.

В этот мир на ряду с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей

входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами,

созданными воображением, - и все эти образы связаны с единым центром,

дающим им жизнь, - индивидуального Я, который в интерпретации играет роль

индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами,

предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой

внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и,

таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.

 

Из того, что в процессе понимания индивид сам приписывает смысл

объекту, вовсе не следует, что всякое понимание в равной степени приемлемо.



2018-06-29 376 Обсуждений (0)
В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)