Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели представления знаний.



2018-07-06 423 Обсуждений (0)
Модели представления знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок




В интеллектуальных системах используются четыре основных типа моделей знаний:

1. Логические модели. В основе моделей такого типа лежит формальная система, задаваемая четверкой вида M = <T, S, A, B>. Множество T есть множество базовых элементов, например слов из некоторого словаря, или деталей из некоторого набора. Для множества T существует некоторая процедура определения принадлежности или непринадлежности произвольного элемента x к данному множеству T. Процедура такой проверки может быть любой, но она должна давать ответ на вопрос, является ли x элементом множества T за конечное число шагов. Обозначим эту процедуру P(T).

Множество S есть множество синтаксических правил. С их помощью из элементов T образуют синтаксически правильные совокупности. Например, из слов словаря строятся синтаксически правильные фразы, а из деталей собираются конструкции. Существует некоторая процедура P(S), с помощью которой за конечное число шагов можно определить, является ли совокупность X синтаксически правильной.

Во множестве синтаксически правильных совокупностей выделяется некоторое подмножество A. Элементы A называются аксиомами. Как и для других составляющих формальной системы, должна существовать процедура P(A) , с помощью которой для любой синтаксически правильной совокупности можно определить принадлежность ее к множеству A.

Множество B есть множество правил вывода. Применяя их к элементам A, можно получать новые синтаксически правильные совокупности, к которым снова можно применять правила из B. Так формируется множество выводимых в данной формальной системе совокупностей. Если имеется процедура P(B), с помощью которой можно определить для любой синтаксически правильной совокупности, является ли она выводимой, то соответствующая формальная система называется разрешимой. Это показывает, что именно правила вывода являются наиболее сложной составляющей формальной системы.

Для знаний, входящих в базу знаний, можно считать, что множество A образуют все информационные единицы, которые введены в базу знаний извне, а с помощью правил вывода из них выводятся новые производные знания. Другими словами, формальная система представляет собой генератор порождения новых знаний, образующих множество выводимых в данной системе знаний. Это свойство логических моделей позволяет хранить в базе лишь те знания, которые образуют множество A, а все остальные знания получать из них по правилам вывода.

 

2. Сетевые модели. Сетевые модели формально можно описать в виде H = <I, C1, C2,…, Cn, G>. Здесь I есть множество информационных единиц; C1, C2,…, Cn - множество типов связей между ними. Отображение G задает связи из заданного набора на типы связей между информационными единицами, входящими в I.

В зависимости от типов связей, используемых в модели, различают классифицирующие сети, функциональные сети и сценарии, нейронные сети. В классифицирующих сетях используются отношения структуризации. Такие сети позволяют в базах знаний вводить иерархические отношения между информационными единицами. Функциональные сети характеризуются наличием функциональных отношений. Их часто называют вычислительными моделями, так как они позволяют описывать процедуры «вычислений» одних информационных единиц через другие. Нейронные сети можно отнести к классу функциональных сетей, однако нечёткие продукционные нейронные сети представляют собой гибридную модель, соединяющую в себе черты логической, продукционной и сетевой моделей. В сценариях используются каузальные отношения, а также отношения типа «средство – результат». Если в сетевой модели допускаются связи различного типа, то ее называют семантической сетью.

Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними. Термин семантическая означает смысловая, а сама семантика – это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, т.е. наука, определяющая смысл знаков. Понятиями обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения – это связи типа: «это» («is»), «имеет частью» («has part»), «принадлежит», «любит». Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трёх типов отношений:

· класс – элемент класса;

· свойство – значение;

· пример элемента класса.

Можно ввести несколько классификаций семантических сетей. Например, по количеству типов отношений:

· ·однородные (с единственным типом отношений);

· ·неоднородные (с различными типами отношений).

По типам отношений:

· бинарные (в которых отношения связывают два объекта);

· ·n-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).

Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:

1. Связи типа «часть-целое» («класс-подкласс», «элемент-множество» и т.п.);

2. Функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет»...);

3. Количественные (больше, меньше, равно...);

4. Пространственные (далеко от, близко от, за, под, над...);

5. Временные (раньше, позже, в течение...);

6. Атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение...);

7. Логические связи (и, или, не) и др.

Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, соответствующей поставленному вопросу.

Основное преимущество этой модели – соответствие современным представлениям об организации долговременной памяти человека. Недостаток модели – сложность поиска вывода на семантической сети.

 

3.Продукционные модели. Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)». Под условием понимается некоторое предложение — образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под действием — действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежу­точными, выступающими далее как условия, и терминальными или целевыми, завершающими работу системы). При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил, Программа, управляющая перебором правил, называется машиной вывода. Чаще всего вывод бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения – к данным). Данные — это исходные факты, на основании которых запускается машина вывода. В базе правил должны быть заданы специальные процедуры управления правилами, с помощью которых происходит актуализация правил и выполнение того или иного правила из числа актуализированных.

Продукционная модель чаще всего применяется в промышленных экспертных системах. Она привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, лёгкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода.

 

4.Фреймовые модели. Фреймы (англ. frame – каркас или рамка) предложены М. Минским в 1970-е гг. как структура знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование.

Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация. В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, слово «комната» вызывает у слушающих образ комнаты: «жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6 – 20 м2». Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нём есть «дырки», или «слоты», – это незаполненные значения некоторых атрибутов – количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др. В теории фреймов такой образ называется фреймом. Фреймом называется также и формализованная модель для отображения образа.

В отличие от моделей других типов во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, которая называется протофреймом. В общем виде она выглядит следующим образом:

(Имя фрейма:

Имя слота 1 (тип слота 1, значение слота, присоединённая процедура 1)

Имя слота 2 (тип слота 2, значение слота 2, присоединённая процедура 2)

. . . . . . . . . . . . . .

Имя слота К (тип слота К, значение слота К, присоединённая процедура К)).

Значением слота может быть все, что угодно: имя другого фрейма, числа, математические соотношения, тексты на естественном языке, программы, правила вывода, ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов. В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня, что позволяет реализовать во фреймовых представлениях «принцип матрешки».

При конкретизации фрейма ему и слотам присваиваются имена, и происходит заполнение слотов. Таким образом, из протофреймов получаются фреймы-экземпляры. Переход от исходного протофрейма к фрейму-экземпляру может быть многошаговым, за счет постепенного уточнения значений слотов. Связи между фреймами задаются значениями специального слота с именем «Связь». Некоторые специалисты по ИС не выделяют фреймовые модели в отдельный класс, так как в ней объединены все основные особенности моделей остальных типов. В настоящее время понятие фрейма сливается с понятием «объекта» в объектно-ориентированных языках программирования.

Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить всё многообразие знаний о мире через:

· фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий (заём, залог, вексель);

· фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

· фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин);

· фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Важнейшим свойством теории фреймов является заимствованное из теории семантических сетей наследование свойств. И во фреймах, и в семантических сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, т.е. переносятся значения аналогичных слотов.

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является способность отражать концептуальную основу организации памяти человека, а также её гибкость и наглядность.

 




2018-07-06 423 Обсуждений (0)
Модели представления знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели представления знаний.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)