Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии



2018-06-29 413 Обсуждений (0)
Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Дипломная работа

на тему

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОМ СВОЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

по специализации

«Экстремальная психология и психологическая помощь»

Выполнила:

студентка 509 группы

дневного отделения

Бугрей Татьяна Сергеевна

Научный руководитель:

доцент психол. наук

Савина Ольга Олеговна

Москва, 2013

Оглавление

Введение 2

1. Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии 4

1.1. Теоретические представления об идентичности 4

1.2. Термин «конструирование» в психологи 12

1.3. Особенности подростковой идентичности 17

1.4. Современные исследования виртуальной идентичности 21

Список использованной литературы 25

 

Введение

В данной дипломной работе мы хотели бы осветить такой феномен как конструирование идентичности и исследовать его на примере подростков и их страниц в виртуальной сети.

Актуальность: компьютеры, Интернет, социальные сети - все это так прочно вошло в нашу жизнь, что современные подростки уже не представляют себе, как жить без этого. Исследованием влияния Интернета на людей занимались многие как в психологии, так и в других науках, но внимание в основном уделяется такой негативной стороне этого явления как Интернет-зависимость и ее аналоги. Но ведь Интернет – это целый мир, где люди смотрят фильмы, ищут музыку и книги, общаются со старыми знакомыми и находят новых, с которыми никогда бы не встретились в реальности. Наша виртуальная жизнь тесно связана с реальной. Понимая специфику бытия человека в виртуальной реальности, психологи смогут получить дополнительные инструменты для изучения и понимания человеческой личности. Уже сейчас на интуитивном уровне многие пытаются «ставить диагноз по аватарке», но под этим не лежит теоретическая база. Именно поэтому мы решили попытаться ответить социальный запрос о том, есть ли какие-то особенности у идентичности именно в виртуальном мире и можно ли их использовать при оказании психологической помощи, психологических исследованиях и др.

На данном этапе развития отечественной психологической науки, проблема идентичности исследована недостаточно. По опыту посещения научных конференций, большинство исследователей склоняется изучению лишь одной из сторон идентичности – этнической, гендерной, гражданской и др., при этом мало кто занимается исследованием личностной идентичности.

Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов в формировании идентичности. Не смотря на то, что у кого-то он проходит тяжело и эмоционально, а кто-то практически не замечает этого перехода, именно в этом возрасте происходят сложнейшие процессы социализации, индивидуализации, выбор собственного пути и поиск места в мире. В этот период личность учится конструировать свою идентичность без значительного влияния оценок внешнего окружения. Интернет в данном случае представляет собой еще одно поле для самовыражения и поиска своего места. Специфика построения и изменения идентичности подростками в этом новом пространстве и является проблемным полем исследования.

Объект: подростки 10-19 лет и их страницы в социальных сетях, блоги

Предмет: процесс конструирования подростком идентичности в виртуальных сетях (на примере социальной сети «В контакте» и «LiRu»).

Цель: выявить психологические особенности, связанные с конструированием идентичности в социальных сетях, на примере подростков.

Задачи:

- теоретический анализ литературных источников по темам «идентичность», «конструирование идентичности», «виртуальная идентичность»;

- эмпирическое исследование с использованием опросников и анализа страниц в социальных сетях, обработка полученных результатов;

- построение выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Гипотезы:

- В виртуальной реальности конструируется особая форма идентичности, имеющая свои особенности.

- В ходе конструирования идентичности в Интернете, подростки опираются на определенные компоненты, отраженные на страницах в социальных сетях (аватарки, статусы, видеозаписи, музыка, интересы и др.).

- При конструировании идентичности в социальных сетях и в блогах подростки опираются на отличающиеся компоненты страниц.

В качестве теоретико-методической базы нами были проанализированы работы таких авторов как Э.Эриксон и его последователи (Дж. Марсиа), как одних из создателей первых научных подходов к идентичности, Г.М. Андреева, М. Заковоротная, А.В. Микляева, П.В. Румянцева , Г.Крайг, Д. Бокум. Также был изучен новый культурно-деятельностный подход к личности, в котором современными психологами (М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г.Асмолов, О.О.Савина и другие) личность рассматривается в модусе работы. На основе этих теорий был составлен обзор теоретических подходов к идентичности и ее конструированию.

Научная новизна и практическая значимость работы заключается в том, что интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что невозможно себе представить будущее без него. При этом увлечение виртуальными формами существования (социальные сети, блоги, форумы и др.) начинается с ранних лет и, безусловно, затрагивает один из самых сложных периодов в формировании идентичности – подростковый возраст. Современная психология рассматривает интернет чаще как дополнение к реальности. Можно увидеть многочисленные исследования в области зависимостей, девиаций и многого другого, но то, как взаимосвязаны интернет и идентичность изучено не достаточно, на наш взгляд.

Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии



2018-06-29 413 Обсуждений (0)
Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ состояния проблемы виртуальной идентичности у подростков в зарубежной и отечественной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)