Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Термин «конструирование» в психологи



2018-06-29 501 Обсуждений (0)
Термин «конструирование» в психологи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В такой науке, как психология, практически невозможно говорить о едином толковании того или иного термина, потому что каждая теория сопровождается собственной терминологией. То же касается и конструирования. Ниже мы рассмотрим два представления о нем.

Говоря о том, как понимается конструирование в психологии, невозможно пройти мимо определения данного понятия в конструктивизме. Представление о конструировании можно найти в теории социального конструирования реальности Бергера и Лукмана. Они считают, что каждое человеческое «знание», не взирая на его обоснованность, передается и сохраняется в социальных ситуациях и необходимо изучать «процессы, посредством которых это происходит и в результате чего «знание» становится само собой разумеющейся «реальностью» для рядового человека» [П. Бергер, Т. Лукман, 1995]. Именно эти процессы и описываются с помощью термина «конструирование».

Конструирование интерсубъективной повседневной реальности – одна из областей, рассмотренных Бергером и Лукманом в своей концепции. В их представлении «реальность повседневной жизни организуется вокруг «здесь» моего тела и «сейчас» моего настоящего времени», хотя и не ограничивается лишь этим. Т.е. конструирование концентрируется, в основном, в конкретной временной и пространственной точке.

Во второй рассмотренной нами концепции культурно-деятельностной психологии конструирование – это процесс, который осуществляется во временном континууме постоянно, во всех четырех временных модусах. Т.е. существует пре-конструирование, в-конструирование и пост-конструирование, а также конструирование в единстве этих трех времен. Для осуществления этого процесса задействованным оказывается механизм трансформации личности в целом и идентичности, как части личности. «Человек, осуществляя определенные формы бытия, жизни, способы существования, многообразие жизнедеятельностей, работает с ними, обращается с ними, относится к ним, связывая их в единство многообразия, свершая темпорально протяженную историю собственного бытия в «со-бытии» с Другими, решая задачи на смысл, осуществляя поступки (в работе «поступания»1), трансформируя, конструируя собственную идентичность и идентичность Другого, осуществляя заботу о себе и о Другом.»[Магомед-Эминов М.Ш. , 2011, стр.93]

Понимать трансформацию личности лишь как ее развитие будет редукционизмом, потому что трансформация это особая форма развития идентичности включающая в себя, по нашему мнению, стадии различания и объединения. Для обоснования этого взгляда на трансформацию идентичности мы рассмотрим работы М.Ш. Магомед-Эминова. Он обращает наше внимание на то, что перед нами «возникает фундаментальная проблема, требующая решения – как возможна личность как единство человека изменчивого, многообразного, текучего, как сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство (идентичность)» [Магомед-Эминов М.Ш., 2007, стр.11].

В свете этого в феномене трансформации выделяются два принципа: принцип различания (разных темпоральных состояний) и принцип связывания и идентификации. Вместе они представляют собой ту работу, которую личность осуществляет для того, чтобы оставаться способной к изменениям при сохранении предыдущего опыта и накоплении мудрости. Трансформация не является простым изменением уже имеющегося, это «порождающий процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа личности по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность». [Магомед-Эминов М.Ш., 1998, стр. 95]

Таким образом, конструирование идентичности происходит в ходе постоянного изменения, трансформации разных модулей, ее составляющих, это постоянное разрушение и созидание. Из разных областей своей жизни человек берет основу, на которой потом создает себя. Идентичность каждого из нас, несомненно, включает в себя социальный, гендерный, этнический, телесный и многие другие аспекты, но является не суммой этих аспектов, а связующим звеном, единством в разнообразии. При этом подобное конструирование собственной идентичности не носит одномоментный характер. Каждый человек в своей жизни движется по некой трансформационной спирали, каждый из витков которой включает в себя сменяющие друг друга процессы различения и связывания.

Процесс различения включает в себя обнаружение расхождения между бывшим миром и миром возвращения, между Я-нынешним, Я-бывшим и Я-грядущим (дупликация самоидентичности), а так же между неповседневным модусом бытия и повседневностью будней. Это все приводит к возникновению онтологического кризиса. [Магомед-Эминов М.Ш., 1998] В онтологической трансформации личности происходит «переход предшествующего временного способа существования идентичности в последующий временной способ существования идентичности в бытийно-темпоральной работе личности» [Магомед-Эминов М.Ш., 2007, стр. 12].

Магомед-Эминов М.Ш. выделяет несколько видов трансформации. Среди них базисная (онтогенетическая) трансформация, когда исходное и производное содержание могут быть связаны тем, что исходное является базисом для производного. Так же нельзя не сказать о нормативной трансформации, которую мы описывали выше в теории Э. Эриксона и заключающуюся в том, что идентичность формируется в процессе развития определенным образом, одна Эго-идентичность сменяет другую. Потенциирующая трансформация связана с теми условиями, которые могут подтолкнуть человека к этой трансформации, например, это могут быть конгруэнтность, эмпатия, активное слушание и т.д. При объединении с индивидуационной трансформации, направленной к самости, потенциирующая образует самоактуализирующую трансформацию. Выйти за пределы повседневности и рутины в тяжелых условиях людям помогает возрождающая трансформация, а искусственная трансформация отличается от всех выше перечисленных тем, что возникает при определенном внешнем или внутреннем целенаправленном воздействии. При любой трансформации происходит работа личности, т.е. «жизненные процессы, в которых происходит становление личности как самоидентичности, как единства многообразных связей, как целостности, выполняющей связующую, управляющую, регулирующую функцию» [ Микляева А.В., Румянцева П.В., 2005].

Любая работа личности происходит во временном континууме, это не единая временная точка, а протекающий во времени процесс. Любая трансформация включает в себя элементы прошлого, настоящего и будущего Я, этот же принцип относится и к трансформации идентичности. В ходе работы личности ее прошлое, опыт трансформируется. Он воспринимается не как просто воспоминание, а через призму Я-настоящего, накладывающего на прошлое свое отношение.

Трансформация личности включает в себя два этапа- стихийный и этап становления сознательной личности. На стихийном этапе значительную роль оказывают внешние влияния. При этом становление личности может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне, потому что сознательность не играет ведущей роли на этом этапе. Развитие же сознательной личности имеет самое прямое отношение к теме нашей работы, т.к. начало этого процесса лежит в подростковом периоде, когда начинается самоформирование человека. «В подростковом периоде лишь начинает складываться сознательная самоидентичность и формироваться работа личности по самоактуализации, сознательному самоуправлению.» [Микляева А.В., Румянцева П.В., 2005]

Для полноценного понимания конструирования идентичности личностью необходимо увидеть в этом не только производство, но и процесс присвоения опыта в культурно-историческом контексте и в социальном плане как «со-бытии». Т.е. идентичность формируется личностью через связывание различных форм бытия (телесной, социальной, духовной и др.). Смысловые структуры в ходе конструирования не соединяются в одну, а связываются во временном континууме как опыт, удерживая при этом различание.

Таким образом, первый подход к конструированию в психологии ориентируется на состояние «здесь и сейчас» и во главу угла ставятся повседневные знания, тогда как второй, более современный подход, рассматривает термин конструирование более широко в пространственном и временном континуумах. Конструированию подвержена не только идентичность или даже личность, но весь жизненный мил человека.

 

 



2018-06-29 501 Обсуждений (0)
Термин «конструирование» в психологи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Термин «конструирование» в психологи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)