Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические представления об идентичности



2018-06-29 328 Обсуждений (0)
Теоретические представления об идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Само понятие идентичности является весьма разносторонним и имеет множество интерпретаций. Исследователи проблем идентичности до сих пор не пришли к единому мнению даже относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия для психологической науки. Когда мы начинаем говорить об идентичности, в первую очередь вспоминают обычно об этнической, гендерной и эго-идентичности, а потом припоминают о существовании расовой, профессиональной, религиозной и многих других.

Истоки этого понятия лежат в философии, где идентичность принималась как тождество одного предмета, явления или феномена другому. В дальнейшем в философии идентичность рассматривалась как самонаблюдаемое качество, которое оставалось неизменным при изменении окружающих условий.

Собственно в психологии понятие идентичности заняло важное место после работ Э. Эриксона. Он писал, что эго-идентичность – «это осознание того, что синтезирование «эго» обеспечивается тождеством человека самому себе и непрерывностью и что стиль индивидуальности совпадает с тождеством и непрерывностью того значения, которое придается значимым другим в непосредственном окружении» [Антонова Н.В., 1996, 59 стр]. В этом определении присутствуют индивидуальный, личностный и социальный уровни анализа человеческой природы. Идентичность любого человека складывается из множества сторон нашего бытия: пол, возраст, социальная группа, степень самопринятия и любимые музыка, кино и книги. Все это оказывает влияние на то, каким будет человек, как именно он будет взаимодействовать с окружающей действительностью и воспринимать себя в ней.

Обобщая результаты своей длительной пятнадцатилетней работы по изучению идентичности, Эриксон создал собственную уникальную схему развития человека на протяжении всей жизни. Согласно Эриксону, идентичность последовательно формируется на протяжении всей жизни, переживая несколько кризисных периодов, наиболее значимый из которых проходит в подростковом возрасте.

Он выделяет восемь стадий, которые в ходе развития проходит идентичность, на каждой из них человек делает выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности.

Также Эриксон вводит термин «психологический мораторий» для обозначения кризисного периода между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Таким образом, им был выделен подростковый период как период, имеющий важное значение для формирования идентичности.

Джеймс Марсиа был тем, кто развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: преждевременная идентичность (предрешенность), диффузия, мораторий и достижение идентичности. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути [Стефаненко Т.Г., 1999].

Чувство идентичности не всегда является осознанным. Оптимальное чувство идентичности переживается просто как чувство психосоциального благополучия. Это ощущение «себя в своей тарелке» и внутренней уверенности в признании со стороны авторитетов [Антонова Н.В., 1996].

Помимо Э.Эриксона и его последователей, работы которых лежали в рамках психодинамического подхода, идентичность исследовалась и в рамках других школ. В когнитивно-ориентированном подходе рассматриваются два аспекта - ориентированный на социальное окружение и на уникальность. Представителями данного направления являются Х. Тэшфел и Дж. Тернер. Специфика данного подхода заключается в том, что идентичность понимается тождественно Я-концепции и понимается как когнитивная схема, регулирующая поведение в соответствующих условиях. Теория социальной идентичности считается наиболее перспективным направлением для исследований. Она основывается на когнитивном и мотивационном положениях. Когнитивное включает в себя процесс категоризации, приводящий к переоценке межгрупповых и недооценке внутригрупповых различий. Мотивационное положение касается того, что потребность в самооценке мотивирует дискриминацию других групп. Дж. Тернер в ходе работы показал, что усиление межгрупповой дифференциации происходит тогда, когда является средством достижения позитивной идентичности и самооценки субъекта. Данный подход сужает понятие идентичности до самоописания и категоризации, но при этом фокусируется на исследовании функции идентичности, заключающейся в построении позитивного самоотношения. [Савина О.О., 2003]

Еще одним подходом, в рамках которого исследовалась идентичность является интеракционистский, основателем которого был Дж. Мид. Концепция символического интеракционизма рассматривает идентичность как способность воспринимать свою жизнь, поведение как единое целое. При этом существует дихотомия человека как социально детерминированное существо и человека, реагирующего на ситуацию своим индивидуальным способом. В подходе подчеркивается, что при интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба эти аспекта идентичности.

Теория Дж.Мида получила свое развитие в концепциях ролевой идентичности, концепции социальной драматургии Э. Гофмана и концепциях конструктивизма П. Бергера и Т.Лукмана. В этом направлении, в отличие от психодинамического подхода, подчеркивается противопоставление, а не интеграция социального и персонального элементов идентичности. В концепции социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана особая роль отводится социальной среде как условию формирования идентичности и дальнейшему взаимодействию идентичности и социальной среды. «Идентичность формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями. Социальные процессы, связанные с формированием и поддержанием идентичности, детерминируются социальной структурой. И наоборот, идентичности, созданные благодаря взаимодействию организма, индивидуального сознания и социальной структуры, реагируют на данную социальную структуру, поддерживая, модифицируя или даже ее переформируя.» [Т. Бергер, П. Лукман]

В рамках экзистенциально-гуманистического подхода идентичность не исследовалась сама по себе, ни К.Роджерс, ни А. Маслоу, ни Э. Фромм не пытались выявить механизмов данного явления, однако в их работах можно выделить некоторые представления о нем. В целом, в рамках этого подхода идентичность воспринимается как некое врожденное свойство человека. У К. Роджерса это часть совокупности всех переживаний, своеобразный гештальт, построенный из восприятия себя в разных ситуациях и ценностей, связанных с этими восприятиями. У Э. Фромма акцент делается на разделении социальной идентичности, как отождествления с другим человеком или группой, и персональной идентичности, как результата обособления человека от внешней среды. Таким образом, потребность в идентичности реализуется с помощью нахождения компромисса между интеграцией и отчуждением с внешней средой. А Маслоу связывает понятия идентичности и пиковых переживаний. Идентичность заключается в переживании собственной аутентичности и не является результатом, сформированным социальной средой. Переживание идентичности не происходит в обычной жизни, а является спонтанным переживанием, возникающим в момент сопротивления движению, задаваемому социальной средой.

Важное место в изучении идентичности так же занимают работы, находящиеся в рамках нарративного подхода (т.е. изучение жизненного рассказа, текста). В нем выделяются два направления. Первое опирается на соотнесение понимания человеком текста и понимания самого себя. Идентичность понимается как создание «текста» о себе, постоянный процесс самонаблюдения и самоинтерпретации. Идея личности как «текста» развивается в работах К. Гергена. Второе направление представлено работами МакАдамса, который соотносил идентичность с самопониманием и идентификацией. Ответ на вопрос «Кто Я?», выявление тех качеств, которые человек считает присущими себе, уже свидетельствует о наличии субъективной идентификации с различными внешними и индивидуальными структурами. Такой подход, на наш взгляд, интересен для изучения идентичности в Интернете в форме анализа виртуальных дневников и блогов, где внутренний «текст» приобретает внешнее проявление.

В отечественной психологии исследование идентичности было затруднено из-за внутренней политической ситуации. Понятие «идентичность» находилось под запретом, потому что советская философия и психология опирались на следующие методологические принципы: личность есть скорее общественная, чем психологическая категория; в развитии личности определяющая роль принадлежит деятельности; сущность человека - ансамбль общественных отношений; процесс становления человеческой личности включает в себя формирование сознания и самосознания. В связи с этим, в отечественной психологии разрабатывалось понятие самоопределения, как конструирования жизненного поля. Самоопределение тесно связано с взаимодействием индивида и социальной среды, индивидуальные личностные смыслы выступают в связи с пространством действования.

В отечественной социальной психологии идентификация - отождествление себя с другим - выражает установленный в ряде экспериментальных исследований эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация - механизм познания и понимания другого. Для социальной психологии важен анализ общения как сложного, многослойного процесса, главное - вычленить модели общения, формы организации этих моделей, понять идентификацию как процесс, отражающий социальную перцепцию.

В этой связи в советской общественной мысли, скорее всего, преобладает приоритет социального в объяснении идентификации и идентичности (за исключением достаточно глубоких для односторонних констатаций работ Л.С. Выготского). Индивиды зачастую предстают как «неразумные агенты», которые лишь поддерживают модели социального производства, и этим объясняется увлеченность «идентификацией» (такое представление преобладает и во многих современных психологических, социологических концепциях).

Если говорить о возможности классифицировать все существующие виды, типы идентичности, исследуемые в психологии, то степень разработанности этой проблемы на данный момент не позволяет составить качественную классификацию. Однако, мы можем рассмотреть элементы, входящие в структуру идентичности. В решении данного вопроса существует две тенденции. В одном постулируется наличие иерархии, изменяющейся во времени, и достаточно простых, прямолинейных связей между элементами идентичности [Э.Эриксон, 1996; Антонова, 1996]. Второй подход говорит о ситуативности идентичности, т.е. ее элементы могут быть противоречивыми, но личностная идентичность в целом противоречивой быть не может, т.е. в определенной ситуации одни из элементов актуализируются, тогда как другие скорее тормозятся. В таком подходе мы говорим о мозаичной идентичности. При этом и в первом, и во втором подходе компоненты идентичности одни и те же. Обычно, среди них выделяют:

-аффективный (чувственный) компонент;

-когнитивный компонент;

-поведенческий компонент (выделяется некоторыми исследователями).

Подростковая идентичность конструируется в ходе взаимодействия и под влиянием нескольких факторов, определенных объективных обстоятельств, влияющих на процесс взросления. К наиболее объективным факторам относятся:

· Природные, среди которых выделяют:

- физическое развитие, сопровождающееся половым созреванием, изменением внешности и здоровья. Именно поэтому в этот период жизни отмечается повышенное внимание к внешнему виду, болезненное переживание собственной «неполноценности» в плане здоровья или внешности;

- пол и возраст, являющиеся индивидуальными и обуславливающие место подростка среди других;

· Социо-культурные, включающие:

- особенности конкретно-исторической ситуации, в которой происходит процесс взросления подростка. Степень свободы в выборе будущего и самоопределения, наличие или отсутствие кардинальных изменений в социо-культурной среде, нормы взаимоотношений между поколениями, среди ровесников и в семье оказывают влияние на то, как конструируется идентичность;

- обстоятельства первичной социализации, т.е. бытовые, материальные, культурные и другие условия, в которых находится подросток. Например, неполная семья может оказывать как фрустрирующее, так и стимулирующее воздействие;

- социальное созревание, которое обусловлено изменением требований, предъявляемых к подростку ближайшим окружением, прав, которые у него появляются;

- условия вторичной социализации, т.е. определение направления своей дальнейшей профессиональной или учебной жизни. Смена школы или класса, поступление в институт и поиски первой работы – все эти обстоятельства оказывают безусловное влияние на то, какая идентичность будет сформирована в дальнейшем у подростка.

Современные представления об идентичности представлены зарубежными статьями. Например, в исследовании изменения личностных черт в подростковом возрасте [T.Klimstra, 2013] было продемонстрировано наличие связи в изменении личностных черт и идентичности. Так же наличие связи было показано между потребностью в идентичности и девиантным поведением в группах в исследовании Джеттен и Хорнеси [J.Jetten, M.J.Hornesy, 2013]. В работе Гротеванта и Макдермотт подчеркивается наличие проблемы в построении идентичности у приемных детей [H.D.Grotevant, J.M.McDermott, 2014].

Подводя итоги данного обзора, можно определить идентичность как совокупность устойчивых когнитивных и чувственных представлений о себе в жизненном мире, независимо от изменений, происходящих как с окружающим миром, так и с определением собственного Я. Подходы к изучению очень идентичности разнообразны, как и стороны жизни, на которые идентичность оказывает влияние. Становление человека происходит при взаимодействии множества факторов нашего жизненного мира. Очевидно, что конструирование идентичности является одной из важнейших жизненных задач человека. Теоретические представления о конструировании идентичности мы рассмотрим далее.

 



2018-06-29 328 Обсуждений (0)
Теоретические представления об идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические представления об идентичности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)