Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные исследования виртуальной идентичности



2018-06-29 872 Обсуждений (0)
Современные исследования виртуальной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

С появлением интернета, социальных сетей, чатов, блогов и т.д. в разговорах об идентичности появилось еще одно направление – виртуальная идентичность. Это относительно новое явление рассматривается как отечественными, так и зарубежными авторами.

Ранние исследования на онлайн самопрезентации, в основном, сосредоточены на изучение анонимности в интернет- среде. Такие исследования показали, что люди, как правило, участвуют в ролевых играх и актах девиантного поведения в мире онлайн . Более поздние исследования изучили существование личности на менее анонимных интернет-ресурсах, таких как сайты знакомств.

В 2000-х годах проводились исследования самопрезентации и идентичности в социальных сетях, например, Facebook [Sh. Zhao, Sh. Grasmuck, J. Martin, 2008], которые демонстрировали, что в сетях подобного типа превалирует самопрезентация с помощью визуальных факторов (картинки, фотографии), «не напиши, а покажи». При этом причины использования социальных сетей лежат в реальном мире, т.е. реальное окружение делает использование социальных сетей столь привлекательным для нас [Christy M.K. Cheung, Pui-Yee Chiu, Matthew K.O. Lee, 2010; B. Chen, J. Marcus, 2012]. Компьютерные сети служат для поддержания реальных социальных связей.

Не менее интересным объектом для изучения являются блоги. Публичный дневник, в котором в хронологическом порядке человек отображает свои мысли, чувства, окружающие его события и т.д. представляется неиссякаемым источником информации. Блоги как продукт слияния ключевых элементов человеческих желаний - выразить свою идентичность, создать сообщества , структурировать свой прошлый и настоящий опыт - с основными техническими особенностями цифровой связи 21-го века [Laura J. Gurak and S. Antonijevic, 2008]. Исследование блогеров [J. Min, H. Lee, 2011] показало, что зачастую ведение блогов тесно связано с самооценкой. Респонденты сравнивали блог со вторым миром, вторым своим Я, где могут выражать мысли и чувства, проявлять качества, которые обычно оказываются скрыты. В отечественном же исследовании блогов [Асмолов А.Г., Асмолов Г.А., 2010] акцент исследования был смещен в сторону изучения блогосферы как нового направления в журналистике. Авторы пришли к выводу, что за последние 10 лет установка анонимности и «карнавальности», свойственной чатам и программам для обмена сообщениями, сменилась тесной связью виртуальной и реальной жизни. Социальные сети (Фейсбук, Одноклассники, В контакте и т.д.) сейчас используются для общения со знакомыми и родственниками, а блоги освещают реальные события из жизни автора. Интернет объединяет возможность вести «двойную жизнь» и в то же время значительно расширить свое социальное окружение. При этом авторы отметили, что социальные сети содержали в себе лишь внешнюю оболочку идентичности, а для полноценного раскрытия личностной идентичности более подходящим местом выделили блоги, ставшие некоей «платформой для контента личности в виртуальном мире». Интересным фактом является то, что разные культуры обуславливают приверженность к разным типам самопрезентации в социальных сетях. Например, было выявлено, что жители Сингапура чаще обновляют аватарки и фотографии, в то время как американцам свойственно чаще писать о событиях [J. Rui , Michael A. Stefanone, 2012].

Еще одно отечественное исследование, опубликованное в 2013 году [Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю., 2013] затронуло важную тему альтернативных идентичностей. Зачастую пользователи создают не одну, а несколько страниц в социальных сетях, данные а которых отличаются от реальных. Это может быть частичное изменение, когда для самопрезентации умышленно скрываются или искажаются некоторые данные, а может быть и полное, когда создается совершенно новая личность или заимствуется чужая (двойники звезд и т.п.). По данным этого исследования, 51% из 1600 респондентов хотя бы однажды искажал о себе информацию в социальных сетях или блогах. Чаще всего искажалось имя или возраст, а реже всего политические и религиозные взгляды.

Альтернативные идентичности исследовались не только в отечественной психологии, но и в зарубежной. Виртуальные сообщества позволяют притворяться другим человеком или обладать другой самоидентичностью за небольшую плату или бесплатно. В 2012 году было опубликовано исследование [A. Suh, 2012], в котором проверялся индекс несоответствия реальной и виртуальной идентичности. Результаты этого исследования эмпирически продемонстрировали, что люди создают виртуальных себя, отличных от себя реальных , и это показывает , что степень расхождения между виртуальным и реальным Я влияет на поведение людей в виртуальных сообществах. Кроме того, создание более позитивной идентичности в виртуальной реальности способствует увеличению активности в виртуальных сообществах, увеличивает вклад конкретного индивида.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что не смотря на длительную историю изучения идентичности в целом и подростковой идентичности в частности, сложно выработать единое мнение об этом понятии. В дальнейшем исследовании мы будем опираться на представления об идентичности как пластичном образовании, которое изменяется, конструируется в четырехмерном временном пространстве с помощью механизма трансформации.

Подростковый возраст, который мы ограничили рамками 10-19 лет, является одним из самых сложных периодов становления личности, в этот период подросток «зависает» в переходе между ребенком и взрослым, новые проблемы и новые обязанности не соотносятся им с новыми правами. Современные подростки одновременно существуют в двух мирах, реальном и виртуальном. Существование в виртуальном мире оказывает значительное влияние на реальное поведение подростков, однако многочисленные исследования виртуальной идентичности обычно проводятся на взрослых респондентах, затрагивая одну из самых проблемных групп населения лишь частично. Именно поэтому наше дальнейшее исследование будет посвящено тому, как же связаны конструирование идентичности подростками и их существование в виртуальной реальности.

 

 

Список использованной литературы

 

Книги

 

 

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в зарубежной и социальной психологии. Москва, 1995.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров // М.: МПСИ, 1996. - 768с.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, Москва, 1995.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, Москва, 1998.

5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста., Дис. канд. психол. наук, Москва, 2001, 199 c.

6. Заковоротская М. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов –на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999, С.-200.

7. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности. Автореферат диссертации. Москва, 2009, С.-53.

8. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. Т.I, Москва, ПАРФ, 2007, С.- 560.

9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. Москва, ПАРФ, 1998, С.- 496.

10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: изд-во РГПУ, 2008. С.- 8-47.

11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005, С.- 940.

12. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. С.-320

13. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и корсскультурной психологии. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2011, С.- 238.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006, С.- 342.

15. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социал.-психол. подходы: науч.-аналит. обзор // - М.: ИНИОН, 1999. - 115 с.

 

Статьи

16. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1., С.-131-143.

17. Асмолов А.Г. Психология и социальное конструирование реальности// Выступление на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии»,Москва, 2008.

18. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3

19. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 С. 76-81.

20. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII /под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 395-430

21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII /под редакцией В.С.

22. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Социально-психологические особенности населения Сети // Планета Интернет. 1999. № 30 , С. 18-21

23. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю Особенности проведения психологических исследований через Интернет: проблемы достоверности данных // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 254-255

24. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю., Меламуд В.Э.Исследование особенностей "компьютерной" субкультуры // Социологический сборник. Выпуск 7 / Институт молодежи. Кафедра социологии; под общей редакцией В.А. Лукова. М.: Социум, 2000. С. 204-218

25. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3 (19) С. 72-80.

26. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 75-78.

27. Жичкина А.Е. Особенности "Я"-концепции и представлений о виртуальном общении подростков // Тезисы международной научно-практической конференции "Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен". М., 2001.

28. Магомед-Эминов М.Ш. Психика как работа // Вестник Московского университета, серия 14, 2011. №4., С. -92-198.

29. Ожигова Л.Н. Методологические проблемы изучения кризиса гендерной идентичности личности // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: Матер. Междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» / Ред.-сост. Е.А. Баллаева, О.А. Клименкова, Л.Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИИ; Солтекс, 2005. С. 134–142.

30. Пронин В.В. Трансформация идентичности в пространстве интернета. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачесвского, №4, 2011. С.- 126-132.

31. Савина О. О. Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета, серия 14, 2011. №4., С. -118-128.

 

Интернет-источники

 

32. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, 2011

33. http://www.bestreferat.ru/referat-216910.html

 

Иностранные источники

34. J. Min, H. Lee. The change in user and IT dynamics: Blogs as IT-enabled virtual self-presentation // Computers in Human Behavior, 2011

35. B. Chen, J. Marcus. Students’ self-presentation on Facebook: An examination of personality and self-construal factors // Computers in Human Behavior, 2012.



2018-06-29 872 Обсуждений (0)
Современные исследования виртуальной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные исследования виртуальной идентичности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)