Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная



2018-07-06 316 Обсуждений (0)
Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, мы видим, что в традиционных сообществах люди не просто придавали большое значение снам, но и использовали разного рода приемы для того, чтобы из сновидческого опыта воздействовать на развитие событий повседневной реальности в благоприятном для себя ключе. Практика современного психотерапевтического использования сновидческих материалов для коррекции жизненных ситуаций индивида также свидетельствует о том, что между бодрственной жизнью человека и реальностью его снов существует, пусть и не вполне понятная, взаимосвязь. Например, если во сне человек переживает какой-то неприятный опыт или же предпринимает действия, которые в рамках сновидческих техник расцениваются как неверные (например, бежит от опасности), это может негативно сказаться на положении дел в его «дневной» реальности. И напротив, если сновидцу удается разрешить во сне некоторую проблемную ситуацию, это самым положительным образом влияет и на его бодрственную жизнь. Так каково же отношение между разными типами реальностей, если такое взаимодействие оказывается возможным?

Я убеждена, что мир - как глубинная реальность - устроен таким образом, что он не функционирует изолированно от субъекта. При этом хотелось бы уточнить: обычно, когда говорят, что человек и мир - одно целое, подразумевают некое размытое, позитивно-окрашенное переживание единения, целостности человека и мира и т.п. Я предполагаю гораздо более жёсткое содержание: человек и мир действительно составляют целое, и это проявляется в том, что параметры составляющей «человек» влияют на параметры составляющей «мир». Влияют не метафорически, а самым буквальным образом: мир обнаруживает себя человеку в том облике, который соответствует, воспроизводит базовые параметры, характеристики самого этого человека. Иными словами, отношения в диаде «человек-мир» организованы таким образом, что мир стремится подстроиться под диспозиции субъекта, соответствовать его ожиданиям, убеждениям, верованиям. Иными словами, мир поворачивается к человеку той стороной, которую тот готов видеть, а видеть человек готов то, что соответствует его собственной внутренней природе. (Именно поэтому суфии говорят, что стать невидимым легко: надо просто, чтобы твои действия не соответствовали ожиданиям окружающих.)

Тогда можно сказать, что индивидуальная реальность любого человека представляет собой результат наложения матрицы его внутренней природы на универсум мира. Когда накладывается матрица эго, человек видит те аспекты, которые соответствуют параметрам его эго. Они могут быть для него неприятны, но, тем не менее, они достаточно приемлемы, чтобы преодолеть барьер цензуры сознания. Если же на мир накладывается матрица глубинной структуры индивида (как раз и выражающей его базовые предиспозиции о мире и о себе), то результатом такого взаимодействия-запроса будет реальность жизненных ситуаций, отвечающая потребностям, ожиданиям, чувствам и желаниям, существующим на самых глубоких, зачастую недоступных сознанию уровнях личности.

Так и получается, что человек подозрительный, не склонный доверять другим, будет регулярно попадать в ситуации, которые будут убеждать его, что он прав: другим действительно верить нельзя. И чем сильнее становится его вера в это, тем больше его мир (подлинный, реальный мир жизненных ситуаций) будет напоминать королевство кривых зеркал, где всё - ложь и обман[6]. Агрессивному человеку мир откроется как агрессивный. Более того, в ситуациях, которые будут к нему «подтягиваться», обнаружится много такого, что будет провоцировать его на проявления агрессии и тем самым как бы подкреплять его базовую убежденность, что именно такие формы взаимодействия конструктивны и оправданны.

Подобное понимание взаимообусловленности событий в разных реальностях характерно для многих духовных традиций. Вот как об этом говорят суфии:

Мир - проекция твоих чувств,

Космос - форма божественного закона,

Твой здравомыслящий отец.

Когда ты испытываешь по отношению к нему

Неблагодарность,

Очертания мира кажутся злобными и уродливыми.

Помирись с этим отцом, с изысканностью узоров,

И все пережитое наполнится ощущением близости[7].

Когда вы думаете, что ваш отец

Повинен в несправедливости,

Его лицо выглядит жестоким.

Иосиф своим завистливым братьям

Казался опасным.

Когда вы помиритесь с отцом,

Он будет выглядеть умиротворенным и дружелюбным.

Весь мир есть форма истинности.

Когда человек не ощущает благодарности к ней,

Форма выглядит так, как он это ощущает.

Она отражает его злобу,

Его своекорыстие и страх.

Помирись с Вселенной.

Возрадуйся в ней.

Она преобразится в золото. Воскрешение

Наступит сейчас. Каждое мгновение -

Новые красоты.

 

И никогда никакой скуки!

Вместо нее изобильный, изливающийся

Звук многих источников в твоих ушах[8].

Итак, главную особенность природы глубинного мира я усматриваю в том, что в отношении него действует принцип относительности сродни эйнштейновскому: позиция наблюдателя влияет на поведение системы. Человек не просто «видит» в окружающем то, что ожидает, что готов увидеть. Фундаментальной характеристикой глубинной реальности является то, что она действительно подстраивается под диспозиции субъекта. Параметры наблюдателя влияют на поведение системы: система стремится оправдать его ожидания. Поэтому, на мой взгляд, и верна психотерапевтическая констатация: описывая ситуацию, человек описывает себя. И это так и есть, поскольку система ведёт себя в соответствии с его ожиданиями. Как говорят суфии, в мире возможно всё. Но реализуется в отношении данного субъекта то, что соответствует его предиспозициям. В итоге человек имеет дело - на практике, а не в фантазиях - именно с той реальностью, которая воображается, мнится ему, в подлинность которой он верит.

В этом я вижу глубинный смысл утверждения «по вере вашей дано вам будет». В этом же я вижу реализацию принципа справедливости воздаяния: природа глубинной реальности такова, что человек обрекается на то, чтобы на своём опыте («на собственной шкуре») испытать, опробовать то, что он адресует миру, примерить на себя тот «костюмчик», который сшит по его собственным меркам.

В этом же я вижу смысл метафоры «зеркало», которая так часто встречается в дзэнских текстах: мир лишь зеркало, в которое человек смотрится, чтобы увидеть себя. Это не просто красивые слова. Это верное описание логики отношения человека и глубинной реальности.

 



2018-07-06 316 Обсуждений (0)
Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реальности: глубинная, индивидуальная, сновидная

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.048 сек.)