Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям.



2018-07-06 469 Обсуждений (0)
Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям. 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка рабочих и служащих означает получение человеком первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации — это та­кая форма ПТО, которая позволяет работнику поддерживать, расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания и умения. Перепод­готовка тоже форма ПТО, с помощью которой можно освоить другую про­фессию.

Согласно Закону об образовании, профессиональные учебные заведения могут учреждаться органами образования, государственными предприятия­ми и организациями, кооперативами, акционерными обществами, общест­венными организациями и отдельными гражданами. Учредителями их могут быть и иностранные граждане и организации. Для создания их необходима государственная регистрация. Они могут объединяться в учебно-производст­венные ассоциации, комплексы, концерны и другие объединения по отрасле­вому или территориальному принципам для координации деятельности, за­щиты своих прав и законных интересов.

Тип образовательного учреждения определяется учредителями. Это мо­гут быть простые ПТУ — профессионально-технические училища, дающие лишь профессиональное образование по рабочим специальностям; СПТУ — средние профессионально-технические училища, дающие параллельно с ра­бочей специальностью общее среднее образование. Возможно смешение этих типов на базе одного училища. Кроме того, существуют СПТУ продвинутого типа, дающие учащимся высшее рабочее образование. Тогда их именуют ли­цеями, высшими профессиональными училищами (ВПУ или ВПТУ) и даже колледжами. Последние дают полувысшее образование по соответствующе­му рабочей специальности профилю.

Учреждения начального и среднего профессионального образования так­же могут быть очными, заочными, дневными и вечерними. Сроки обучения в них тоже гибкие, устанавливаются в зависимости от сложности специальности, уровня даваемой квалификации и других факторов.

Система профессиональных образовательных учреждений охватывает подготовку рабочих по объединенным учебным груп­пам профессий (специальностей). Учебная группа профессий — это совокупность родственных и смежных профессий на основе широ­кой общеотраслевой группировки. Она характеризуется:

высокой степенью укрупнения профессий и специальностей;

совокупностью знаний, навыков, умений, которые формиру­ются у обучаемых на основе общности орудий и основных матери­алов, применяемых в производственной деятельности;

схожестью содержания выполняемой работы;

применением одинаковой технической документации;

единством технологических функций;

единством принципов управления разными машинами и ме­ханизмами. (Батыршев С.Я. Подготовка рабочих по группам профессий // Сов. Педагогика. 1987. №4. С. 64.)

Учебные группы профессий — это не произвольные умозри­тельные конструкции, а отражение общности средств производст­ва. Выделяются 4 типа объединения рабочих специальностей.

I тип — объединение специальностей на общей основе, харак­терной для содержания, средств, орудий и предметов деятельности. Эта инвариантная часть объединяет родственные профессии и обес­печивает подвижность функций специалиста, его способность бы­стро адаптироваться к изменяющимся условиям. Примером может служить профессия наладчика холодноштамповочного оборудова­ния, включающая в себя 18 наименований специальностей.

II тип — неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций, например токаря, сочетает­ся с применением умений и навыков других профессий: слесаря, электромонтера и др. В этом случае необходимы широта диапазо­на производственной деятельности, разнообразие выполняемых работ, реализация не только традиционных функций своей про­фессии, но и функций других профессий. Возможности совмеще­ния профессий в этом случае определяются требованиями данно­го производства, экономической целесообразностью, рациональностью использования, а также желаниями и потребностями обучаю­щихся.

III тип — совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На современных станках одновременно и последовательно можно выполнять разнообразные операции: токарную обработку металлов, обработку плоскостей фрезерованием, сверление, расточку отверс­тий, нарезание резьб. Выполнение какой-либо одной из операций не обеспечивает полной загрузки рабочего. Поэтому рабочий ши­рокого профиля, обслуживающий такие станки, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика.

IV тип — сочетание профессий, при котором отсутствует об­щность научно-технических основ труда (например шофер-радист).(Батыршев С.Я. Указ. соч. С. 62 - 67.)

Профессиональные образовательные учреждения создают свою систему управления, основанную на демократических началах и широком самоуправ­лении. Учредители создают Попечительский совет, самоуправление реали­зуют через общее собрание коллектива, методическое руководство — через педагогический совет и методические объединения.

Все эти законы (Закон о занятости населения. Закон о профессио­нально-техническом образовании. Закон об образовании) есть формы моделирования системы ПТО. Они задают цели, общие направления ее создания и развития. Проектирование деятельности конкретных училищ, курсов на этом не заканчивается. Оно продолжается созданием собст­венно педагогических моделей училищ в форме концепций, положений, уставов.

Концепция профессионального образования, рассмотренная в п. 3.2, про­должает проектирование, конкретизируя модели системы ПТО, заложенные в законах. Согласно концепции, предполагается развитие системы подготов­ки рабочих по трем уровням квалификации и введение в стране высшего, среднего и начального рабочего образования. Концепция определяет типы и виды училищ (таблица 25).

Создавая каждую из форм рабочего образования, особенно высшего, уч­редители учитывают принципиально новые условия рыночного существова­ния и потому разрабатывают свои концепции. Главное при этом — знание законодательных актов, потребностей рынка рабочей силы и своих возмож­ностей.

Таблица 25



2018-07-06 469 Обсуждений (0)
Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональное образование — это система подготовки рабочих и служащих, повышения их квалификации и переподготовки по новым, профессиям.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)