Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире.



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Гуманизация - предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
2. Гуманитаризация - означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
3. Интернационализация — понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
4. Компьютеризация — использование новых современных технологий обучения
5. Демократизация — образование становится доступным для широких слоёв населения.
6. Непрерывность — в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.
7. Рост продолжительности образования — удлинение сроков обучения

Методы воспитания и проблема их классификации.

Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Можно предложить следующую классификацию методов воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций);

- методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);

- методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);

- методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.),

- методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

Все они совокупно влияют на все сферы человека. Однако один метод воспитания отличается от другого только тем, на какую именно сферу он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.

Педагогическое воздействие — одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее деятельности.

Выбор методов воспитания зависит от следующих факторов:

- цели воспитания;

- содержания и закономерностей воспитания;

- ведущего типа деятельности для данного возраста воспитанников;

- сравнительных возможностей различных методов и приемов воспитания;

- возрастных особенностей воспитанников;

- индивидуальных, и половых особенностей;

- воспитательных задач и условий их решения;

- уровня воспитанности и мотивации поведения. Определяющие условия:

—индивидуальные личностные особенности учителя;

—индивидуальный стиль его педагогической деятельности;

Уровень его профессиональной компетентности.

Билет

Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки. Возникновение и развитие теории обучения и образования в соответствии с изменяющимися общественными интересами.

Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется»; оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И.Ф. Харламов). Оно и «процесс деятельности преподавания и учения» и «познание или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности, эти и другие аналогичные определения «обучения» не раскрывают его сущность. Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.Но знания, умения, навыки -- не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. Значит, отношение «учитель -- ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик -- приемник». Вряд ли можно согласиться и с другим определением понятия процесса обучения, согласно которому «процесс обучения -- это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» . Смысловая нагрузка в этом определении падает на «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся». Но легко заметить, что указанное взаимодействие весьма неопределенно, аморфно, так как не указывает на механизм его реализации, а следовательно, обходит саму сущность обучения как целостного педагогического явления.«Процесс обучения на современном этапе... это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика». В этом определении акцент переносится не на учителя и учащихся как субъектов деятельностей, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленные, взаимосвязанные, последовательно развивающиеся деятельности. Обучение в этом определении выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми. При этом, сделав акцент на содержании самого процесса обучения, авторы упускают в этом определении одно существенное обстоятельство, а именно, что система деятельности в обучении не только создается самими людьми, но и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них.Возникновение и развитие теории обучения и образования в соответствии с изменяющимися общественными интересами.Обучение как особый вид общественной деятельности возникло еще в Древнем мире и в средние века. В соответствии с изменившимися общественными потребностями создаются условия для становления теории обучения и образования, которая наиболее четкое оформление получила в труде великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670) «Великая дидактика» (1632).Чешский педагог впервые выдвинул задачу «всех учить всему». Он подверг острой критике схоластическое догматическое обучение в условиях средневековья. Что можно прививать сознанию, отмечал он, «...навязывалось, вдалбливалось, даже вколачивалось насильно». Я.А. Коменский отмечал, что истина всех знаний - ощущения, чувственное восприятие, нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях. Естественно, и учить детей следует путем наблюдений окружающих их вещей, выявления причинных связей.Великий чешский педагог требовал, чтобы каждый ученик все изучал сам собственными чувствами, пробовал все произносить и делать, начинал все применять в соответствующих упражнениях в наблюдении, в речи, в практике. Я.А. Коменский впервые обосновал принципы, правила обучения, его формы и методы. Счастлив народ, утверждал он, богатый хорошими школами, учебниками, учреждениями и методами обучения и воспитания.

2. Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в школе.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, на-сколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педа-гогическому процессу, как планомерность и систематичность» управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности» определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Структура плана воспитательной работы класса включает в себя следующие разделы:



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)