Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРЕТЬ 12 ВЕКА – 1 ПОЛОВИНА 13 ВЕКА



2018-06-29 904 Обсуждений (0)
ТРЕТЬ 12 ВЕКА – 1 ПОЛОВИНА 13 ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Февраля 2018 год

Древнерусская литература (11-17 век)

- Образование государства;

- Появление письменности;

- Высокоразвитые формы устного народного творчества;

В основе лежит система нравственных идеалов: самосовершенствование человека и государство. Чувствуется коллективное сознание.

Основная цель древнерусской литературы – это поддержка политической структуры общества. Остаётся вопрос об объёме наследия и хронологии (особенно начальная точка – большое количество произведений было утеряно, в большей степени из-за пожаров и военных действий, к тому же не было условий для хранения книг).

Предпосылки:

1. Славянская азбука (Кирилл и Мефодий – 863 год)

2. Принятие христианства – 988 год. (Культурные обряды, образы и так далее. Допускалось свободное развитие языка. Возникает двуязычие на Руси: церковнославянский и древнерусский. Это привело к различным стилям в русском языке. Формируется система образования: изучение текстов в основном, перевод, донос до аудитории. Формирование школ при монастырях.)

- Полная перестройка от язычества;

- Меняется представление об историческом процессе (Русь – полноправный участник мировой истории);

Источники:

1) Устное народное творчество (былины, сказания, фольклор: к 11 веку переход от мифов к истории страны. Фольклор очень многое дал письменной литературе);

2) Книжная христианская культура (взаимодействие религий, образуется народное христианство – совмещение двух вер, это база для письменных творений);

3) Искусство устной речи (проповеди, светские речи, ораторские работы, воздействие на аудиторию);

4) Деловая письменность (афористичность литературных памятников).

Философские основы:

- Евангелие;

- Апостол;

- Псалтырь;

Они авторитетны (дидактический пафос. Текст должен научить.). Процесс толкования священных текстов. Работа со смыслом жизни.

Слово – то, что даётся на свыше, оно не может быть случайно.

Мир: 1. Материальный (краток, полон страданий). 2. Вечность (духовное бытие).

Познание мира с помощью разума и духовного прозрения. Баланс между предметом осмысления.

Специфика древнерусской литературы:

- рукописная (создание книги – долгий процесс);

- анонимная (полное исключение авторской индивидуальности);

- церковная (книги сохранились лучше из-за монастырского хранения);

- историческая (не теряет связи со своим временем и говорит об историческом процессе).

Художественный метод:

1) Символизм (ведущий принцип, мир предметов, лишь проявление мира духовного, человек должен уметь видеть за символами смысл);

2) Традиционализм (обращение к авторитетам и традициям, есть канон);

3) Дидактизм (поучительная роль литературы, воспитание человека);

4) Ритуальность (воспроизведение ритуала быта, человек – это функция в обществе).

Период древнерусской литературы:

1. Литература древнерусского государства (11 – первая половина 13 века);

2. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина 13 – первая половина 15 века);

3. Литература периода создания и развития централизованного русского государства (16 – 18 век)

1. Начальное формирование древнерусской литературы (конец 10 – первая половина 11 века);

2. Литература Киевской Руси (середина 11 – первая треть 12 века) – тема величия русской земли;

3. Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть 12 – первая половина 13 века);

4. Литература борьбы с татаро-монгольским игом и начала формирования русского государства (вторая половина 13 – 15 век) – нравственный идеал, историческое занимательное повествование;

5. Литература централизованного государства (конец 15 – 16 век);

6. Литература формирующейся русской нации (17 век) – меняется система жанров, литература стала более бытовой;

А) первая половина 17 века – активное развитие сатиры;

Б) 1660 год – начало 18 века – профессиональная драматургия.

 

Февраля 2018 год.

Система жанров.

Вместе с христианством Древняя Русь принимает и систему жанров письменной литературы, идёт очень мощная переводческая деятельность. Очень активно берутся жития, хождения, позже – переводы идут в сторону заимствований из Западной Европы. Качественно меняется система переводных жанров, которые заимствуются.

Здесь мы говорим о канонах произведений, в большей степени текст, который формируется по канону, а не только по жанру. Церковная литература тесно связана с культом, с ритуалом. Наиболее важные – писания, далее – толкования, размышления. Далее – жития (наиболее устойчивый жанр. Оно приспосабливалось к задаче и условиям) и так далее.

- Житие: патерик (Главное – занимательность. Сосредоточен на наиболее важных фрагментах жизни героя. Описание жизни церковных иерархов, обращение к авторитетности. Наглядный пример применения в жизни применения нравственных норм; человек, отличающийся авторитетным нравственных поведением), княжеское житие (очень чёткая идеологическая задача – укрепление авторитета княжеской власти. Подчёркнутый историзм. Работа с реальными фактами. Это пограничный жанр: и церковная литература, и светская литература);

Главное – самосовершенствование, победа духа над плотью. Изначально литература формируется в ранние периоды христианства. Жанр вбирает в себя историческое описание, а также имеет признаки надгробной похвальной речи.

Занимательность и поучительность = основные черты.

Мало бытовых подробностей, факты жизни преобразуются для оттенения духовной жизни героя. В целом композиция устойчива: всегда есть указание на семью, на происхождение (или продолжает линию, или становится лучше), детство и период взросления (герой с самого детства отличается от своих сверстников, он любит уединение), далее или вступление в брак по воле родителей, или герой остаётся одиночкой, далее всегда уход от семьи, от общества, после –искушение. После подтверждения морали он образует монастырь, становится учителем для других, не прекращая благонравную жизнь. Далее всегда есть описание смерти – обычно, мирная и тихая, предсказанная самим героем кончина. После его смерти случаются чудеса на могиле. Финальный элемент – похвала.

Формы – краткие для богослужений, есть распространённая для чтения.

- Хождение;

Жанр очень распространён. Человек воспринимается как человек в постоянном пути к истине, в постоянном поиске. Человек – половник. Изначально – путешествия к святым местам, постепенно жанр становился более светским.

На первый план выходит описание внутренних переживаний героя.

- Апокриф;

Изначально, это сочинения для образованных читателей, постепенно идёт переосмысление, апокриф стал ещё одной версией священного писания. Здесь церковь регулирует процесс, создаются списки допустимых апокрифов и недопустимых. В ДРЛ апокрифы становятся легендарно-религиозного характера, которое по теме очень близко к текстам заветов, но расходятся в трактовке событий и образов героев. Это смешанный жанр, вольный пересказ канонических текстов.

1. ветхозаветные; (Ева, Адам, царь Соломон, Давид)

2. новозаветные; (Христос и его товарищи)

3. эсхатологические; (конец света и жизнь после. мощный инструмент воспитания)

Легенды идут из Болгарии. Канонический текст пересказывается более простым языком, их проще понять, они более конкретные.

Изначально приходят на Русь в переводной литературе, позже – создаются свои. Сюжеты аналогичные (Например, «Хождение Богородицы по мукам»). Они часто даются в форме описания путешествия по загробному миру, сюжеты и подробности варьируются в зависимости от социальной среды, в которой пишется апокриф.

Популярна она из-за занимательности, конкретности образов, постепенно они вбирают в себя элементы действительности.

- Естественнонаучные сочинения («Физиолог» - что такое мир, что такое человек. На этой базе развиваются русские сочинения. Византийские хроники дали начало русскому летописанию, религиозно-дидактические, светские изложения, хроникальный текст позволил русской литературе начать осознание себя);

Да, «Физиолог» - это знание научное, но не полностью, встречаются фантазийные элементы. Можно встретить единорога, различных чудесных птиц и так далее. Очень многие свойства и описания животных присущи человеку (образ горлицы – символ супружеской верности и любви).

- Историческая литература: повесть (делает акцент на фактографию, реальный исторический материал, фантастики и вымысла нет), сказание, предание – более вымышленный сюжет, но исторические элементы тоже есть;

Вся историческая литература включена в состав летописи. Основное направление развития – разрушение устойчивых жанровых канонов.

Это уже светская письменность.

- Беллетристика: вирши, школьная драма, сатира, бытовая повесть, новелла;

Занимательность, бытовые описания, одежда, семья, окружение. На смену историческим героям приходят вымышленные.

 

 

Каждый жанр обладает определённым стилистическим каноном, особенностями художественного отображения, на этой почве можно выделить периодизацию (периодизация Д.С.Лихачёва) по стилям:

1) (светская письменность) Стиль монументального историзма (11 – 13 век). Очень чётко связан с феодальным устройством общества, характерен для летописей, воинских повестей, княжеского жития, в большей степени в текстах по заданию князя, а не в церковных текстах.

Человек – функция, он не индивидуальность. Князья, официальные события – центр повествования. Человек оценивается с точки зрения соответствия своим социальным функциям и ролям.

Два идеала – идеал светский (образ князя) и идеал церковный (митрополиты, епископы, святые).

2) Народный эпический стиль (11 – 13 век). В изображении человека сильно влияние фольклора, множество преданий в летописях. В народном эпическом стиле большее внимание уделяется индивидуальным характеристикам героя. Человек подвига индивидуального.

Описание внешних поступков, пока не даются внутренние переживания героев, они не интересны литературе. Литература часто говорит о неожиданных поступках, здесь прямая связь героя и его поступка.

Этот стиль окажет влияние на формирование патриотических произведений.

Вошли в литературу женские персонажи, которые выделяются своими внутренними качествами.

3) Экспрессивно-эмоциональный стиль (14 -15 век).

Начинается попытка исследовать человека как индивидуальность; работа с психологией, с разнообразием человеческих чувств. Начинается абстрактный психологизм, начинается разговор об эмоциональном отклике и о том, что он для себя считает необходимым. Смена выбора моментальна – меняется внутренняя эмоция, это связано с проблемой свободы воли. Неустойчивость психологических состояний человека, это не внутренний выбор, а внешний, эмоциональный.

Этот стиль работает на максимуме выражения эмоций – экспрессия. Отсюда следует огромное количество эпитетов– автор поражен разнообразием и величием эмоций человека (плетение словес). Здесь частотны жалобы автора, что ему не хватает слов для выражения состояния. Возникает ощущение бесконечности смены эмоциональных состояний.

Тоже говорится о поступках, о подвигах, но на первый план выходит не сам подвиг, а отношение к нему, его переживание – огромную роль начинает играть монолог.

4) Идеализирующий биографизм (!6 век). Интерес к правителю, происходят биографии русских князей, вновь начинается разговор о роли человека в общества, но возникает элемент индивидуализации (царь – не просто царь, а индивидуальность). Начинает допускаться вымысел, вымышленные элементы - речи, играющие большую роль. Но вымысел в рамках дозволенности. Автор позволяет себе допускать эмоциональное раскрытие героев, которого на самом деле быть не могло. Тексты наполняются иллюстративностью. Вымысел придаёт биографии занимательность. В результате формируется повествовательный стиль, работающих на подробное раскрытие образов человека в литературе.

 

 

ФЕВРАЛЯ 2018

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ 11-13 ВЕК.

Изначально первый большой блок литературы – произведения переводные (в основном из Византии). На их базе Русь копит свой потенциал.

Середина 11 столетия – первые собственные произведения Руси. Связаны с политическими причинами, главным процессом становится утверждение самостоятельности Руси. Литература стремится закрепить авторитет власти, формируется свой перечень жанров. Делятся на две группы:

ЖАНРЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ – предания, сказания и повесть. Опираются на фольклор. Эти произведения делают акцент на достоверности изображаемых событий. Они не допускают вымысла, но категория чуда – это естественно, это органичный элемент. Факты документированы. Каждый вид исторических жанров приобретает свои черты. А вместе они входят в состав летописей. А внутри летописей этот материал распределяется по датам и местам. Основные темы: военные действия, княжество, природные явления итак далее.

МОРАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (религиозные жанры) – слово, поучение, житие, хождение. Они делают акцент на воспитательной стороне.

 

Летописи начинают складываться с 11 века в Киеве и Новгороде, летописи пишутся в основном при монастырях.

 

«Повесть временных лет» - письменный памятник начала 12 столетия, культурный, литературный, политический, в котором запечатлен процесс создания русского государства и начало смуты, раздробленности. Русь показана как полноправный участник всемирной истории. Две основные вариации: лаврентийская летопись (1377 год), в который включена «Повесть временных лет» (в редакции до 1110 года) и суздальская летопись до начала 14 века. Другая вариация – ипатьевский список (начало 15 века), здесь редакции «Повести временных лет» до редакции 1113 года, а также киевская и галицко-волынская летопись, к тому же первая новгородская летопись, созданная в 30-ые годы 14 века.

Летопись не формируется на пустом месте, она создаётся на базе нескольких источников:

- первая версия (Шахматов). «Повесть временных лет» – текст, составленный из более ранних источников, свод нескольких летописей 11-13 веков. Шахматов говорит, что это работа нескольких летописцев, начиная с 11 века. Он опубликовал свою гипотезу в начале 20-ых годов, сделал много анализов, таким образом попытался построить текст «Повести…». Начиналась она с «Древнейшего Киевского свода», он доведён до 1037 года, связана история с тем, что в 1039 году Киев завёл собственную митрополию, Русь начинает активно работать на собственный суверенитет. Летопись работает на подчёркивание самостоятельности. 1036 год – Новгородская летопись, тогда и создаётся новая редакция «Древний Новгородский свод».

Середина 70-ых годов 11 века – «Первый Киево-печорский свод» на основе древнейшего киевского свода. «Второй Киево-печорский свод» - 1095 год (Начальный свод – Шахматов) добавляются источники из греческих хроник и греческих рассказов. Он и стал основой для «Повести…».

Редакции «Повести…»:

- 1113 год – монах Нестор; делала акцент на Святополке.

- 1116 год –Игумен Сильвестр; по заданию великого князя. Игумен добавил сведения о Мономахе, он был выдвинут на первый план.

- примерно эти же годы (1118) – по заданию Мстислава Владимировича;

 

Д.С.Лихачёв выдвинул идею, что «Древнейшего киевского свода» не существовало, летописи создавались как идеологический текст. Летопись – интерес к прошлому родной страны. Именно в 30-ые годы была произведена первая запись, по мнению Д.С.Лихачёва, устных преданий об исторических событиях, предания, носившие антивизантийский характер. На базе первоначальных сказаний формируется текст летописи, начинает трансформироваться система. Начинается погодное повествование.

Гипотез очень много.

 

Ведущей темой в летописании становится тема патриотического отношения к стране, тема родины. В качестве материала привлекаются самые разные источники: устные материалы, легенды, героические песни, а также письменные источники (они дают русским летописям христианскую концепцию истории. История Руси связывается с общей концепцией мировой истории. 852 год (6360 год) – первое упоминание о русской земле в греческих повествованиях). Подобный способ хронологии даёт возможность свободного редактирования. Некоторые моменты могли исключать или дополняться при переписывании – концепция непрерывного движения событийного ряда.

Формы повествования в летописи:

1. Самая простая форма - погодная запись – чистая констатация фактов без подробностей и художественных средств. Лаконично, точно, а в центре внимания – событие. (событие государственного масштаба, смерть князя и восхождение на престол следующего, рождение детей и вступление в брак – с точки зрения политической. Также встречаются отчёты о строительстве, сообщения о церковных делах). Основное свойство – протокольность, фактографичность, отсутствие эмоциональности. Отдельное внимание уделяется погодным явлениям.

2. Жанры, связанные с устным народным творчеством – предания, легенды и сказания. События древности, которые известны только по устным источникам (Легенда об основании Киева, допустим). Легендарно-исторический способ изложения событий. С одной стороны, есть исторический персонаж, а с другой – он идеал, без отсылок на реальный образ. Достаточно большую роль играет вымысел, герои показаны достаточно однозначно, доминирующая черта характера на первом плане. Логико-художественный принцип построения текста, есть чёткий сюжет с неожиданной развязкой. Не рассказывается подробно вся биография, а берётся лишь один, самый яркий, эпизод. Присутствуют элементы сказки, устойчивые сравнения, троекратность повторения действия, приёмы народной речи.

3. Историческая повесть, которая уже представляет собой развёрнутое повествование в монументально-историческом стиле. Объект изображения – событие современности, имеющее общегосударственное значение, и исторические деятели. Летопись формирует идеальный образ князя, что связано с общепатриотическим пафосом. Реально исторический способ изображения. Сюжет строится на реальном событии – достоверность описания, князь может быть показан неоднозначно, есть какая-либо оценка его действий. Хронологический принцип построения композиции. Текст уже обладает художественностью и подробностью. Автор вводит собственные комментарии, проявляется личность этого автора.

4. Воинская повесть. Предмет для описания – поенный поход, битва, осада и так далее. Способ изображения – реально-исторический, есть конкретные приметы времени и пространства, подключается контекст политический, отсутствует вымысел. Герой показан однозначно: или положительный, или отрицательный. Есть определённая композиционная схема. Есть система устойчивых художественных средств, сложенные традицией эпитеты и сравнения.

5. Агиографическое повествование – элементы жития. Объект изображения – итоги деятельности лица, светского или духовного, и обобщённая характеристика личности. Герой имеет привязку к своей эпохе, но привязки даются общим способом, лишь намётками. Принципы построения текста – логико-публицистический, практически отсутствует сюжет, в основном это просто набор нравственных добродетелей. Огромное количество различных выразительных средств.

Стилистика характеризуется эпической масштабностью: эпическо-повествовательный, историко-документальный и агиографический стиль. Также летопись отличается языковым разнообразием, она закрепляет устную разговорную речь своего времени, терминология из разных сфер жизни, огромен диапазон стилистики.

«Повесть временных лет» - образец, по которому создаются другие, более поздние, повести. Это исходная база. В последствие «Повесть…» выступает как пример тем и сюжетов. А также летопись выступает как источник фактов.

 

ПЯТОЕ МАРТА.

КРАСНОРЕЧИЕ.

ДРЛ отличается особой патриотичностью.

1. Дидактическое красноречие (поучительная). Воспитание, передача информации, полемика – основные задачи.

2. Эпидейктическое красноречие (слово – жанр красноречия, волнует эмоционально). Торжественное красноречие. Литературная обработанность текста предполагается. Не только воздействие на логику, но и на душу читателей.

Начинает развиваться с 12 века. В этот период идёт активное формирование идеологической базы, осмысление себя как отдельной нации. Красноречие – ведущие жанры литературы в 12-13 веке. Однако в конце 13 века оно начало уходить, уступая место другим жанрам. Там начинается акцент на развлечение, а не воспитание. В конце 17 века начинается возрождение ораторских жанров.

«Слово о законе и благодати» Иларион (1037 – 1050). Текст датируется по упоминаниям двух событий – основание церкви ???, 1050 – смерть великой княгини Ирины. Тема задаёт цель произведения. (в названии основной тезис, почти аннотация). Идея равноправия всех христианских народов. Фактически Иларион создаёт свою концепцию истории, выделяя Русь, выделяя значение князя. Подробно проговаривает заслуги Владимира перед своим отечеством. Упоминается, что выбор веры был свободным и самостоятельным. Именно в «Слове о законе и благодати» впервые выдвигается идея канонизация Владимира как святого. Текст оказал большое влияние – при Владимире появляются первые русские святые. Композиция текста - основной тезис, а дальше тезис разворачивается: первая часть – сопоставление ветхого и нового завета, вторая – восхваление деятельности князя Владимира, продолжается авторским обращением к князю. Центральная часть – подчёркивает значимость русского государства в мировой истории. Третья часть – молитва и прошение к Богу от всей русской земли. Изначально «Слово о законе и благодати» обращено к людям, знающим книжные премудрости, грамотным, поэтому текст построен по закону учёной письменной речи; в тексте множество цитат из библии, сравнения с библейскими образами. Деятельность Владимира сравнивается с деятельностью апостолов. Очень широко используются книжные метафоры, книжные сравнения, риторические вопросы и восклицания – это служит формированию иллюзии диалога с аудиторией, а с другой стороны, это добавляет эмоциональности тексту. Особая ритмика, благодаря глагольным конструкциям, задающие темп и ритм. Именно такое сочетание послужило, что «Слово о законе и благодати» стало образцом.

«Поучение Владимира Мономаха» (1096 \ 1117). Единственная версия данного текста, но автор сам говорит, что пишет текст незадолго до смерти. В 1096 году Мономах пишет ещё один текст – письмо Черниговскому, оно часто примыкает к «Поучению...». Поэтому летописцы совмещают два текста и датируют 1096 годом. В целом деятельность Мономаха отмечена наибольшей продуктивности, возник мир. Очень чётко соблюдать государственный порядок, соблюдать незыблемость границ княжеств – основное требование Мономаха, текст – некое завещание, не выходящее за пределы реальности, однако он выходит за рамки просто завещания, это глобальный публицистический текст общегосударственного масштаба. «Поучение…» - хороший пример совмещения поучения и автобиографии. Мономах меняет традиционную структуру поучения. Поэтому текст стал более близким аудитории. Забота о благе своего государства, о его единстве – основная роль князя, по мнению Владимира Мономаха. Только мирное состояние приводит к процветанию. Поддержка церкви – тоже важная задача для князя. Далее, соответственно, князь должен чётко соблюдать нормы поведения, должен быть трудолюбивым (труд – воинский подвиг), основной порок, по мнению князя – лень, ослабляет умственную и телесную силу человека. Главный акцент в «Поучении…» – человек должен быть деятельным, должен постоянно трудиться. Мономах – первый светский автор Руси. Он очень образованный, это видно по обилию источников, упоминаемых в «Поучении…». Композиция: вступление – обращение к аудитории – дидактическое послание –обращение к детям и иным, кто прочёт, восхваление Бога, просьба принять его скромный труд, подведение итогов текста. Письмо к князю Черниговскому: в одном из походов князь Олег убивает сына Мономаха, берёт в плен сноху, это событие стало поводом для написания письма.Раздоры мешают развитию страны. К тексту «Поучения…» письмо добавил сам Мономах. В итоге имеем цельное произведение. Разговорный язык сосредоточен в описании бытовых элементов жизни.

Жанр жития. Русь имеет своих святых, свою историю. Идёт работа на упрочнение основ государства. Русская литература формирует собственное житие – житие княжеское.

«Сказание о Борисе и Глебе» (конец 11 – 12 век). Убийство Святополком Бориса и Глеба – основа сюжета. Самое главное – акцент на исторической достоверности. Сказание отступает от основной композиции жития, здесь излагается только один эпизод, но он выдержан в канонах житийной литературы (убийство) – обширные монологи (приёмы ораторского искусства), отголоски плача; народная литература и книжная высокая литература соединяются. Монологи – авторский вымысел для создания образов. Совмещение идеала и действительности приводит к неоднородному стилю. Для создания ореола святости автор добавляет некие чудеса – чудеса, совершаемые Борисом и Глебом, финальная часть – обращение, восхваление. Здесь очень ярко прописан отрицательный персонаж – это отхождение от канона – князь Святополк, окаянный, он одержим властолюбием и завистью. Он собирает в себя все качества отрицательные. Естественно он терпит поражение, по законам жанра. Идёт сочетание канонов агиографии и повествовательной литературы.

«Чтение о житии … Бориса и Глеба» (1080-ые). Чётко по византийскому канону литературы. Сначала масштабное вступление, далее – центральная часть – агиография Бориса и Глеба (приняли мученическую смерть, поэтому их и канонизировали), конец – похвала святым, описание чудес, молитвенное обращение к Борису и Глебу.

«Житие Феодосия Печерского» (1108 – 1110 год. Автор Нестор – один из основателей Киево-Печерского монастыря). Авторское вступление, далее –сказание о подвигах главного героя, завершение – вывод, восхваление. Здесь показаны не только его действия, но и действия его помощников. Данные брались из устных источников. Факты размещаются по ряду. Своё влияние оказала монастырская летопись. Нестор вводит в повествование очень много бытовых подробностей: специфика взаимоотношения монастыря со светской властью, особенности жизни в монастыре. Повесть, составленная из отдельных эпизодов – объединяет образ главного героя и автора-повествователя.

Описание иных стран и иных культур – жанр хождения. Развитие человека через постижение нового опыта. Фигура половника, держащего пусть к святым местам, где он приобретает духовный опыт. Начинаются с 11 века. Получение опыта должно быть на своей земле. К началу 12 века хождение начинает развиваться активнее.

«Хождение» игумена Даниила. Хождение в Палестину. По итогам этого половничества пишется текст. Для людей, чтобы они, услышав об этих местах, начинали стремиться туда; воспитательное значение текста. Самое главное, что здесь соединяются фактографическое описание и работа с описательными элементами. Текст выстроен как знакомство с неизвестной реальностью, большое внимание уделяется фактической стороне жизни, быт, природа и так далее. А с другой стороны, постоянный акцент на эмоциях, возникает повышенная эмоциональность переживания. Описания церквей – не только убранства, но и эмоции человека. Игумен Даниил привлекает много легенд в свой текст. Поэтому легко совмещаются апокрифы и канонический текст; он не забывает и постоянно подчёркивает свою национальную принадлежность. В этом плане его «Хождение» перекликается с летописями своим патриотическим пафосом.

 

МАРТА

ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Первый этап чистой древнерусской словесности – переводная литература. Идеологическая задача – работа со структурой феодального общества. 30-40ые годы 11 века – расцвет переводческой литературы. Чаще всего это переложение с заменой в рамках идеологической задачи, однако преобладает религиозная литература.

Активно переводятся воинские повести: «Александрия», «Девгениево деяние» (чисто воинская повесть в русском переводе; убирается любовная линия, акцент на образе героя, дополнение элементами фольклора), «История Иудейской войны» (борьба иудеев с Римом, акцент делается на сражениях, меняется стилистика в отличие от оригинала). Образ воина-защитника на первом плане.

Повести дидактического характера пользуются не меньшей популярностью: «Повесть об Акире Премудром»(произведение разбирается на пословицы и поговорки), «Повесть о Варлааме и Иосифе» (борьба христиан и язычников, аналогия с эпохой крещения Руси; перевод с греческого текста; постепенно приобретает черты классического жития). В переводе реалии меняются на русский лад. Книжные элементы переплетаются с народным языком.

Киевская литературная школа дала основу для развития последующих литератур. Поскольку ДРЛ очень тесно завязана на идеологию, то период Киевской Руси (подъём) сменяется слегка иными акцентами.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОАДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

ТРЕТЬ 12 ВЕКА – 1 ПОЛОВИНА 13 ВЕКА

Тексты начинают приобретать местный колорит. Идут заимствования из литератур зарубежных стран.

- «Киево-Печерский патерик» (1 половина 13 века) – сборник дидактических рассказов о жизни монахов-отшельников. Образец нравственности, морального поведения, достойного образа жизни. Текст строится на основе переписки (20-ые годы 12 века) между суздальским епископом и монахом Киево-Печерского монастыря, к переписке добавлялись элементы летописи и так далее. 1074 год –первые подготовительные материалы. Древнейшая сохранившая рукопись – начало 15 века. В тексте происходит соединение реально-бытового и религиозно-фантастического. Образец церковной литературы. Затрагивается проблема взаимоотношения со светской властью, точнее с киевским князем. Основная задача произведения: постановка проблемы объединения, попытка удержать единство. Русское государство должно быть цельным. Пафос объединения – центральный для литературы периода феодальной раздробленности.

- «Слово о полку Игореве» (1185 – 1187: по упоминаниям в тексте, отталкиваясь на летописи). Текст уникальный, казалось невозможным появление произведения без наличия контекста. Проблема единства и могущества государства. В конце 18 века Мусин-Пушкин впервые открыл текст «Слова…», этот текст был в составе рукописного сборника. После открытия начинаются попытки расшифровки текста произведения. В 1795-1796 снимается отдельная копия для Екатерины 2. В 1800 – первая публикация на русском языке. В 1844 – первое комментирование издание под редакцией Д.Н.Дубенского. В 1866-1868 – новое издание под редакцией Н.С.Тихонравова, он делает первую попытку текст выверить текст. Элементы «Слова…», отсылки к нему, есть в последующих произведениях. Допустим, следы влияния «Слова…» есть в Псковском апостоле 1307 года, в Народной украинской поэзии 1830ых, в «Задонщине», в летописях, в воинских повестях (Барсов Е.В. 1887-1889) – прямые заимствования, прямые цитаты.

Исторический контекст «Слова о полку Игореве»:

- с 1061 года – набег половцев.

- 1184 год – поход Святослава Киевского и русских князей.

- 1185 год – самостоятельный поход князя Игоря со своей дружиной.

Эти события нашли своё отражение и в летописях, и в исторических повестях. Акцент в литературном произведении делается на образах персонажей.Автор выстраивает свою идею на базе исторических данных.

1. Патриотический пафос (поход Игоря – самостоятельное решение, личный интерес, который приводит к неудачам, неподчинение законам государства);

2. Соединение публицистики и лирики (авторская эмоциональность, а также эмоциональность, связанная с народными элементами);

3. Центральная роль Киева (Киев – центральный и главный город государства, потому и важен образ князя киевского);

4. Историзм (отличается от летописных источников; автор не так досконально говорит о фактах, делает акцент на эмоциональности);

5. Образы князей: Игорь, Всеволод, Святослав, Олег, Ярослав Галицкий, Роман Волынский (сравнение князей с идеальной нормой);

6. Образ природы (начинает формироваться образ самостоятельной природы, как самостоятельного объекта, а не просто фона, на котором происходят события);

7. Образ русской земли (символ единства, символ Родины, которую необходимо защищать);

8. Образ Бояна (выступает как идеальный образ сказителя; стиль Бояна строился на сравнениях, основная черта его высказываний – краткость и афористичность);

9. Образ русской женщины (в традиционном народном ключе);

Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»: слово (традиционная композиция, само повествование как система аргументов, эпилог, подводящий итог событиям, установка на диалогичность, автор постоянно обращается к читателям), житие, воинская повесть (однако автор в первую очередь публицист, а не историк), «слава», плач (элементы из фольклорной традиции; это связано с уходящей языческой культурой). Стиль: книжная речь в сочетании с народно-поэтическими образами, песенная традиция.полина утка гагага это гусь мандарин виноград сыр ураааааа

Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен, существует множество гипотез. Одна из самых известных – это гипотеза Рыбакова: скорее всего, автор сам участвовал в походе (это же мнение и у Д.С.Лихачёва).

«Слово о полку Игореве» - один из самыхярких памятников древнерусской литературы и литературы в целом.

 

 

МАРТА.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ



2018-06-29 904 Обсуждений (0)
ТРЕТЬ 12 ВЕКА – 1 ПОЛОВИНА 13 ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРЕТЬ 12 ВЕКА – 1 ПОЛОВИНА 13 ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)