Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА



2018-06-29 454 Обсуждений (0)
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА 0.00 из 5.00 0 оценок




XVIIВЕК

После смуты активизируется третье сословие. Но в политическом ключе эта часть населения бесправна. Это приводит к росту критических отношений к власти. Формируется литературная сатира. Она носит демократический характер. Остросоциальная. Антифеодальная.

Что высмеивается в первую очередь?

1. Проблема социального неравенства.

2. Монашество и духовенство в целом.

3. Реформирование системы винных откупов.

 

«Повесть о Шемякином суде». Сатирический образ несправедливого судьи. Он толкует законы так, как ему выгодно, но не нарушает их. Здесь вновь возникает сюжет, характерный для французских фаблио —хитрость и находчивость. Именно благодаря жадности других, герой способен добиться много.Есть резкая ирония по отношению к народу — без хитрости не добиться справедливости. Данная повесть обращается к классической сказке. Быстрота сюжета, нагнетание. Текст по стилю напоминает деловой судебной документ — обезличенное повествование — серьёзным тоном повествуют об абсурдных вещах.


«Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове». Конец 17 века. Дошла до нас в четырёх редакциях. В качестве материала — земельная тяжба. Идёт резкое обличение главного персонажа, а с другой стороны, показывается, что этот обманщик оказывается более умным, чем судьи, к которым он обращается. В итоге решение суда осмеивается. Сатира обращена против суда и тех, кто туда обращается. Корыстным может быть истец. Повесть стала первым в русской литературе примером иносказательной сатиры. В образе животных отзеркаливаются отношения, существующие в человеческом обществе. Текст написан в деловом судебном документе. Множество канцеляризмов.

 

«Азбука о голом и небогатом человеке». Вновь работа с формой. События практически в алфавитном порядке. Азбука стала средством сатиры общества. Богачи — главная причина несчастья. Повесть была очень популярна в своё время, это связано с её афористичностью.

 

«Калязинская челобитная». Проблема обличения духовенства. Изображается быт и изображаются нравы монастыря. Автор показывает, что за стенами монастыря не царит аскетический образ жизни. Монахи ведут очень вольную и свободную жизнь. На противоречии формы и содержания появляется обличительный момент. Внутри монастыря нет единства. Монастырь — зеркало светского общества. Текст — попытка развенчать мнение народа о духовенстве. Здесь высмеиваются церковные феодалы. Текст отличается подчёркнутой афористичностью. Юмористический народный сказ — основа для языка этого текста.

 

«Повесть о Куре и Лисице». Используются аллегоричные образы русской народной сказки, акцент делается на том, что очень часто представители духовной сферы — лицемерны. Начинается вопрос о правильности толкования священного писания.С помощью священных книг можно оправдать любую мораль, если ловко играть словами и подбирать соответствующие цитаты.

 

«Повесть и бражнике». Являются ли святые на самом деле святыми?


«Служба кабаку». Обличается государственная система. Кабак — это грабитель крестьянских душ. Обличение тех, кто способствует развитию пьянства. Выстраивается сатира на правящие круги. Ирония на игре между несоответствием формы и содержания. Можно провести аналоги. С текстами вагантов. Падение авторитета церкви по второй половине 17 века. Возникает феномен недоверия к слову. Возникает форма критического переосмысления. Литературная сатира активно использует несвойственные изначально ей формы.

 

Пародия, преувеличение и иносказание — активно используются в сатире 17 века. Здесь герои — типы. Без подробной прорисовки. Эти обобщённые образы социальной среды даются в бытовой конкретике. И впервые именно в демократической сатире возникают образы голых обездоленных небогатых людей. Сатира 18 века будет тоже очень чётко привязана к бытовой среде. Сатира не даёт возможные решения проблемы, однако проблемы ставит весьма актуальные и значимые.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

XVII ВЕК.

Повесть превращается в приключенческую новеллу.

Повести о начале Москвы. Три текста, которые основываются на одном и том же историческом факте – убийство князя Андрея Боголюбского.

«Повесть об основании Тверского Отроча монастыря». Неразделённая любовь и неудачный брак. Исторический факт даётся в вымышленном ключе – агиография превращается в чистую новеллистику.

«Повесть о Сухане». Она сохранилась в одном списке. Главный акцент на прославлении героя. История переходит в полный вымысел.

 

В конце 17 века начинается формирование истории как науки.

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1589 – установление патриаршества.

1649 – создание Монастырского приказа.

к.1640 – н.1650х – кружок ревнителей благочестия.

1653 - церковная реформа Никона.

 

МАЯ

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

К концу 17 века церковь осталась единственным самостоятельным социальным институтом, всё остальное подчинялось царю и власти. Различные слои населения объединились, однако это нельзя назвать сплочением — разногласия были всё равно. Это отразилось в литературе. С конца 16 века традиционные жанры начали преображаться и трансформироваться. Меньше внимания уделялось историчности, больше быту и душе человека. Повышается историческая точность.

Протопоп Аввакум (1621-1682) — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1672-1673 годы). Автобиография. Даёт не только внешнее описание поступков, но и внутреннюю рефлексию. Изначально он был один из приближённых в круге Никона. Но он начал активно выступать против Никона, его отправляют в ссылки.

Около 80-ти сочинений. Основная часть — время заточения в земляном срубе на побережье Ледовитого океана. Несмотря на пытки и мучения, он сохраняет веру и верность своим убеждениям. Житие про хронологии: от юности до лет 55. Только важные ключевые точки, есть отсылки к житийному канону — есть описание происхождения, основные точки своего начала деятельности и борьбы, момент гонений, а также возвращение на Родину. Далее пребывание в Москве и последняя ссылка.

Личная жизнь и личные переживания — центральная тема. Жизнь — постоянная борьба.

Много текста о жестокости и обществе. С одной стороны Аввакума показывает общественная борьба, а с другой стороны — семейно-бытовые темы.

Текст подчёркнуто правдив — это подчёркивается автором. Предельная честность, мотив сомнения. Справедливость — основное качество, которое должно лежать в основе обществе. Она должна основываться на равенстве всех людей. Помимо утверждения этой темы, Аввакум сатирически обличает сторонников Никона — прямые оскорбления. Достаётся и представителям светской власти. Эти начальники очень жестоки и привыкли добиваться своего через наказания. Царская власть — незыблема, но царь — не без греха и лицемерен, это чётко проговаривается в тексте.

Текст насыщен различными средствами, Аввакум использует разные слои речи, описывая разные штуки.

Наиболее важная роль у образа жены Аввакума — смирение перед невзгодами.

Старый обряд очень тесно связан с бытовой жизнью человека, это внутренняя основа для бытовой человеческой жизни. Чтобы подчеркнуть значимость обрядов, автор использует произведения предшественников.

Возникает широкая панорама жизни. Резко меняется религиозная фантастика, которая приобретает бытовой характер.

Основная стихия текста — русский природный разговорный язык, просторечие в противовес философским нишам.

Стилистика — сказ, повествование от первого лица. Сказ имеет чёткого обращение, однако это лишь формальность. Помимо речевой разговорной стихии, сказ перекликается с проповедью и книжной высокой стилистикой. Это проявляется в цитатах из церковных книг. При этом общая тональность сосредоточена на общих социальных конфликтах и общих драматических моментах. При этом события в хронологии, но рассказчик часто нарушает его, забегая вперёд и возвращаясь обратно. Аввакум обращается к элементам фольклора. Есть даже элементы работы со звуками. Что касается его взгляда на творчество, то «Четвёртая беседа» стала его ответом. Она посвящена иконописи.

Стиль Аввакума — это отражение эпохи, когда искусство активно впитывает элементы зарубежной эстетики, когда литература сползает на рельсы светской литературы.

«Повесть о житии боярыни Морозовой» тоже строится через описание и возвышенный риторический стиль. При этом в тексте нет плача, чудес, перед нами не житие, а скорее биография, жизнеописание.

Старообрядческая литература показала процесс демократизации. Литература переходит на изображение индивидуального человека и его переживаний.

 

ПОЭЗИЯ XVII ВЕК

Барокко

1. Бог — первопричина земного бытия

2. Интерес к мистике

3. Эсхатологизм

4. Антиномичность — постоянная двойственность

Барокко — синтез возрождения и средневековья.

Начинает развиваться театральное искусство.

Барокко — преувеличенный пафос, эмоциональность произведений, сложная языковая организация, нет акцента на мистике. Культура освобождается от церковного влияния. Акцент делается на земной жизни человека.

Барокко подготовил почву для классицизма.

Максимальное развитие барокко достиг в поэзии и драматургии. Формируется в конце 17 века.

Стихосложение:

1. Тоническое стихосложение (долгота\краткость)

2. Силлабическое стихосложение (Силовое ударение, моноакцентные языки)

3. Силлабо-тоническое стихосложение (силовое ударение, полиакцентные языки)

Стихотворная форма утверждается в такой форме как послание.

Симеон Полоцкий. Основная деятельность в образовательном пространстве. Большое значение придаёт печати (1678 — верхняя типография). Пишет стихи на польском, белорусском и украинском языке.После прибытия в Москву пишет только на русском языке. Работает в рамках силлабической системы. Главное значение его стихотворной деятельности — просветительское и воспитательное. Всегда использует сложные аллегорические конструкции. Активно использует античные образы.

«Рифмологион» (1679-1680)

«Ветроград многоцветный» (1676-1680)

Сильвестр Медведев

«Епитафион»

Карион Истомин

«Вразумление» (1683)

 

 

МАЯ

ПОЭЗИЯ XVIIВЕК

Поэзия в русской литературе — аристократическая штука в религиозном и школьном ключе.

Сильвестр Медведев — ученик и последователь Симеона Полоцкого. Основное творчество — панегирические произведения, есть также ряд плачей, посвящённых представителям двора.

«Епитафион» посвящён Симеону Полоцкому, перечисляет основные его заслуги.

Карион Истомин тоже начинает своё творчество панегирическими стихами, посвящёнными Софье. Активно работает в своей поэзии как просветитель. В 1683 году написал книгу «Вразумление» — она обращена ПетруI в форме божественного наставления. Особенность творчества —акростих (из первых букв строчек составляются фразы). Из его же произведений можно отметить большой и малый букварь для обучения царевичей — на каждую букву даётся поэтическое наставление.

ДРАМАТУРГИЯ XVII ВЕК

Театральное искусство принималось очень неоднозначно. Однако театр начинает развиваться в любом случае. Привлекается исторический и библейский материал, герои из этих сфер. Отмечают тесную связь между действием и реальной жизнью.

«Артаксерксово действо», Иоганн Грегори, 1672 год.

«О Навуходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне», Симеон Полоцкий.

Начинается разделение по жанрам, печальные комедии, прохладные комедии, потешные или радостные комедии.

Ранняя драматургия делает акцент на внешней занимательности — пышные костюмы, потрясающие декорации и всё, что нужно для бурного сценического акцента.

Пьесы этого периода масштабны по объёму.

Постепенно идёт становление категории характера (ранняя литература работала с типажами). Попытка перерисовывания характера, поступков человека и объяснение этого всего, видна динамика личности. Сменяется язык: от старославянского к русскому (но заимствования остаются).



2018-06-29 454 Обсуждений (0)
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)