ТРЕТЬ 12 В. - 1 ПОЛОВИНА 13 В.
Областные литературы. Новгород. Летопись ведётся с 1036 года. Хождения: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник». В основе лежат события жизни города, потому она и бытовая, более хозяйственная. Сосредоточена на событиях Новгородской республики. Смоленск. В 12 веке выдвинулся в ряд ведущих. «Житие Авраамия Смоленского», а также Климент Смолятич. Туров. Кирилл Туровский «Слово на Антипасху» - его слова отличаются богатым подбором художественных средств. Его торжественные слова посвящены церковным к праздникам – до нас дошло восемь. В основном он разъяснял значения праздников для распространения знаний. В своих словах он избегает злободневности. Как можно отметить, его текст очень насыщен драматически, а выстроен диалогически. Очень много монологов от лица автора, привлекается традиция плача. Его тексты всегда очень чётко выстроены композиционно: всегда есть вступление для привлечения внимания, основная часть (строится на сопоставлениях с библейскими сюжетами, берётся огромное количество примеров, отражение прошлого в современной для автора эпохе) и заключение (похвальная часть, молитва в честь праздника или похвала в честь праздника) – стандарт ораторских текстов. Юго-западная Русь. Галицко-волынская летопись. Появляются новые культурные центры. Центральная фигура летописей – князь Даниил. Описываются в основном события военные. Практически не затрагивает церковные дела, церковная жизнь не оказалась отражённой. Летопись чисто светская. Активно используются герои и сюжеты из былин. Захват Киева 1240 год – основной сюжет; работа идёт с фактическим материалом, нет никакой религиозной дидактики. И снова рассказывается о князе Данииле, допустим, поездка к князю Батыю. Галицко-волынская летопись близка к «Слову о полку Игореве». В последствии такой стиль повествования окажет влияние на жанр бытия княжеского. Владимирское княжество стало политическим и культурным центром Руси. Появляются обобщающие произведения, допустим, о раздробленности и силах, способных с этим бороться. Текст впервые открыт Карамзиным в 18 веке. «Слово» Даниила Заточника (12 век) – текст представляет собой соединение нескольких жанровых традиций. Он посвящён Ярославу (правление – конец 12 века), здесь впервые поднимается вопрос личности автора, он раскрывает особенности своего мышления и характера. Впервые литература говорит о человека как о личности уникальной. У Заточника разум – главная сущность человека. бубликПоль. Основной способ построения текста – импровизация, свободная композиция и включение, допустим, афоризмов. «Моление Даниила Заточника» (13 век). На образе властителя подчёркивается разум как основное качество, гораздо больше выделен обличительный план на примере бояр. В отличие от «Слова» меньшую часть занимают женские образы, а также вводится обличение духовенства, их лицемерия и их корысти. Раскрытие быта и чувства человека в бытовой среде. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 год). Тема защиты Руси от внешнего врага продолжается в «Повести о разорении Рязани Батыем» (1237 год). Дошла в летописных сводах. Здесь показаны образы князей-защитников. Главная причина гибели Рязани – феодальная раздробленность. События татаро-монгольского нашествия нашли своё отражение и в дидактике, и в агиографии: «Слова» Серапиона Владимирского (1230, 1274-75). Это масштабное обращение к народу, он говорит, что нашествие – наказание за грехи русского народа. Язык простой. «Слово о погибели Русской земли» (1240-1246). Нашествие стало уже глобальным. Большую часть текста занимает панегирик к Родине. Здесь включены образы князей, способствующие развитию государства. Идут постоянные параллели прошлого и современного состояния Руси. История развития междоусобиц, начинаются княжеские распри. «Житие Александра Невского» (конец 13 века). Акцент делается на воинских подвигах героя. В основе лежит храбрость. В качестве образа врага здесь выступает король части римской от полуночной страны. Вспоминается религиозная самостоятельность страны. Не характерен образ автора-рассказчика, однако в данном произведении автор не раз подчёркивает, что входит в круг приближённых к князю. Автор активно использует афоризмы. Образ Александра Невского стал образцовым, он нередко будет использовать в дальнейшей русской культуре.
МАРТА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА БОРЬБЫ С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ ИГОМ На всём своём протяжении литература ставит главной задачей отражение государственной идеологии. Борьба с нашествием начинается практически сразу. Захват Киева стал символом падения государства. В период борьбы начинает меняться политическая обстановка, начинает выделяться Московское княжество, оно укрепляет свои позиции, увеличивает территории, начинается борьба за великокняжеский титул (пока он был у Владимирского княжества). В начале 14 века, благодаря действиям в Золотой Орде, титул великого князя дали Ивану Калите. Это точка стала отсчётом для объединения русских княжеств под властью Москвы. В этот период формировалась московская литература, однако тон задавала киевская школа. С 14 века московская литература стала задавать тон. Москва – центр борьбы с татаро-монгольским игом. Москва – новый символ независимости, самостоятельности, так как московские князья стали более успешными воинами. 1380 год – основные действия (под руководством Дмитрия Ивановича северо-восточная Русь собирает войска, битва на Куликовом поле). Появляется много произведений, посвященных этой дате. «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» (1380-ые) – повесть вошла в состав летописей. Идёт акцент на фактической стороне, указываются основные точки события: сбор, битва, возвращение. С другой стороны, добавляется эмоционально-экспрессивная оценка. Главная фигура- фигура князя, здесь автор делает акцент на противопоставлении с точки зрении веры (князь – боголюбивый, обращается с молитвами, но он и сам по себе предстаёт отважным военачальником. Татаро-монгольские войска – поганые, безбожные, тёмные, подобные характеристики и у союзников этих войск. Автор подчёркивает специфику борьбы. Феномен предательства неприемлем). Автор привлекает фантастические элементы и примеры из других произведений, однако с фактами обращается аккуратно. Прославление русских войск и осуждение предательства – основные темы произведения. «Задонщина» (конец 14 – начало 15 века). До нас дошёл в шести списках, есть две редакции на основе этого. Посвящена событиям Куликовской битвы, даёт поэтическое описания её. Используется очень много художественных элементов из «Слова о полку Игореве». Этот текст более поздний, чем «Слово…», так как со «Словом…» могут найтись более ранние параллели. «Задонщина» – более позднее произведение. Здесь идёт сознательное сопоставление с событиями времён слова. Композиция: две основные части – жалоба и похвала, плюс небольшое вступление, авторское, служащее для настроя читателя на нужный лад. Создать похвалу князю и его брату, возвести печаль на татаро-монгольское государство, похвалить правнуков князей – основные цели произведения. Возникает первое обращение «царь» по отношению к князю, хотя титул был введён позже. На первый план выходит восхваление воинских качеств, берутся цитаты из «Слова о полку Игореве», допустим «заостривши сердца своим мужеством». Жалость: описание подготовки русских войск к битве, первая битва, поражение. Активное действующее лицо – русская природа, она предвещает поражение войскам противникам. Присутствует плач жён, на традиционных обращениях к силам природы, этот параллелизм выстроен сознательно. Похвала: панегирик к русским войскам, восхваление и хвала, русские войска получают богатую добычу – победа в битве. В целом описание более психологизированно («Слово…» этим не отличалось). В «Задонщине» больше монологов и диалогов, чем не отличалось «Слово…». В «Задонщине», в отличие от «Слова о полку Игореве», силен христианский элемент, редуцированы мифологические образы, связанные с язычеством – борьба идёт за землю русскую, за землю христианскую. Стилистика деловой прозы, однако идёт работа с ритмикой текста (одинаковые зачины предложений). Сплочение русских государств – основная тема. «Сказание о Мамаевом побоище»(середина 15 века). Сохранилось более сотни списков, есть четыре редакции текста. Здесь появляется большое количество эпизодов, работа с конкретными более мелкими персонажами, это дополняет текст, расширяет пространство. В сказании ещё более усилен религиозный элемент, очень много монологов, подчёркивающих благочестивость князя. В одной из редакции выдвигается митрополит Киприан. В итоге сказание выстраивает очень яркий контраст между русскими воинами и противниками. Для описания вражеских войск используется очень много монологов. Подобное наличие художественного вымысла показывает, что авторская задача – беллетристика. Акцент на занимательности текста. Соединение книжной стилистики с элементами деловой письменности и воинской повести. Именно «Сказание…» в силу своей занимательности оказалось очень популярным, именно на этот текст будут ориентироваться авторы в последующие годы. Проблема единства и борьбы с татаро-монгольским игом разрабатывает не только воинская повесть, но и житийная литература. Начинает формироваться новая стилистика, экспрессивно-эмоциональный стиль (риторико-панегирический стиль). Подъём национального самосознания, начинается формирование идеологии централизованного государства.Возникает необходимость укрепления авторитета московского князя. Выдвигается на первый план нравственный идеал человека. Литература этого посвящена именно этой теме. Изначально он становится торжественной похвалой, торжественным словом, главная задача – прославление нравственных качеств, эмоциональное переживание автором душевной красоты своего героя. Новшества: Появляется авторское риторическое вступление, биография героя сокращается, упоминается кратко, но зато главное место отводится итоговому похвальному слову. Похвала – главный элемент текста. Появляется феномен чувства. Акцент делается на переживании. Приводится очень много сравнений, например, с библией. Митрополит Киприан один из первых, кто стал развивать этот жанр. «Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивановича царя Русского». Подчёркиваются и восхваляются душевные качества, а также делается акцент, что Дмитрий Иванович – идеальный правитель Руси. Три основные части: биография, плач, похвала. Биография дана очень неподробно, лишь самые основные факты (женитьба князя, строительство каменных стен московского кремля, Битва на реке Вожже, Куликовская битва). Плач от лица княгини Евдокии, восходит к устной традиции плачей и причитаний. Активно берутся элементы из народной поэзии, но с другой стороны эти народные элементы получают книжное народное оформление. Плач переходит в похвалу с целью показать величие князя.
АПРЕЛЯ.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |