Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО.



2018-06-29 673 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО. 0.00 из 5.00 0 оценок




Москва начинает собирать под своей властью русские княжества. Именно благодаря Москве татаро-монгольское иго закончилось.

Феномен биографии усиливается с моментом личностной оценки.

Монах. Очень образованный, совершает несколько путешествий по христианскому востоку. В его творчестве есть особая манера – писать без образцов.Особая манера в текстах Епифания – плетение словес.

"Житие Стефана Пермского" (после 1396 года, но датировка нечёткая) – создание нравственного идеала человека. Человек своим примером показывает дорогу другим. Главная цель – прославить миссионерскую деятельность Стефана Пермского. Он работает в отдалённом краю Руси. Реальная биография дополняется эмоциями автора. Авторское риторическое вступление, далее биографическая часть, а также завершающие три плача, подводящие итоги произведения. Экспрессивно-эмоциональный стиль выдвигает на первый план авторскую позицию. Автор начинает говорить о источнике вдохновения. Этот творческий процесс хорошо раскрыт во вступлении. В биографии даётся краткое описание раннего детства, а главная кульминация – примеры миссионерской деятельность и активного проповедания. Победа моральных качеств над окружающей средой и человеческими качествами. По-новому начинается описание отрицательных героев: главный противник – шаман – показан как личность равная по масштабу самому главному герою, ему дано большое пространство для диалогов, его речь достоверна. Для подчёркивания длительности процесса, Епифаний приводит примеры подобных противостояний из церковной литературы. В плачах постоянные метафоры, сравнения с библейскими существами, принцип единоначатия. Плач пермских людей – плач новообращённых христиан – в книжную риторику добавляются фольклорные элементы, здесь выражена сильнейшая обида на московскую власть и Москву в целом, но это не противопоставление Москвы и Перми. В плачах не только причитания, включается огромный пласт панегирических элементов. Здесь встречается и традиционное для русской литературы авторское самозанижение, однако его способностей хватает для того, чтобы восславить достойных. Особенности: большое количество этнографических данных – просветительская деятельность характера для автора и для неведомых читателей; идёт новая трактовка отрицательного героя – положительные и отрицательные равны; идёт критика церковных хитрых дел; здесь нет описания чудес – самое основное отличие от канона; скорее всего, этот текст был создан для индивидуального чтения небольшому кругу людей.

"Житие Сергия Радонежского" (около 1417 – 1418 года). Оно гораздо более исторично, чем вышеописываемое житие. Здесь меньше риторики. Образ Сергия встречается очень часто в литературе этого периода. На первом плане – просветительская деятельность персонажа. Он заложил основу для последующего психологического анализа. Главная задача этого стиля – по-прежнему единство государства и правителя как нравственного идеала. Он начинает распространяться в публицистику, проявляется категория вымысла. Акцент смещается с точности на занимательность.

Литература централизованного государства

(15 – 16 века)

Процесс формирования шёл неоднородно. Москва стала центром христианства, избавившись от зависимости. В литературе начинает проговариваться идея, что Москва – третий Рим.

"Повесть о взятии Царьграда" Нестор-Искандер. Текст произведения строится на фактах и символике – история города как история борьбы двух религий. Падение Константинополя – ожидаемое событие для истории. Русский народ будет способствовать возрождению веры. Подчеркнуть роль русской земли в сохранении чистой веры для последующих поколений. Равноправными предстают противники; историческая повесть делает большой шаг вперёд – факты используются более объективно. Оба персонажа прорисованы психологически сложно. Постоянное сочетание реальных фактов и вымышленных штук – знамения, вымышленные монологи, раскрывающие внутреннее состояние героя. В итоге это сочетание фактов и вымысла работе на общую оценку данного события. В последствии данная повесть будет браться за пример соединения фактов, вымыслов и авторской оценки.

Повести о Вавилонском царстве. Они сформировались в 15 веке. Они свидетельствуют об изменении форм исторического повествования. Комбинация исторических фактов и вымысла – вымысел-вымысел, волшебство, спящий дракон и так далее. Из судьбы Вавилона вытекают судьбы народов Европы – основная концепция.

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина (1475 года). Текст, ставший попыткой самоопределения русского государства. Текс размещён в софийской летописи. Афанасий Никитин – тверской купец. Стилистика произведения – сугубо географическая, но при этом постоянно сравнивает новые места и новых людей с образом своего отечества. Подчёркиваются все переживания персонажа и тем не менее он оказывается лишенным религиозного фанатизма, но всё равно он уважает и описывает обычаи другой страны. В произведение включено множество переживаний. Центральное повествование – Индия. Основной элемент стилистики – ориентация на разговорную речь без высокой риторики, очень много включается иноязычной лексики в качестве примеров. Образ русской земли для него не разделяется на княжества, это цельный образ родины.

Московская власть является наследницей власти римской. "Сказание о князьях Владимирских" создано в конце 15 века.

В центре внимания произведений этого времени – самовластие царя

Максим Грек "Слово о покаянии", начало 16 века. Зрелые работы Грека касаются проблемы светской власти. Он выстраивает программу компромисса для барского правления. Автор не допускает просторечий и никаких разговорных слов; очень чёткая система высказываний, проще говоря, эти тексты – плод красноречия.

Иван Пересветов "Сказание о Магмете-Салтане" (1542 год) – он постоянно говорит о необходимости ограничения власти. Это положительная политическая программа. Пересветов постоянно поднимает тему ответственности правителя перед своими подчинёнными.

Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным – это максимум политической борьбы, ведущейся в тот период. Изобличение единодержавной политики царя – недопустимое единоличного правления царя. В своих ответах Грозный заключает концепцию единоличного правления. Это произведение – РАЗРУШЕНИЕ КАНОНОВ.

Меняются каноны официальных переписок – возникают остроумные высказывания, бытовые фразы и так далее. Текст начинает индивидуализироваться и уходить от официальной манеры.

 

 

АПРЕЛЯ

НОВГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В конце 15 века возник ряд областных литератур. Очень активно выделяется литература Новгородская, так как Новгород стал крупнейшим культурным центром Руси, являясь феодальной республикой. Необходимость постоянной борьбы устанавливает зависимость Новгорода от Москвы. Складываются две партии: московская (им выгодно, если рынок сбыта оказывается единым, они выступают за полное подчинение Новгорода Москве) и литовская (выступают за сохранение сложенных традиций, надо остаться подчинёнными Литовскому государству). Активизируется проблема самостоятельности.

До 13 века описывались только события в Новгородском княжестве, а с 13 века включаются события в других княжествах. Особый рассвет в середине 15 века (30-50-ые годы, когда дают обоснование Новгорода к независимости, активно используются исторические и местные предания). Активно развивается жанр хождения, где на первый план выходят герои именно Новгорода. Активно развивается агиография.

Очень популярный в своё время текст "Повесть о путешествии новгородского епископа Иоанна на бесе в Иерусалим". Литература обращается к фигуре первого новгородского епископа. Сюжет становится популярным и часто употребляется в последующей литературе. Здесь повесть при всей религиозности и моралистичности сохраняет бытовой характер. Повесть несёт очень конкретную задачу показать героя историю, однако повесть сохраняет оттенок и задачу развлекательности. Сочетаются дидактика и беллетристика. Герои сами раскрывают свой характер с помощью речей.

"Повесть о новгородском посаднике Щиле" – в основе текста устное предание. Сначала оно говорило о монахе, который выступал как ростовщик, но в церковной среде монах заменяется посадником. Церковь необходимо поддерживать финансово, в таком случае обеспечивается спасение. Ответ новгородским еретикам, считающим, что между человеком и Богом не может быть посредников. Протест городских низов против церкви. Повесть защищает церковь – священники выступают как образцы нравственности.

В конце 15 века Новгород стал окончательно подчинённым Москве. Возникают легенды и сказания о конце Новгорода, в этих сказаниях часто возникает тема предопределения и тема бедствий. Большое количество легенд о падении Новгорода выносятся в житийную литературу.

Возникает ещё одно еретическое движение – ересь жидовствующих, продолжатели стригольников. Выступают против высших иерархов.

Возникает идея превосходства духовной власти над светской. "Повесть о новгородском белом клобуке". Первая часть – возникновение клобука. Вторая часть – история перехода клобука от Рима к Константинополю. В тексте активно используются реальные имена. Это служит для создания достоверности текста. Хотя основная часть – вымышленный сюжет. Здесь принципиально подчёркивается различие светской и духовной власти.

В основном литература не разбивается на отдельные ветви, тема создания централизованного государства является основной для произведений 15-16 века. Возрождается гражданско-патриотический пафос, это подчёркивается экспрессивно-эмоциональным стилем. Становится важной категория занимательности сюжета, это приводит к изменению жанровой структуры. Возникает большой интерес к психологическому состоянию человека.

Этот период называют предвозрождением. Пока ещё категория личности на первый план не выходит.

Возникает ряд обобщающих произведений:

- Памятники отдельных областных литератур. Для сбора воедино общего русского текста.

- "Великие Четьи-Минеи" собираются в Новгороде митрополитом Макарием (1529 – 1541 год). Комплексный сбор всех произведений агиографии, собираются поучительные слова и русские, и переводные, добавляются новые редакции житий. Энциклопедия русской литературы 16 века. Основная задача – идеологическое обоснование объединения государств вокруг Москвы. Церковная картина мира.

- Летописные своды. Воскресенский летописный свод (переработанная история Руси, но она не обладает стилистическим единством), Никоновский летописный свод (более полный, чем Воскресенский постоянно соотносит русские события с Византийским хронографом; появляется стилистическое единство материала; основная концепция – русская земля и её народ находится под покровительством свыше), Русский хронограф (1512 год), Никоновский лицевой свод (иллюстрированный, там около 16 тысяч миниатюр; историческая энциклопедия 16 века), Иждея становления государства.

- Степенная книга (1563 год). История царской семьи, как цепочка биографий. Она раскладывается по степеням. Книга разбивается на 17 степеней и граней. Сначала биография правителя, а потом изложение событий, которые к этому правителю относятся. На первый план выходит личность правителя, поэтому так много монологов и диалогов. Единодержавная форма правления для Руси является органичной и заданной с самого начала

- Домострой (16 век). Поведение отдельно взятого человека. Идёт перенесение государственного строя на модель частной и семейной жизни.

В 1551 году проводится специальный собор – стоглавый. Он говорил о необходимости объединение литературы. Начинается книгопечатание.

"История о Казанском царстве". История о взятии Казани широко отразилась в творчестве. Этот текст представляет из себя историю постепенного подчинения Казани Москве. Автор был свидетелем взятия города, как считают исследователи. Центральный герой – Иван Грозный, причём акцент в его изображении делает на том, что это политическая фигура, который все свои решения соотносит с интересами государства. Активно включён фантастический план, несмотря на то, что за основу взят реальный сюжет. Классические формулы, характерные для военных повестей – общее описание битвы, традиционные сравнения воинов с птицами и животными, добавляются попытки автора создать психологическое состояние не только русских воинов, но и защитников города. Большое место даётся женским образам. Здесь активно используются мотивы из фольклора, не только русского, но и татарского.

"Сказание о киевских богатырях", представляющее из себя переработку устного былинного творчества. В основе лежат сказания о богатырях, имена которых мы все знаем. Вводятся бытовые элементы, характерные для 16 века. Усиление занимательности и отход от исторических сюжетов.

 

 

АПРЕЛЯ

"ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ"

XVIВЕК

Начинается трансформация жанров, а также активная беллетрализация литературы. Литература ориентируется на читательский интерес.

Создана на основе устных муромских преданий. Главные герои – реальные лица, которые были канонизированы в 1507 году, и потому произведение получило распространение как житие. Несмотря на это, историчные только имена, а сюжет складывается на основе легенд и устных преданий = схема волшебной сказки. Феврония – дочь крестьянина, которая оказалась мудрее высшего света, а с другой стороны эта сказка об огненном змее. Акцент в героине делается на её нравственности и мудрости по сравнению с другими героями. Она подчёркивает это не раз своей речью: поговорки, метафоры, иносказания. В таком ключе она предстаёт многоплановым характером, героиня, способная на глубокое чувство, которое она может доказать окружающим. На сюжеты любовные, что является традицией в народном творчестве, наслаивается проблема социального неравенства (что было актуально для 16 века) – проблема границ княжеской власти и боярского своеволия. Как показано в тексте – когда бояре получают большую власть, это плохо сказывается на народе.

В повести много бытовых подробностей, что придаёт реалистическое описание. Ореол святости наполняет гармоничную семейную жизнь, гармоничное управление своим княжеством. Впервые в литературе повседневная жизнь становится подвигом.

Если говорить о композиции, то здесь выделяют четыре новеллы:

1. Встреча

2. Испытания

3. Мир с городом

4. Воцарение

Тема любви пронизывает всё произведение. Любовь – главное качество, которое организует человеческую жизнь.

Вся поэма – светское и бытовое повествование. А текст – символ любви.

В 16 веке резко уменьшается количество хождений, так как портятся отношения с другими государствами – уменьшается количество походов.

Меняется характер переводной литературы – переводятся различные энциклопедии, трактаты с латинского языка, которые позволяют русской культуре знакомиться с достижениями западной Европы. Ну и в целом для этого периода характерно объединение областных литератур – образуется общерусская литература. Стиль идеализирующего биографизма – возрастает интерес к человеческой личности. Диалоги и монологи героев начинают играть огромную роль в произведениях. Однако этот стиль произведений начинает постепенно разрушаться. Начинается процесс демократизации литературы, который проявляется во включении к текст разговорного языка. Делается акцент на занимательности. Но этот процесс не дошёл до абсолюта – это случится только во второй половине 18 века.

ЛИТЕРАТУРА ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РУССКОЙ НАЦИИ

XVII ВЕК

1 половина 17 века до 1660-х годов

1660-е – начало 18 века

Литература начинается перестраиваться от средневекового типа сознания к сознанию нового времени, который близок к зарубежному ренессансу.

Литература 1 половины 17 века:

1. Усиление роли третьего сословия, так как формируется общерусский рынок. У третьего сословия гораздо больше возможностей. Оно играет большую роль в культурной жизни общества – появляется новый читатель, возникший из посадского населения городов. В связи с его запросами, формируется новая писательская культура. Они становятся более бытовыми, более светскими, более занимательными. В них подчёркивается интерес к быту, к частной жизни человека. Появляется новый герой – он активно борется за свои убеждения. Он отстаивает своё право на самостоятельность, на свободу чувств и так далее.

2. Демократизация литературы.

3. Сатира.Возникает процесс переосмысления порядков. Сатира высмеивает недостатки общества. Проблемы социального неравенства, неправильно выстроенной судебной системы, высмеивание ханжества и лицемерия в духовной среде, разоблачение системы винных откупов. Начинается появляться низовой герой. Литература становится близка к фаблио.

4. Ориентация переводной литературы на Европу, так как контакты расширяются. Основной объект интереса - позднее средневековье и раннее возрождение.

5. Рост национального самосознания. Короче, потому что в России куча проблем.

Повести смутного времени:

- "Повесть 1606 года"

- "Иное сказание"

- "Новая повесть о преславном Российском царстве" 1610-1611 год. Чистая публицистика. Пишется в период, когда Москва под властью шведских феодалов. Повесть осуждает боярское правление, они думают только о захвате престола. Вторая линия – восхваление противостояния захватчикам. Допустим, подвиг защитников Смоленска. В этой повести важным лицом выступает народ – движимая сила и море, способное изменить ход событий. Послания в тексте обращены именно к народу.

- "Плач о пленении и конечном разорении Московского государства", 1612 год.Текст создан после взятия Смоленска.

- "Повесть о преставлении князя М.В.Скопина-Шуйского" 1610 год. Князь выступает как выдающийся полководец, однако скоропостижно умирает, в честь этого было создано произведение. Произведение имеет подчёркнутую антибоярскую направленность, так как было мнение, что именно бояре от зависти отравили князя.

- Авраамий Палицын "Сказание", 1609-1620 год.Текст состоит из ряда самостоятельных произведений. Первое- очерк, где идёт отчёт событий от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Попытка вывести причины смуты. Вторая часть – описание осады троицы Сергиева монастыря. Третья часть – описание последних месяцев правления и заключение перемирия с Польшей. Включается очень много фантастических картин. Главное достоинство текста – фактическая достоверность изложения событий.

- "Летописная книга", 1626 год. Образец обобщения. Изложение официальной идеологии и укрепление правления династии Романовых.

Возникает тема ответственности правителя перед государством.

 

30 АПРЕЛЯ

АГИОГРАФИЯXVIIВЕК

«ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»

Житие превращается в бытовую повесть, однако к концу 17 века оно приобретёт черты автобиографии.

Это биография дворянки, написанная её сыном (1620-30-ые годы). На первый план выдвигается поведение дворянки, как хозяйка усадьбы.

Основная задача повести – человек может сформироваться как личность, не уходя от быта. Здесь можно встретить элементы, характерные для традиционного жития – она происходит от благоверия, с детства посвящала себя богу. Есть элемент религиозной фантастики. Героиня заранее предчувствует свою смерть, это свойственно для жития. Но бытовая повесть в данном произведении преобладает.

Историческая литература подвергается трансформации. Большую роль играет вымысел, акцент делается на интересность текста для читателя. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» 1640е годы. Повесть возникает в казачьей среде. Интересна новая трактовка образа героя – он уже не выдающая личность. Победа была достигнута благодаря заступничеству сил, однако религиозная фантастика не выходит на первый план. Однако в отличии от классических подобных произведений, герой, хоть и не властитель –не одиночка, он действует совместно со своим войском.

«История об Азовском взятии и осадном сидении от турского царя Брагима донских казаков», последняя четверть 17 века. Сюжет неоднократно использовался в литературе. Но эта вариация более сказочная. Здесь используется ряд дополнительных элементов: повесть делится на три части, здесь текст дополняется рядом занимательных элементов – переговоры с гонцами от турков, пленение, а также больший акцент на подвигах персонажей. Индивидуализация подвига.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIIВЕКА.

- Церковная реформа Никона, 1653 год.

- Присоединение Малороссии, 1654 год

Зарубежные элементы культуры начинают вклиниваться в культуру России. По какому пути пойти? Художественная литература начинает выдвигаться как самостоятельный элемент, как беллетристика.

Бытовые повести 17 века. Появляется новый тип героя, человек начинает реализовываться в быту. Общество далеко не всегда с самого начала задаёт человеку правильную модель поведения.

«Повесть о Горе-Злосчастии».Текст построен как классическое былинное повествование.

«Повесть о Савве Грудцыне». Тема отношений между отцами и детьми. Отцы и дети представлены как абсолютно различные типы героев. Человеческий характер показывается как сложный и противоречивый, он вписывается в достоверную бытовую среду.

«Повесть о Фроле Скобееве». Типичный пример плутовской новеллы. Главный герой - плут и обманщик. Произведение практически полностью лишено религиозной тематики. Образ Аннушки играет огромную роль. Она активно имеет свою позицию. Женские образы в литературе получают возможность проявить себя.

«Повесть о Карпе Сутулове». Соединение бытовой повести и плутовской новеллы. Огромную роль начинает играть сатира – автор высмеивает пороки, ханжество социальных групп, лицемерие. И снова в центре – женщина. Благодаря своей находчивости она успешно выкручивается из различных ситуаций. Элементы из данной повести заимствовались классическими писателями, допустим, Гоголем. Главный акцент произведения – смех, подчёркивание, что они принадлежать этому обществу, однако пороки, существующие в обществе нужно исправлять.

В литературе начинает выстраиваться обобщённый образ поколения, который собирает черты поколения.

 

МАЯ 2018



2018-06-29 673 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)