Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диссиденство и самиздат



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Диссиденство и самиздат 0.00 из 5.00 0 оценок




Диссиденты – лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и внешней политикой СССР. Действовали индивидуально и небольшими группами, выражали несогласие порой открыто, но чаще прибегали к нелегальным методам.

Инакомыслие в советском обществе существовало всегда, несмотря на все запреты и репрессии, но как духовно-нравственная оппозиция заявляет о себе только во второй половине 60-х годов, хотя индивидуальные проявления инакомыслия (Дудинцев «Не хлебом единым», Эренбург «Оттепель») после ХХ съезда КПСС в 1956 участились. О точке отсчета диссидентского движения существуют разные мнения: 1953 – начало дестанализации; 1960 – выпуск Гинзбургом первого самиздатского журнала «Синтаксис»; 1965 – арест А. Синявского и Ю. Даниэля.

Инакомыслие нашло способ неподконтрольного распространения идей в «подпольных» кружках и в особенно уникальной форме — самиздате. Самиздат – советская практика неподконтрольного распространения кустарно выпускаемых каких угодно по жанру, но недоступных или мало доступных легально текстов. Наиболее распространенные технологии изготовления – машинопись, реже фотография, в некоторых случаях множительная техника, иногда подпольные типографии.

Одним из первых толчков для неподцензурной публикации стал доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС. Варианты его начали ходить по рукам в самодеятельном машинописном воспроизведении. Первое время самиздат носил в целом неполитический характер, основной корпус текстов составляла литература.

Создаются самиздатовские альманахи и журналы. Одним из первых был «Синтаксис» Александра Гинзбурга, появившийся в 1959 году. Это был поэтический журнал. До “Синтаксиса” неподцензурные журналы не имели широкого общественного резонанса. А о нем заговорили, он широко перепечатывался (тираж достигал 300 экземпляров). Большинство исследователей полагает, что именно “Синтаксис” следует считать первенцем самиздатской периодики. Принципиально новым стало то, что альманах издавался открыто: на обложке были проставлены фамилия и адрес издателя. О “Синтаксисе” писали за рубежом; журнал “Грани” (1985, №58) воспроизвел его на своих страницах. За полгода вышли три номера. Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й – поэтам республик Прибалтики). Однако в июле 1960 Гинзбург был арестован. После его ареста выпуск “Синтаксиса” не возобновлялся. Преемником имени станет «Синтаксис» парижский, родившийся под редакцией Синявского в 1978; первые 4 номера нового журнала были посвящены Гинзбургу и его изданию.

За «Синтаксисом» последовали другие «самиздатские» альманахи и журналы. В июле 1965 неофициальное объединение творческой молодежи СМОГ выпустило номер журнала «Сфинксы». Редактором был Валерий Яковлевич Тарсис. В журнале опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю. Вишневской.

Период организованного движения диссидентов начался с середины 1960. С особым вниманием были встречены материалы политических процессов – сделанные Фридой Вигдоровой записи суда над Иосифом Бродским.

В феврале 1966 был организован публичный судебный процесс над московскими писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем. После суда начал составляться самиздатский сборник, включавший стенограмму суда, статьи из официальной прессы и письма в защиту осужденных. А.Гинзбург выпускает «Белую книгу о деле Синявского и Даниэля». После выхода «Белой книги» на Западе Гинзбург, естественно, был арестован и осужден.

Формы борьбы с инакомыслием становились все более разнообразными.

Заметны стали изменения и в деятельности диссидентов. 30 апреля 1968 г. вышел первый номер неподцензурного правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий» (ХТС), просуществовавшего 15 лет. Собственно, история самиздата политического четко делится на два периода: до и после появления ХТС. Наталья Горбаневская была первым редактором «Хроники». Первоначально издание не планировалось как периодическое. Оно имело надзаголовок «Год прав человека в СССР». Эпиграфом «Хроники» стал текст 19-й статьи Всеобщей декларации прав человека — о праве на информацию. Одной из главных тем ХТС было нарушение прав и свобод человека в СССР; в издании были постоянные рубрики о положении политзаключенных и «пациентов» специальных психбольниц, о внесудебных преследованиях, о репрессиях и притеснениях по национальному и религиозному признаку. ХТС отвечала своему названию: в ней содержалась только констатация фактов. При этом отсутствовали какие-либо оценки и комментарии. «Хроника» стала как бы «пищей» к размышлению и приглашением к диалогу. ХТС несколько раз прекращала свои выпуски — но возрождалась, с новым составом редколлегии в случаях арестов. Авторы неподцензурного издания писали о положении в советской математике, о дискриминации евреев при поступлении в вузы, о насильственном переселении таджикских горцев, о пленумах ЦК КПСС, о бедности народов, о гонениях на религию, о выходящих самиздатовских журналах, о книгах и т.д.

Возник устойчивый, хорошо законспирированный механизм поступления информации в редакцию. Обширная информация поступала в редакцию, во-первых, от читателей. Во-вторых, информацию этому самому авторитетному из борющихся журналов предоставляли появившиеся в 1970-е гг. правозащитные организации, например, «Инициативная группа защиты прав человека в СССР» (ИГ).

Семидесятые годы

В начале 1970-х инакомыслие сделало качественный рывок. Опыт легальной работы ИГ убедил остальных в возможности действовать открыто. В 1970 в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Андрей Сахаров. Экспертами Комитета стали А. Вольпин и Б. Цукерман, корреспондентами — А. Солженицын и А. Галич. Комитет был первой общественной ассоциацией с разработанными регламентом и правилами членства. Он также был первой ассоциацией в СССР, получившей формальное международное признание: в июле 1971 стал филиалом Международной лиги прав человека.

Таким образом, к 70-м годам диссидентское движение более-менее оформляется. Особенно активным было правозащитное движение. Признанным лидером и идеологом стал А. Д. Сахаров. Его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» была расценена на Западе как «манифест молодой, духовно несокрушимой России». В марте 1971 г. А. Сахаров направил на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева «Памятную записку». Этот документ, ставший в дальнейшем программой деятельности диссидентов, не был «замечен». Более того, имя академика А. Д. Сахарова исчезло со страниц советской периодической печати. В 1975 г. А. Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Этот акт, наряду с высылкой из страны А.И. Солженицына (февраль 1974 г .), принес диссидентскому движению в СССР широкую международную известность, соответственно и влияние на массы в своей стране.

В конце 1960-х—начале 70-х годов объем самиздатской продукции возрос во много раз. В самиздате стали доминировать материалы политического характера. Рождаются журналы самых различных направлений. Это десятилетие — один из самых интересных периодов отечественной неподцензурной журналистики. Отметим несколько значительных общественно-политических журналов той поры.

В 1971—1974 гг. выходил журнал национально-патриотического направления «Вече», сыгравший роль объединительного центра национал-патриотического движения. Его редактором-составителем был историк Владимир Осипов. Ранее, в 1961, он уже привлекался к ответственности за антисоветскую деятельность (за издание журнала «Бумеранг — 1960», за организацию «антисоветских сборищ» на площади Маяковского в Москве в 1960–1961). Первый номер журнала вышел 19 января 1971. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания.

В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал издание журнала «Московский сборник», посвятив его проблемам нации и религии. Тиражом 20–25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но издание прекратилось. С 1976 по 1982 г. выходил периодический сборник «Память» (примерно два раза в год, объемом около 600 машинописных страниц). Редакцию составили Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Арсений Рогинский и другие. Издание полагало своей задачей «сбор исторических свидетельств и публикацию их».

Попытку объединения инакомыслящих сделал журнал «Поиски». Он издавался в Москве с мая 1978 по март 1980, вышло 8 номеров. К восьмому номеру отдельным сборникам вышло приложение «Жить не по лжи» — обсуждение обращения Солженицына. Имена издателей (Раиса Лерт, В. Абрамкин, В. Гершуни, Ю.Гримм, В. Сокирко, П. Егидес, Г. Павловский) были указаны на обложке. В отличие от ХТС, «Поиски» были изданием дискуссионным, а не информативным. В первых выпусках редакция сформулировала свою программу: сосуществование различных идей и приоритет диалога. темы – самые разные. Публиковались материалы, касающиеся реформ, защиты прав человека и развития культуры андерграунда, истории сюрреализма, статьи, посвященные социальным проблемам. Номер журнала составляли примерно 400 страниц плотной машинописи (через один интервал). Между страницами прокладывали с двух сторон листы папиросной бумаги. Так что выражение «папиросный дым самиздата» было не только метафорой. Тираж первого номера был 10 экземпляров; чуть позже напечатали еще 10. В дальнейшем редакция готовила к выпуску 10 экземпляров, которые затем перепечатывались и распространялись. С 1979 г. «Поиски» перекочевали в тамиздат: первый номер, подготовленный к изданию А.П.Григоренко, вышел в нью-йоркском издательстве «Детинец» небольшим тиражом (до 100 экземпляров).

Восьмидесятые годы

К началу 1980-х гг. были арестованы, осуждены, высланы из страны представители «первой волны» диссидентского движения. Прекратили свою деятельность многие правозащитные организации. Общее число арестованных диссидентов превышало 500 человек. После интервью А. Сахарова корреспондентам западных газет с требованием вывода советских войск из Афганистана реакция советских властей была предсказуемой: 8 января 1980 г. был принят Указ о лишении Сахарова всех правительственных наград. Он был депортирован из Москвы в закрытый Горький.

В феврале 1981 г. после обысков и изъятия макетов 59-го выпуска «Хроники текущих событий» редакция вынуждена была заявить о самороспуске. Был разгромлен журнал «Поиски», репрессиям подверглись деятели политических и религиозных организаций.

В 1980-е гг. самиздат оставался. В 1981 вышел альманах «Многие лета» под редакцией национал-патриота Геннадия Шиманова. В 1982, после угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русского национального диссидентского движения перестали существовать. Возникли новые журналистские формы — материалы на практические темы (о телефонном прослушивании, например). Проводились социологические опросы (об отношении населения к польской «Солидарности», к А.Сахарову).

Из «толстых» самиздатовских журналов к 1983 г. осталась только «Память». Это было время оперативной информации. Место «Хроники текущих событий» заняли «Бюллетень» Ивана Ковалева (всего несколько экземпляров, для активистов информационного самиздата) и «Вести из СССР», издаваемые 2 раза в месяц в Париже Кронидом Любарским. В самиздатовскую деятельность вовлекаются региональные центры. Самиздат ширится.

Политика гласности и другие перестроечные процессы изменили отношение советской власти к диссидентам. С получением свободы эмиграции многие из них выехали из страны, самиздатские издания (к концу 1988 их насчитывалось 64) стали действовать параллельно с государственными. Во второй половине 80-х гг. в СССР были освобождены последние отбывавшие наказание диссиденты. В декабре 1986 был возвращен из ссылки Сахаров. В 1989 разрешено опубликовать «Архипелаг ГУЛАГ», в августе 1990 было возвращено гражданство СССР Солженицыну, Орлову и другим бывшим диссидентам. Диссидентство как движение прекратило свое существование. С 1986 на смену диссидентским группам приходят политические клубы, а затем народные фронты. Одновременно начался процесс становления многопартийной системы.

После 1987 г. запреты, вызвавшие к жизни самиздат, отменяются (как статьи 70 и 190-1 УК РСФСР, предусматривавшие наказание за «измену родине» и за «распространение сведений, порочащих советский государственный и общественный строй») либо «рассасываются».

 



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Диссиденство и самиздат 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диссиденство и самиздат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)