Принципы формообразования.
Принцип «трансформации» предметной среды. Этот принцип – в способности ее динамично и быстро реагировать на многообразие социально-культурных установок и потребностей общества, быть открытой к постоянным изменениям и вариантным преобразованиям. Зонирование пространства – принцип гибкости структуры пространства и его структурных элементов, с применением трансформирующегося оборудования, сборно-разборных конструкций стен и перегородок и др., формируемых на основе конструкторов из унифицированных элементов. Система зонирования имеет утилитарное и функциональное значение и определяет основу композиционного построения помещений. Структурные элементы, сгруппированные в отдельные зоны с учетом технологических и архитектурно-худо-жественных требований, образуют выделенную систему зонирования пространства. Трансформируемость, гибкость структуры, динамичность пространства достигаются при помощи сквозных перспектив и перетекающих пространств, не расчлененных глухими, стационарными стенками и перегородками. Эти гибкие элементы проектно-пространственной среды и ее светоцветовой строй участвуют в формировании композиции комплекса и создают его коммуникативные качества (рис. 58). Принцип «конструктора». В агрегатировании есть понятие «набор-конструктор» или просто «конструктор». Конструктор – как вид трансформируемой морфологической структуры, состоящей из определенной номенклатуры базовых конструктивов, унифицированных (стандартизированных) для всего множества функционально значимых трансформ. Классификация конструкторов: - типоразмерный (размерно-подобный) конструктор (элементы объединены в параметрические типоразмерные унифицированные ряды (рис. 59); - базово-модификационный конструктор – элементы собраны в конструктивно-унифицированные ряды с ярко выраженным основанием ряда; - агрегатный (модульный) конструктор (рис. 60), в котором все элементы – конструктивы определены по составу и связаны единым размерным модулем и могут быть законченными финальными изделиями. Конструктор может состоять из одного конструктива: - одного гибкого стержня; - одного «мягкого» объемного элемента; - унифицированный (стандартный) кирпич одного типоразмера; - выставочные стержневые конструкции и универсального узла. Принцип «средового конструктора». Три основных типа (класса) комплексов: – технический комплекс – совокупность предметов на принципе – технической или типологической оснащенности (комплексы мебели, сложных бытовых приборов (холодильников, пылесосов, радиоэлектроники) (рис. 61); – функциональный комплекс – совокупность предметов на принципе предметного обеспечения какой-либо функциональной системы или службы деятельности (аэрофлота, железнодорожной службы и др.), торговой, коммунальной службы и т.д. (рис. 62); – средовой комплекс – совокупность предметов, элементов цветографики и других структурных элементов, в основе которой лежит принцип средового единства. Например, предметно-пространственная среда жилища, цеха предприятия, вокзала, городской среды и т.д. (рис. 63). Специфика дизайнерского подхода к проектированию любого комплексного объекта – каждый комплекс рассматривается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех трех типов комплексности. Комплексы проектируются – по методу агрегатирования (модульного проектирования) с размерно-модульными системами через наборы-конструкторы из унифицированных элементов. «Средовый конструктор» – из одного конструктора получать изделия для обеспечения не одного, а нескольких функциональных процессов, осуществляемых в той или иной проектируемой среде. Например, в дизайн-программе по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей были разработаны именно такие средовые конструкторы, из которых возможно было формировать различную детскую функциональную мебель (для учебы в общеобразовательных и дизайн-классах школы, для занятий в дошкольных учреждениях, для отдыха, сна, игр, приема пищи, релаксации и т.д.), а также игровые и спортивно-оздоровительные средства, элементы декора и др. (рис. 64). Принцип «универсальности» среды. Принцип универсальности среды предполагает универсальность объемно-планировочных и конструктивных решений (в одном здании – предполагает применение минимального количества типов планировочных, строительных и конструктивных элементов, а также элементов технологического оборудования). Универсальность среды в пределах каждой функциональной зоны – за счет унификации ее элементов, в частности, средств инженерного обеспечения (тепловых и воздушных сетей, освещения и т.д.), носителей визуальной информации, цветографических средств, а также унифицированных агрегатных элементов основного технологического оборудования, мебели, оборудования санитарно-гигиенических зон, зон отдыха, приема пищи и т.д. Такой принцип организации предметно-пространственной среды, с одной стороны, способствует упрощению и ускорению процесса проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации оборудования, а с другой – обеспечивает максимальную гибкость и возможность ее трансформирования, в зависимости от изменяющихся условий использования пространства (рис. 65). Принцип «структурности» среды обусловливается требованием универсальности пространства средовых комплексов. Упорядоченность, визуальная ясность, своеобразная «читабельность» функционального содержания пространства прямо зависят от компоновки и взаимосвязи составляющих его структурных элементов. Структурность пространства – это четкость и ясность его композиционно-пластического строя. Создавая гармоничную предметно-пространственную среду, дизайнер использует формальные средства композиции: тектонические и пропорциональные закономерности организации архитектурно-строительных элементов и размещаемого оборудования, их метроритмические связи, цветовые гармонии колористического решения интерьеров и отделки оборудования. Он должен стремиться к пластической взаимосвязи структурных элементов предметно-пространственной среды и сомасштабности ее человеку. Принцип «целостности» среды. Принцип целостности предметно-пространственной среды находит выражение: – во-первых, в том, что учебная и учебно-игровая деятельность ребенка протекает в тесной связи со средой во всех многообразных аспектах возникающих связей – духовных, психофизиологических, коммуникационных, творчески созидательных; – во-вторых, сама среда выступает как нечто цельное. Она не распадается на отдельные предметы, технические устройства, оборудование, здания и т.п., а выступает в качестве полноценной среды обитания и жизнедеятельности ребенка (рис. 66). Принцип «игрового начала» детской среды. Игровое начало предметно-пространственной среды – важнейшее средство воспитания и образования Для дошкольников и младших школьников усвоение занятий через игру, игровые средства – самое естественное и прочное. Особенно это заметно при обучении детей компьютерной грамотности и взаимодействию с компьютерными программами. Названные принципы не просто тесно связаны, но и переплетены друг с другом, обусловливают друг друга. Структурность предметно-пространственной среды, предполагающая четкость и ясность композиционно-пластического строя пространства, обусловливает универсальность, гибкость и динамичность развивающей среды, но она же теряет смысл без ее целостности и наличия игрового начала. В свою очередь, игровое начало может остаться лишь благим намерением, если при проектировании детского учебного учреждения не будут соблюдены принципы структурности и трансформируемости. Структурность же является одним из факторов обеспечения целостности среды (рис. 67). Принцип «адаптивности» детской среды. Адаптивность – это быстрая реакция на происходящие изменения протекающих в этой среде процессов. А поскольку изменения в организацию среды могут вноситься самими участниками процессов – это позволяет рассматривать данную среду как развивающую, в частности, как учебную и игровую среду, формирующую созидательные творческие навыки детей [5].
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |