Виды комплексов, наборов и гарнитуров
Такие изделия чаще всего унифицируются или агрегатируются и представляют собой размерно-подобные или типоразмерные ряды или ряды унифицированных агрегатных узлов, предназначенных, как правило, для самостоятельной сборки-разборки самим потребителем. Следующие совокупности изделий: – функциональный комплект – совокупность изделий определенного функционального назначения, предназначенных для выполнения основной целевой функции. Это, например, комплект приборов для навигации судов, комплект изделий для пайки, комплект мебели и др. (рис. 68); – набор – совокупность изделий, объединенных общим функциональным признаком и согласованных между собой по составу и назначению. В качестве примеров можно привести наборы мебели для кухни, для прихожей, маникюрный набор, набор столярного инструмента и др. Из наборов можно выделять варианты комплектов, которые различаются по составу изделий (рис. 69); – гарнитур – совокупность изделий, имеющих единый образный строй и согласованных между собой по конструктивно-технологическим признакам и предназначенных для выполнения какого-либо функционального процесса. Например, мебельный гарнитур для столовой, спальни, чайный гарнитур, гарнитур одежды и др. Гарнитуром может называться также функциональный комплект узкоспециализированного назначения, который проектируется и выпускается в постоянном составе (рис. 70).
Формирование визуальной структуры. Пропорционирование. Подобие пропорциональных отношений. Динамический ряд прямоугольников. П ропорция «золотого сечения». Приемы формальной визуальной организации Объект формообразования можно представить как объект структурно состоящий из: - визуальной структуры (стилевой). Поиск характерного пластического решения образца-эталона для параметрических размерно-подобных рядов; основания ряда – для конструктивно-унифицированных рядов, и далее – перенос характерных структурных признаков морфологии этих изделий на остальные члены ряда. Также необходимо выявить специфические черты и особенности формообразования несущих (опорных) и силовых (функциональных) узлов агрегатированных изделий и т.п.; - антропометрической структуры (антропоморфной). Определенное соответствие человеку морфологии изделия или пространства, изоморфных человеку или структурированных относительно его движения, позы и т.п., проводится согласование отдельных единиц унифицированных и агрегатированных изделий, их элементов и комплексов, непосредственно контактирующих с человеком; - материальной структуры (размерно-параметрической). Согласовывание пространственно-размерных характеристик собственно унифицированных и агрегатированных изделий. Мерой этих согласований является пространственно-размерное строение тех элементов изделий, которые обладают наибольшим числом конструктивных и функциональных признаков (обычно это унифицированные узлы и агрегаты). Для конкретизации и уточнения объектов композиционного формообразования, которые представляются попеременно в виде трех вышеуказанных структур, рассмотрим наиболее характерные (с точки зрения унификации и агрегатирования) примеры их дизайн-проектирования. Формирование визуальной структуры. Формирование визуальной структуры возможно осуществить с помощью пропорций, геометрического подобия, цвета, ритма и др. Приемы стилизации, к которым относится перенос характерных структурных признаков морфологии с одних изделий на другие, весьма типичны для унифицированных рядов (комплексов) изделий и их совокупностей. Такой перенос осуществляется чаще всего методом пропорционирования. Выделяются такие типы членения визуальной структуры, как тождество и подобие пропорциональных отношений. Пропорционирование. Подобие пропорциональных отношений. Организация изделия с помощью пропорционирования, его целостность достигаются через закономерные соотношения различных величин элементов изделия между собой и с целым. Известно, что сочетание различных геометрически подобных величин дает различные виды пропорциональных отношений, которые записываются в виде арифметических и геометрических пропорций. Сущность геометрического подобия (графической схемы) состоит в построении системы параллельных и перпендикулярных прямых, являющихся гипотенузами прямоугольных треугольников, которые вписываются в ортогональные проекции изделия (рис. 71). Два приема пропорционирования – через систему прямых. Если к какому-то элементу необходимо пристроить другой, который в смысле соразмерности находится в подчинении к первому элементу – используется прием соподчинения. Если какой-либо элемент необходимо расчленить на более мелкие соразмерные друг другу и к целому элементу – используется прием расчленения (целое повторяется в части). Динамический ряд прямоугольников. Система динамических прямоугольников является разновидностью геометрического подобия (рис. 72). Пропорционирование изделий или их элементов осуществляется здесь путем вписывания их проекций в систему прямоугольников или их определенные сочетания. Прямоугольники могут члениться на элементы, повторяющие строение целого. Смысл использования динамических прямоугольников в дизайне унифицированных изделий – это возможность визуально установить взаимосвязь отдельных общих для всего ряда унифицированных элементов (или изделий в целом) за счет наглядно выраженного их геометрического подобия. Пропорция «золотого сечения». Члены ряда «золотого сечения» образуют ряд иррациональных чисел, где числа, величина которых более «4», приближаются к целым числам (1; 1,618; 2,618; 4,236; 6,854; 11,09;... 76,01 и т.д.). Этим рядом, преобразованным в ряд целых чисел (ряд Фибоначчи), можно пользоваться на практике. Формирование визуальной структуры унифицированных и агрегатированных изделий и их совокупностей возможно осуществлять с помощью (рис. 73). Формируя визуальную структуру унифицированного изделия с помощью «шкалы золотого сечения» необходимо пользоваться ограниченным числом делений, ввиду того, что пропорционируются в первую очередь основные унифицированные формообразующие элементы, определяющие основные членения общей формы изделия, сочетание которых и фиксируется при восприятии его визуальной структуры. Приемы формальной визуальной организации. Целям формирования визуальной структуры унифицированных и агрегатированных изделий и их совокупностей служат также специфические приемы формальной визуальной организации. Такие приемы строятся на использовании отдельных геометрических признаков, элементов и систем. Признаками визуальной формы могут быть активная горизонталь, вертикаль, наклон, округление углов, наличие в форме определенных геометрических фигур или тел и т.д. К элементам относятся конфигурации, формообразующие плоскости, линии, точки и т.д. Повторение в элементах какого-либо признака способствует организации внешней формы изделия (в активном выявлении горизонтальных или вертикальных членений формы, использовании идентичных по характеру скруглений граней или ребер). Организующим визуальную форму элементом могут быть и формообразующие линии – зрительные оси, связывающие мелкие элементы на поверхности, например, органы управления и индикации, крышки, лючки, проемы и т.п. или же группы элементов в пространстве. Положение наиболее активных элементов, как правило, общих унифицированных элементов или элементов, непосредственно контактирующих с человеком-оператором, требует их фиксации с другими, второстепенными элементами в горизонтальном и вертикальном положениях (рис. 74) [5].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |