Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системный, исторический и функциональный анализ проблемной ситуации.



2019-07-03 407 Обсуждений (0)
Системный, исторический и функциональный анализ проблемной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первый этап – обследование. На этом этапе происходит знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Общеизвестна техника этого этапа: системный анализ и изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.

Системный анализ – изучение объекта, ситуации во всем многообразии связей его компонентов (составляющих) между собой и с образуемым ими целым, отражает стремление современности к интеграции различных областей научно-технического знания.

Особенностью системного анализа является ориентация на весь комплекс проблем, возникающих при изучении системного объекта: от вербального описания до построения формальных моделей с учетом взаимосвязи его материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход – часть мировоззренческой позиции, которая видит мир как некую систему со своей иерархией ценностей и связей, чему соответствует философское понятие «дома» как цельного построения модели мироустройства.

Объектом системного анализа являются предметно-пространственные системы разного уровня, на которые влияют такие факторы, как экономика, социология, экология, технический уровень развития производства, психология и т.д., а их взаимодействие определяет функциональная организация.

Для дизайнерского системного анализа характерен метод исследования проблем по аспектам:

· содержательное описание, связанное с выявлением особенностей объекта как функционально-пространственной системы;

· моделирование функционально-пространственной организации;

· образный строй;

· оптимизация функциональных и структурных предложений, выбор правильного решения в условиях неопределенности с помощью человеко-машинных процедур;

· прикладные (частные) задачи исследования.

Сложность системы определяется не столько количеством ее элементов, сколько качеством (особенностями) взаимосвязей между ними, пониманием того, что приобретает система как целое по сравнению со свойствами ее отдельных элементов. Приобретение системой новых свойств – цель и результат работы по системному анализу, причем признаками новой целостности являются сбалансированность и связность всех элементов системы. Завершением системного подхода в дизайне является построение проекта системного объекта [8].

Анализ в дизайне – применяемое в ходе решения дизайнерских задач мысленное и фиксированное в различных проектных языках расчленение объектов (явлений или изделий) на отдельные составляющие с целью получения необходимой информации. Анализ в дизайне включает:

· анализ среды, которая, в свою очередь, связана с понятиями среды природной (рельеф, вода, климат, зелень) и среды искусственной (архитектура, малые формы, предметное наполнение и т.д.);

· анализ социокультурной реальности (глобальной, региональной, местной);

· функциональный анализ, связанный с характером производства, потребления, формами протекающих процессов (образ жизни), коммуникативной функций будущего объекта, санитарно-техническими формами обеспечения функций;

· анализ материалов и технологических возможностей;

· анализ прототипов;

· исторический анализ ситуации или вещи.

Анализ в дизайне подводит к проектному решению через рассмотрение определенного круга проблем и соотнесение с собственной творческой позицией автора как художника, профессионала и члена общества. В процессе проектирования позволяет развивать проектную идею, сравнивая варианты по функциональным и художественным критериям. Анализ в дизайне – инструмент логического подхода к проблеме, свойство мышления архитектора и дизайнера, необходимая предпосылка синтеза.

Сбор информации – комплекс приемов и способов получения исходных данных для проектирования. Умелый их выбор и использование оказывают большое влияние на эффективность работы дизайнера, архитектора, проектировщика. Методы сбора информации делятся на две группы:

· элементарные (наблюдение, симуляционный метод, прямая анкета, интервью, свободная беседа, тест, психофизиологические исследования, изучение документов, анализ содержания);

· синтетические (косвенная анкета, сопоставление источников, аналогии и т.д.) (рис. 84).

Выбор метода сбора данных зависит от программы исследований и наличия источников информации. В отдельности каждый метод имеет как достоинства, так и недостатки, те и другие ограничения. Дополняя один метод другим, можно получить наиболее качественный и действенный результат [8].

Профессиональное определение темы и формулировка проектной задачи и установки.

Второй этап – проблематизация задания. Особенностью этого метода является постановка дизайнером себе проектной задачи – проблематизация задания. Ее смысл – восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием следующего смыслового этапа – тематизации (выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, которая предусматривает перебор таких решений, отнесенных к реальным слагаемым проектируемого комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д. [14].

П роектная задача – программный план операционной деятельности дизайнера, сопряженный с целями и условиями работы. Проектная задача включает три компонента: исходное состояние, конечное состояние и процесс преобразования начального состояния в конечное (метод решения). Исходное состояние определяется программой, ситуацией и формулированием цели; конечное – и есть собственно проектная модель; третий компонент разъясняет процедуру целенаправленной переработки проектной информации в процессе творческой деятельности, где главная общая задача проектирования разделяется на отдельные подзадачи с точным указанием связей между ними.

Проектная задача представляет собой развитие проектного задания – программного документа, фиксирующего общие цели и установки работы [8].

П роектная установка – авторская ориентация в системе целей и приоритетов при формировании архитектурно-дизайнерских объектов. Выделяют четыре типа проектной установки:

· «ситуативный» – внимание проектировщика сосредоточено на ценности некоего преходящего состояния в особой эстетической ситуации, когда объект выступает как средство ее осуществления;

· «эстетизированный» – характеризуемый соотнесением объекта с художественным идеалом; нередко предусматривается эстетическая ценность будущего акта созерцания при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации;

· «прагматический» – рассматривающий объект как средство удовлетворения определенной потребности, когда на первый план выступает конкретная полезность вещи;

· «профессиональный» (противоположный прагматическому) – создание объекта, ценного с точки зрения его «делания», предметом интереса являются приемы организации функции и формообразования, конструктивная структура, архитектоника, использование средств символической значимости, соотнесение объекта с конкретикой среды и пр.

Выбор наиболее эффективного варианта темы – дизайн-концепции.

Третий этап – сравнение «тем».Этот этап предполагает сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения [10].

 



2019-07-03 407 Обсуждений (0)
Системный, исторический и функциональный анализ проблемной ситуации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системный, исторический и функциональный анализ проблемной ситуации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)