Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии реализации информационно-технической политики ФТС России



2019-07-03 451 Обсуждений (0)
Технологии реализации информационно-технической политики ФТС России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Концепции развития информационных таможенных технологий
в рекомендациях WCO

 

Главным идеологическим интегратором идей развития информационных таможенных технологий в современном мире является Всемирная таможенная организация, основными принципиальными подходами являются требования гармонизации, упрощения и прозрачности предоставляемых и обрабатываемых таможенными органами данных.

Глава 7 Генерального Приложения к Киотской Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола от 26 июня 1999 года определяет правила применения информационных технологий в таможенных органах.

Стандартное правило 7.1. В целях обеспечения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в случае, если они экономически выгодны и эффективны для таможенных служб и участников внешней торговли. Таможенная служба определяет условия их применения.

Стандартное правило 7.2. При внедрении компьютерных систем таможенная служба применяет соответствующие международные стандарты.

Стандартное правило 7.3. При внедрении информационных технологий осуществляются, по возможности, максимально широкие консультации со всеми непосредственно заинтересованными лицами.

Стандартное правило 7.4. Новые или измененные нормы национального законодательства должны предусматривать:

– электронные способы обмена информацией в качестве альтернативы требованию представления письменных документов;

– сочетание электронных и документарных методов удостоверения подлинности и идентичности;

– право таможенной службы оставлять у себя информацию для использования в таможенных целях и, в случае необходимости, для обмена информацией с другими таможенными службами и со всеми иными пользователями, если это допускается законом, при помощи электронных способов обмена информацией.

Гармонизация данных – это действие по согласованию определения и форматов представления элементов данных в представляющей интерес области. Она влечет за собой ряд мероприятий, улучшающих последовательность в использовании элементов данных в части их значения и формата представления. Посредством гармонизации данных возможно получить набор ключевых элементов данных (элементов данных, выраженных при помощи различных словарей, но с идентичным значением). Затем описанию каждого ключевого элемента данных, включая его определение и формат представления, можно придать формальный характер. Примеры ключевых элементов данных показаны на рис. 18.

Рис. 18. Примеры ключевых элементов данных

[* – Международные стандарты фитосанитарных мер. Руководства по фитосанитарным сертификатам (Публикация № 12); ** – UN/CEFQCT RSM для сертификации экспорта (eCert)]

 

Стандартизация требований к данным придает формальный характер определению и формату представления элементов данных, используемых различными заинтересованными сторонами. Четкое определение элементов данных совершенствует способы интерпретации элементов данных. Четкий формат представления служит в качестве руководства для подачи точных данных. Это вносит свой вклад в использование данных более высокого качества в бизнес-процессах и сокращает риск ошибок, издержки и задержки.

Результаты гармонизации данных также обеспечивают базу для автоматизации «бесшовного» обмена информацией по схеме Бизнес – бизнес (B2B), Бизнес – правительство (B2G) и Правительство – правительство (G2G) в системе Единого окна; гармонизация данных устанавливает семантические правила, которые могут быть использованы для управления обменом и интеграцией электронных данных в местном масштабе

Формуляр-образец ООН – это ключевой инструмент для упрощения торговых документов. В начале 1960-х годов ЕЭК ООН была создана Рабочая группа по содействию международным торговым процедурам для разработки стандарта для упрощенных торговых документов. Шаблон формы был доработан на основе комментариев правительств, заинтересованных международных организаций и делового сообщества, он был принят в качестве Формуляра-образца ООН для торговых и транспортных документов (UNLK).

С учетом практической ценности приведения международных торговых документов в соответствие с UNLK и его принятия в международном масштабе эта стандартная форма была внедрена в качестве Рекомендации ЕЭК ООН № 1 в 1973 г.[1] На сегодняшний день UNLK является ведущим стандартом для упрощения торговых документов. Почти все формы международных торговых документов приведены в соответствие с UNLK. Единый административный документ (ЕАД) для Таможенных деклараций ЕС, транспортные документы ИАТА и ФИАТА, Transports Internationaux Routier (TIR/МДП) или Общая система преференций (GSP) – это лишь некоторые из торговых документов, приведенных в соответствие с UNLK.

Модель данных (МД) – это описание всех объектов данных, которые необходимы для управления процессом международной цепи поставки. Описания данных в Модели данных включают:

– четкое и общепринятое определение семантики информации. Например, Модель данных может определять «Экспортера» как:

Экспортер Лицо, подающее или от лица которого подается экспортная декларация

 

описание структуры данной информации. Например, Модель данных будет описывать, что информация об «Экспортере» состоит из названия, адреса и контактной информации Экспортера (рис. 19).

Рис. 19. Структура данных об Экспортере

Используемые в международной торговле Модели данных должны разрабатываться на основе Технической спецификации ключевого компонента UN/CEFACT (CCTS)[2]. CCTS обеспечивает методологию для описания семантики и логической структуры торговой информации независимо от реализации конкретного синтаксиса[3] для обмена данными. Это означает, что электронные документы могут составляться при помощи множества различных инструментов реализации синтаксиса, таких как UN/EDIFACT[4], Расширяемый язык разметки (XML)[5] или других форматов.

При использовании МД в каждом электронном документе используются только необходимые для обмена данные; таким образом, он становится подмножеством используемой МД. Только структуры МД, фактически используемые в торговом документе, будут включены в спецификации электронного документа. Например, Сертификат происхождения будет включать структуру названия и адреса в МД для «Экспортера», но не для «Импортера». В рамках UN/EDIFACT такая адаптация называется Руководство по составлению сообщений (MIG). В MIG, например, может быть прописано, что определенные поля, помеченные как необязательные в спецификации сообщения UN/EDIFACT, опубликованном ЕЭК ООН, не используются в обмене сообщениями в конкретной стране. Точно так же в XML спецификация структур, включенных в сообщение, называется Схема XML.

Разработка стандартной Модели данных, удовлетворяющей информационные требования большого количества сторон и бизнес-процессов, участвующих в международной торговле, представляет собой сложную задачу. Для оказания помощи в этом вопросе Всемирная таможенная организация (ВТамО) разработала модель данных ВТамО (МД). Выгоды использования МД ВТамО для обмена информацией между странами следующие:

– данные могут быть представлены один раз и повторно использоваться во множестве различных бизнес-процессов;

– сильно упрощены процессы сбора и сверки данных;

– приложения могут разрабатываться в соответствии с одним-единственным стандартом обмена данными.

2.2. Электронное декларирование,
предварительное информирование, система управления рисками

Магистральным направлением развития зарубежных таможенных информационных систем является внедрение и поддержка систем управление рисками, а также электронного декларирования. В некоторых случаях эти системы действуют объединенно, в некоторых пока раздельно.

В России начало периода системной информатизации таможенной службы пришлось на 90-е годы XX века, в период перехода к широкомасштабному использованию интегрированных сетевых ресурсов, к распределенной технологии обработки и хранения данных. Повышенный уровень угроз, существующих при передаче данных по сетям, особенно по публичным, таким как Интернет, определило на современном этапе приоритетность средств обеспечения информационной безопасности.

2.2.1. Роль и место информационных технологий
в Концепции таможенного оформления и таможенного контроля
товаров в местах, приближенных к государственной границе
Российской Федерации

 

Письмом ФТС РОССИИ от 21 августа 2009 года № 21-50/39656 «О направлении Концепции» для использования в работе таможенных органов была направлена «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации», одобренная Государственной пограничной комиссией 09 июля 2009 года.

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

Завершение до 2010 года мероприятий, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации[6], создало условия для осуществления основного количества операций по таможенному оформлению в приграничных субъектах Российской Федерации.

Большая часть таможенных операций осуществляется таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами.

Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезенных и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.

Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфраструктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. При этом создание инфраструктуры для длительного хранения товаров, а также осуществление дополнительной промежуточной перевалки товаров при реализации Концепции не требуется. Это позволит в полной мере реализовать принцип транспортно-логистической технологии доставки грузов «от двери до двери» без увеличения срока осуществления поставки товаров.

Реализация Концепции вызовет необходимость повышения уровня взаимодействия таможенных и иных контрольных органов при осуществлении государственного контроля перемещения товаров. Это должно сопровождаться применением современных информационных технологий.

2.2.2. Концепция информационно-технической
политики ФТС России

Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. Иерархия нормативных документов, составляющих правовую основу Концепции, представлена на рис. 20.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля, является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно-технической политики ФТС России.

Рис. 20. Нормативная база развития информационных технологий
осуществления таможенных операций и таможенного контроля

Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России – реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов (рис. 21).

Целью ИТП является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России.

Рис. 21. Обеспечение информационно-технической
политики ФТС России

Задачами ИТП являются:

анализ и систематизация нормативно-правовой и методической базы;

− создание и внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий и организация их эффективного применения;

− создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств (ИТС);

− развитие системы технического обслуживания и ремонта ИТС;

− совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с внешними организациями;

− создание единой системы информационной безопасности таможенных органов России;

− обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.

Масштабность и сложность задач по внедрению новых информационных технологий требуют уточнения принципов (рис. 22) и механизма их реализации (рис. 23) на базе системного подхода к решению проблем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных информационных систем.

Рис. 22. Принципы информационно-технической
политики ФТС России

 

Рис. 23. Механизм внедрения новых информационных технологий

 

Внедрение и дальнейшее развитие новых информационных технологий может быть успешно осуществлено только в случае, когда это является завершающим этапом, которому предшествует целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности (рис. 23).

Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволяет исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля. По мере развития ВИТС ФТС России усиливается централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного контроля.



2019-07-03 451 Обсуждений (0)
Технологии реализации информационно-технической политики ФТС России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии реализации информационно-технической политики ФТС России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)