Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место географии в профильном обучении



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Место географии в профильном обучении 0.00 из 5.00 0 оценок




Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под влиянием общекультурных, интеллектуальных, мировоззренческих идей, не связанных еще с профессиональными интересами [35].

Профильное обучение позволит раскрыть учащимся те стороны географии, которые им наиболее интересны, привлекательны, понятны или оцениваются ими как необходимые знания [11].

Посмотрим, какое место занимает учебный предмет география в школьном образовании. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Таблица 4) «География» входит вместе с «Русским языком» и «Литературой», «Химией», «Биологией», «Иностранными языками», «Физической культурой» в состав базового образования как самостоятельный предмет всех государственных школ России [8].

 

Таблица 4

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

Российской Федерации [30]

Образовательные области

Образовательные

компоненты

Количество часов в неделю

І ІІ ІІІ І ІІ ІІІ ІV V VІ VІІ VІІІ ІХ ХІ ХІІ
Филология Русский язык как государственный Русский язык и литература   3 3 3   6 5 5      3 3 3 3    6 6 5 5    3 3 3 3 3   8 7 7 5 5   -  -   4 4
Математика Математика, информатика   5 5 5   4 4 4 4   5 5 5 5 5   4 4
Обществознание История Обществознание География             2 4 4 6 6         6 6
  Окружающий мир - 1   1 1 1 2 2    
Естествознание Биология Физика Химия          2     2    4    6     6     6  6
Искусство Музыкальное и изобразительное    2 2 2   2   2 2 2    2 2     2     2   -   -  -
Физическая культура Физическая культура, ОБЖ   2 2 2   2   2 2 2    2 2  2 2 2    3      3
Технология Технология, Трудовое обучение Черчение   2 2 2   2    2 2 2    2 2 2 2  2   2 2

Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя)

    5 5 5      2 5 5 5      5 5   5 5 5     12 12

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 6-дневной учебной нагрузки

  25 25 25   25  25 25   25   31   32  34   35 35     36     36

Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя)

    2   2    2      - 2 2 2      2 2 2 2 2      9 9

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5-дневной учебной нагрузки

  22 22 22   20 22 22  22     28 29 31 32 32    33 33

 

 

Механизм построения содержания профильного обра­зования на старшей ступени школы разра­ботан в Концепции профильного обучения и основан на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей сту­пени общего образования (Таблица 5).

Как видно из таблицы, в обязательном (инвариантном) компоненте данного учебного плана представлено 8 предметов. Среди этих предметов интегрированный курс «Естествознание», но он преимущественно предполагает изучение только таких предметов как химия, физика и биология.

 

Таблица 5

Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования [31]

 

 

 


 «География» является предметом по выбору на базовом или профильном уровнях, причем на базовом уровне, на «Географию» отводится 70 часов учебного времени, а на профильном уровне – 210 часов.

На этапе обсуждения Концепции профильного обучения (2002) директора школ и учителя высказались в поддержку созда­ния нескольких (сначала четырех-пяти, а затем около десяти) типовых профилей обучения. Такие типовые профили должны служить ориентиром для определения структуры и содержания обучения, состава базовых, профильных и элективных курсов в учебных планах конкретных образова­тельных учреждений. Таких типовых планов сегодня 14 (Приложение 1). В них в базовом уровне география представлена лишь в физико-химическом и химико-биологическом профиле, и на нее отводится по 2 часа учебного времени.

В профильном уровне география включена в физико-математический и социально-экономический профиля (по 4 часа), в биолого-географическом и естественнонаучном же профилях на географию отводится по 6 часов.

Такие профили, как гуманитарный, физико-математический, оборонно-спортивный, художественно-эстетический, филологический и технологический, вообще не предусматривают изучение географии в профильных предметах.

В базисном плане универсального профиля география сохранена как базовый предмет [11].

В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т.д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы (И.Н. Кузьмина Рекреационная география, А.Б. Моргунова Медицинская география, Н.В. Болотникова Познание мира по картам и др.), учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях [8].

Тенденция последних лет состоит в сокращении часов на преподавание географии в школе. Можно ли остановить данный процесс и обеспечить школьной географии не просто возможности для выживания, но и для серьезного развития? Такие возможности создаст реализация идеи профильного обучения, обеспечивающая существование географии на старшей ступени общеобразовательной школы в качестве востребованного учебного предмета (и как базового предмета, и как профильного предмета, и как совокупности элективных курсов).

Наибольшие возможности для географии связаны с реализацией индивидуальных и авторских профилей обучения (известно достаточно много авторских программ профильного обучения). Значительные возможности для географии предоставляют и социализирующие профили, особенно компонент краеведения и локальной географии.

В профессиональных профилях география может быть реализована как компонент подготовки работающих в сфере услуг (география туризма, медицинская и коммерческая география, география образования), в сфере природопользования и природоохраны (картография, география природных ресурсов, география природопользования, география охраняемых территорий, гидрология и метеорология, вулканология, сейсмология, океанология и т.д.), в сфере сельского хозяйства (аграрная география) и индустрии (география промышленности) [11].

В качестве наиболее подходящих учебников для профильного обучения можно назвать учебник В.Н. Холиной "География человеческой деятельности", учебники В.П. Максаковского "География" (для 10 класса) и «Географическая картина мира» (в двух томах), учебники Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса и «Глобальная география» для 11 класса, учебник Н.Ф.Винокуровой и В.В. Трушина «Глобальная экология для 10-11 класса. Наилучшим учебным пособием для подготовки к вступительным экзаменам по географии является книга И.А. Родионовой и Т.М. Бунаковой «Экономическая география».

Несмотря на достаточно большой выбор учебников, все поле географического профиля образования они не покрывают, поэтому есть смысл в подготовке принципиально нового учебного пособия, включающего базо­вые знания как по природно-географическим дисциплинам (космология, геология, океанология, сейсмология, вулканология, гидрология, метеорология и климатология, геоморфология, почвоведение), так и по общественно-географическим (геополитика, историческая география, география населения, география культуры) и системно-географическим (общая география, теоретическая география) областям знания. Помимо подготовки учебников и учебных пособий необходимы постепенные изменения в подготовке учителей географии [9].

Подготовка географов-преподавателей, во-первых, должна включать все дисциплины «географического профиля обучения». Во-вторых, географические дисциплины, которые могут быть включены в иные профили обучения, в-третьих, усиленную подготовку в области иностранных языков для возможного участия в ведении предметов лингвострановедческого профиля. Кроме того, возможна допол­нительная специализация (профилизация) части студентов в области экологии для ведения предметов биолого-экологического профиля, а также - в области экономики и права, для ведения предметов экономико-правового профиля.

Таким образом, введение профильного обучения предоставляет географам большие возможности в развитиишкольной географии, обеспечивающей становление междисциплинарного и пространственного мышления старшеклассников.

В профильном обучении кроются новые возможности, которыми необходимо воспользоваться. Многое здесь будет зависеть как от учителей географии, так и от ведущих географов, в плане создания новых учебников и учебных пособий, и предложения учащимся новых образовательных продуктов, конкурентоспособных по сравнению с другими [11].




2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Место географии в профильном обучении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место географии в профильном обучении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)