Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из истории вопроса. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения



2019-07-03 386 Обсуждений (0)
Из истории вопроса. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обуче­нию учащихся [5].

Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствовать выпускникам приступить к  занятиям высшего порядка. Перестраивая гимназию, М.В.Ломоносов выделил две ступени: ординарную и экстраординарную школы. Ординарная школа имела три класса, каждый из которых отличался продолжительностью обучения и набором изучаемых предметов. Экстраординарная имела отделения по изучению языков.

М.В. Ломоносов разработал учебный план, в котором школьные предметы делились на обык­новенные и дополнительные. Дополнительные предметы не долж­ны были изучать менее способные ученики или «великовозрастные» (таблица 1, 2.).

Таблица 1

Основные предметы [28]

Класс

Предметы обыкновенные

Русский язык Латинский язык Начатки философии и математики
Старший Стилистические упражнения в прозе и стихах и толкование текстов Стилистические упражнения в прозе и стихах Излагаются правила логики
Средний Грамматика и риторика Заканчивается грамматика, толкование авторов Преподается геометрия и география
Низший Упражнения в быстром и правильном чтении, в письме Первые основы латинского языка Изучаются арифметические действия

 

 

Таблица 2

Дополнительные предметы [28]

Класс

Предметы обыкновенные

Греческий язык Немецкий язык Французский язык
Старший Обучение греческому языку. После в университете каждый по собственному почину может завершить его у профессора Занимаются стилистикой и переводами на немецкий язык Стилистика и переводы
Средний   Излагается немецкая грамматика Грамматика

 

Н.И. Пирогов, предвидя потребность России в культурных, грамотных людях, составил проект школьной системы, в котором должны были сочетаться реальное и классическое образова­ние. Важный принцип построения будущей школьной системы — преемственность (Таблица 3).

Таблица 3.

Система образования по Н.И. Пирогову [28]

Университет или высшие учебные заведения   Классическая гимназия (срок обучения 5 лет)   Классическая прогимназия (4 года) Высшие специальные учебные заведения   Реальная гимназия (3 года)   Реальная прогимназия (4 года)

Элементарная (начальная) школа (2 года)

 

Первая ступень школы должна быть общей для всех слоев населения. Из элементарной школы, обучение в которой ограничивалось двумя годами, учащиеся могли идти только прямо в «жизнь» или в прогимназию. После единой начальной двух­годичной школы Пирогов предлагал получение дальнейшего обра­зования через прогимназии и гимназии (реальные и классические) с выходом в высшие специальные учебные заведения. Прогимназии в предлагае­мой Пироговым системе образования делились на два типа — реаль­ные и классические с четырехлетним сроком обучения. Важно и то, что если ученик окончил реальную прогимназию и у него изме­нились планы, он имел право поступать в третий класс классичес­кой прогимназии.

Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначал для того, чтобы удовлетворить потребности хозяйственной, экономической жизни той местности, где находилось учебное заведение. Поэтому выбор ре­альных учебных предметов мог соотноситься с особенностями местно­го края. В классических гимназиях главной задачей было изучение человека, его творческих способностей и духовного развития [28].

До середины XVIII в. в России дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское. Реформа 1786г. привела к появлению большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Указ 1864г. предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Перед классической гимназией ставилась цель – дать общее образование, обеспечить поступление в университет. Реальные гимназии имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения. До 1889 года учащиеся реальных училищ получали общее образование до пятого класса. С пятого класса разделение происходило по двум направлениям - коммерческому и основному, которое включало разные курсы. Учащиеся 7 класса могли выбирать: общее, механическое и химическое отделение [15]. При министре Боголепове был составлен проект преобразования реальных училищ, сущность которого заключалась в следующем: реальные училища должны быть строго общеобразовательными, гуманитарно-реальными и носить национальный характер, училище становилось единой школой, дающей систематическое реальное и общее образование, одинаковое для всех учащихся [16]. В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии [15].

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое [5].

Советская школа 20-х годов разработала значительное количество направлений в области профильной подготовки. Эти варианты можно разделить на однопрофильные: школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и многопрофильные (8-9 классы школы второй ступени). С  1925 года в ШКМ и ФЗУ учились соответственно дети крестьян, сельская молодежь и городские учащиеся, работавшие на промышленных предприятиях. Поступали в данные школы после окончания школы 1-ой ступени, учились три-четыре года. Сам профиль школ предполагал получение профессий и занятие трудом в сельском хозяйстве и промышленности. Школы крестьянской молодежи в силу социально-культурной ситуации в деревне 20-х годов становились культурным центром, распространявшим знания среди всего населения. Школы фабрично-заводского ученичества были оборудованы лучше, чем любые другие школы этого периода, имели подготовительные мастерские, где учащиеся осваивали различные трудовые приемы и лишь, потом переходили на работу в цеха предприятий. На учебу (3 часа в день) они приходили после шестичасовой работы на предприятии.

В 1925 году был введен профессиональный уклон в школах-девятилетках (8-9 классы), но срок обучения мог быть продлен в зависимости от профессии, которая была востребована в данном районе. Уклонов могло быть очень много (50 и более) – сельскохозяйственный, педагогический, индустриальный, кооперативный, библиотечный и т.п. [15].

В 1934 г. ЦК ВКП (б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени [5].

В 1984 году был принят важный документ для общеобразовательной школы – «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось 3 направления:

1) 10-11 классы общеобразовательной школы;

2) средние профессионально-технические училища;

3) средние специальные учебные заведения [17].

В 1984 году были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», реформа планировалась на длительный срок и затрагивала все компоненты системы образования на всех уровнях. Реализация основных положений реформы школы должна была привести к улучшению работы педагогов, их подготовки, связи школы, семьи и окружающего школу социума для того, чтобы обеспечить формирование у школьников единства знаний, убеждений и практической деятельности.

В развитии этих решений в городах стали создаваться учебно-производственные комбинаты, где школьники могли получить какую-либо массовую профессию, пройти длительную практику. В промышленных районах школы прикреплялись к предприятиям (базовым) и ученики получали профессиональную подготовку на этих производствах. Учет местных особенностей и запросы в области подготовки местных кадров рабочих массовых профессий определяли работу по профессионализации в этот период. В учебных планах школ точно определялось количество часов на все предметы, факультативы и увеличивалось время на организацию общественно-полезного труда. Большее внимание уделялось практическим и лабораторным работам, приближению их тематики к будущей профессиональной деятельности.

Достаточные средства отпускались в этот период на создание современной базы профессионализации и профориентации учащихся, оборудованию кабинетов, мастерских, лабораторий, обеспечению учителей наглядными пособиями и учебными фильмами. Работа по профориентации и подготовке рабочих кадров массовых профессий имела общесоюзный масштаб, широко освещалась в печати, что делало ее созвучной в этом вопросе практике советской школы 20-х годов. Позитивным итогом стало насыщение некоторых отраслей работниками (в отдаленных от центра страны областях), но затраты на такую работу были достаточно велики и в масштабах страны не окупались. Многие предприятия, обеспеченные кадрами, не стремились к серьезной работе со школьниками, которые, в свою очередь, не стремились на производство. В 1988 году создаются, обсуждаются и принимаются концепция общего среднего образования и «Положение о средней общеобразовательной школе», наметившие новые пути реорганизации школы [15].

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ [5].

Таким образом, идея профилизации школы не нова. Российская школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе (начиная с 2004 года) критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

В последние годы многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования. Анализ зарубежного опыта профильного обучения дает пеструю и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны [19]. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей [2].

В Англии в структуре школы выделяются следующие компоненты: начальная школа, основная неполная средняя школа, полная средняя школа. Срок обязательного обучения составляет 11 лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на экзамены и поступление в полную среднюю школу (около 40%), и тех, кто не собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким образом, уже в последних двух классах неполной средней школы как бы формируются два профиля: "академический" и "неакадемический".

Учащиеся, которые учатся в "академическом" профиле, занимаются по более продвинутым программам, определяемым экзаменационными требованиями, и в конце 11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников обязательной школы идут работать или учатся в профессиональных школах, аналогах наших ПТУ.

Полные средние школы (2 года обучения) являются, по сути, подготовительными в вузы. Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий элементы обществознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило, школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика, физика, химия, физика, биология, экология, история Великобритании, история религии, социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов - из тех, которые может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической общественностью за недостаточную широту образования. Набор предметов в академическом профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы. Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины (английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия, биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов. Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественно-научного или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план - в отличие от ряда других стран [19].

Норвежская система школьного образования за последнее столетие претерпела немало изменений. Реформа 1976 года положила начало становлению норвежской трехлетней Старшей профильной школы. Старшая школа выделилась в самостоятельный вид образовательного учреждения и стала дополнительным звеном 9-летней обязательной основной школы. Так норвежская школа начала переход к двенадцатилетней системе обучения. Реформа 1994 года удлинила срок обучения в основной школе до 10 лет и определила обучение в старшей школе обязательным для всех. Таким образом, сегодня в Норвегии действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лет). Основные принципы работы норвежской Старшей школы: прежде всего, Старшая школа в Норвегии осуществляет свою деятельность на принципах единообразия, обеспечивая равные права и возможности для всех учащихся. Единообразие подразумевает также обеспечение единого стандарта образования на всей территории страны, т.е. работу школ по единому учебному плану и по единым программам по всем предметам.

Следующей важной особенностью норвежских Старших школ является то, что все они являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору, как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии. Каждая Старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5 профессиональных профилей из 14 существующих. К их числу относятся такие профили как дерево - и металлообработка, электроника и обслуживание компьютерной техники, строительство, кулинария, сельское хозяйство, а также несколько творческих профилей, таких как музыка, танцы, театр, основы журналистики и работа СМИ и др.

Покидая основную школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих. [20].

Во Франции профилизация обучения в сред­ней школе осуществляется более ста лет. За пос­ледние десятилетия в ней произошли суще­ственные изменения. В настоящее время она со­стоит из последовательных этапов обучения: начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя шко­ла - лицей.

Дифференцированное обучение французских школьников официально начинается в коллеже, но необходимые предпосылки для распределения учащихся по направлениям учебы создаются уже на начальном, формально едином этапе обучения. Коллеж провозглашен единым типом массовой средней школы, в нем формально ликвидировано существовавшее ранее деление на классическое и реальное отделения,

Первые два года обучения в коллеже (6-й и 5-й классы по французской нумерации) - «цикл наблюдения». Его задача - «закрепить и дополнить начальное образование, обеспечить усвоение основ среднего образования».

Следующие два года (4-й и 3-й классы) - «цикл ориентации», призванный ориентировать уча­щихся на последующие виды обучения. Это осу­ществляется с помощью факультативных дис­циплин: древних языков, иностранных языков, технологии. Выбор одного из них обязателен. Этот выбор фактически предопределяет даль­нейший характер обучения. Для одних - это гу­манитарные или естественно-научные секции полной средней школы - лицея, для других тех­нологические секции лицея или перевод в про­фессионально-технические учебные заведения.

Завершающий этап полного среднего образо­вания во Франции - лицей. Цели, поставленные перед лицеем, направле­ны как на развитие личности, так и на содействие научно-техническому, экономическому и соци­ально-культурному развитию нации в условиях технологической цивилизации. В настоящее время существуют три типа ли­цеев, дающих полное среднее образование: ли­цеи общего образования, технические лицеи и по­ливалентные, в которых имеются и общеобразо­вательные, и технические секции. Первый год лицея общий для всех учащихся и носит название «класс определения». Основное место в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, обязательные для всех уча­щихся: французский язык, иностранный язык, математика, физические науки, естествознание, история, география, граждановедение, физкуль­тура. Обязательные дисциплины должны дать уча­щимся необходимую образовательную подготов­ку, готовя тем самым будущую специализацию в 1-м и в выпускном классе.

Кроме общих для всех предметов во 2-м классе лицея изучаются предметы, опреде­ляющие специализацию, направление учебы в 1-ом выпускном классах и дальнейшее продол­жение учебы в высших учебных заведениях. Су­ществуют две группы предметов, из которых нуж­но выбрать специализацию. Выбор предмета из первой группы (дисциплины технологического содержания) ведет к техническим дипломам; из второй группы - к дипломам общего образования или техническим - административное управление, делопроизвод­ство, конторское дело; информатика.

Задачи специализирован­ных дисциплин — расширить и дополнить обще­образовательную подготовку и вместе с тем дать направление будущей специализации. Наличие разнообразных специализирован­ных дисциплин во втором классе лицея в целом отвечает различным способностям, склонностям и интересам лицеистов: академический характер одних имеет в виду будущие занятия в высшей школе. Технико-технологические дисциплины помогают подготовке лицеистов к профессиям, не требующим высшего образования, или ведут к включению в производственную деятельность.

Для большинства выпускников лицея получе­ние диплома бакалавра не означает окончания учебы, они продолжают учебу. Существуют четыре основных направления дальнейшей уче­бы: двухгодичные подготовительные классы выс­ших учебных заведений, университеты, обучение в специализированных высших технических секциях и институтах, готовящих инженерные кадры.

Особая черта профильного обучения стар­шеклассников в школах Франции, которая до­вольно примечательна для российской школы, в условиях ее модернизации на современном эта­пе, - проведение в лицеях постбакалавриатских курсов, которые классифицируются как высшее образование и длятся в основном два года. Неко­торые из них готовят учащихся к конкурсным вступительным экзаменам в ведущие универси­теты. Таким образом, отмеченные выше тенден­ции профильного обучения во французской пол­ной средней школе свидетельствуют о том, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успеш­ность его социализации и адаптации в изменяю­щемся мире, на включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности [19, 21].

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными.

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др. [2].

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем [5].




2019-07-03 386 Обсуждений (0)
Из истории вопроса. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из истории вопроса. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)