Г. Комсомольска-на-Амуре
Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. · первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности педагогов различными сторонами профильного обучения в школе; · вторая (приложение 3) – на выявление степени удовлетворенности учителями результатами деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. Анализ первой анкеты дал нам следующие результаты: - при ответе на вопрос об удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.), мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка очень большая, вторые же – не довольны; - при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли условиями работы в профильном классе (наличие кабинета, оборудование, программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы лучших условий; - отвечая на вопрос об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям работа нравиться; - при ответе на вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80% учителей выбрали вариант «меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить на этот вопрос; - 100% учителей не довольны своей заработной платой. Таким образом, результаты первой анкеты показали, что степень удовлетворенности педагогов-географов различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» - «3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе). Анализ второй анкеты дал нам следующие результаты: - при ответе на вопрос о смысле профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты: · познание основ наук (изучение предметов базового цикла) учащимися; · подготовка к получению профессии; · научение школьников самопознанию и самосовершенствованию; - наибольшее удовлетворение при работе в профильном классе учителя получают от атмосферы в коллективе профильного класса; от успехов учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с учащимися и от возможности проявления себя, своих способностей и умений как педагога. Взаимоотношения с коллегами по работе в профильном классе, учебный процесс в целом и уровень требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность; - отвечая на третий вопрос анкеты, наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников; - главным достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п. - нерешенными проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как: ● недостаток элективных курсов (курсов по выбору); ● не достаточное количество предлагаемых профилей школой; ● не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов; ● организация обучения в профильном классе; ● профиль, выбранный школой; ● успеваемость учащихся профильных классов в целом. - оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как «удовлетворительное». Результаты первой и второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе. Нами также были опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4). Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты: - при ответе на первый вопрос, 60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей». А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант «познание, понимание окружающей жизни» и др.
Рис.1. Мнения учеников о смысле профильного образования.
- большинство учащихся при обучении в профильном классе наибольшее удовлетворение получили от учебного процесса в целом, а также от атмосферы в коллективе и возможности проявить себя, свои способности и умения. Менее всего учеников интересует престиж учебного заведения и свои успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. - наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса (рис.2) вызывает организация общешкольных дел (36%), а также учебный процесс (20%) и организация обучения по профилю (8%) . 36% же остаются довольны всем.
Рис.2. Удовлетворенность учеников обучением в профильном классе.
- для многих учеников из школьной жизни наиболее запоминающимися остаются многие праздники в школе, организованная поездка на «Шарголь», субботники и другие школьные мероприятия. Некоторым наиболее запомнилась учеба в 10-11 классах, совместная работа с классом, спортивные соревнования и состязания, а некоторым не запомнилось ничего. - анализируя ответы на пятый вопрос, мы встретили самые разнообразные варианты главных достижений учащихся за период обучения в профильном классе. 26% учеников считают, что у них нет никаких достижений, 18% лучше стали понимать профильные предметы, хотя этот процент должен быть больше! Также мы встретили такие варианты как: · расширение кругозора; · обучение; · получение знаний; · получение (отказ) серебряной медали; · участие в научной организации; · победа в краевом конкурсе по исследовательским работам; · узнали много нового и интересного; · выпуск со школы; · научились танцевать танго и вальс; · получение «5» по пробному ЕГЭ по математике и др. - отвечая на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с профильным обучением (рис. 3) по 34% учащихся остались недовольны результатами по отдельным учебным предметам и сложностью совмещать учебу и дополнительные занятия, для 16% учащихся было недостаточное количество предложенных профилей школой. 10% так и не смогли преодолеть страх перед экзаменами. 6 же процентов из 100 остались недовольны преподаванием профильных предметов, у остальных учащихся профильное обучение проблем не вызвало.
Рис. 3. Ответы учеников на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с обучением в профильном классе.
- отвечая на 7ой вопрос анкеты наибольшее количество учащихся на первое место по значимости поставили здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и интересная работа. Среди менее значимых оказались такие варианты как “счастье других”, “творчество”, “развлечение”, “красота природы и искусства” и др. - взаимоотношения с одноклассниками у 86 % теплые, близкие, у 10 % - нейтральные и лишь у 4 % - холодные, проблемные. - при ответе на вопрос: “Повлияло ли обучение в профильном классе на ваш дальнейший выбор профессии” мнения учеников разделились поровну. Таким образом, можно сделать вывод, что имеющимся состоянием профильного образования не довольны как ученики, так и сами педагоги. В результате проделанной работы по анализу литературы, анкетированию учителей и учащихся, мы предлагаем следующие рекомендации для эффективной реализации профильного географического обучения: 1. провести анализ кадрового обеспечения учителями и учебно-материальной базы школ; 2. изучить, распространить и внедрить имеющийся опыт углубленного изучения элективных и профильных курсов по географии в школах; 3. разработать учебный план курсовой переподготовки учителей географии по реализации профильного обучения; 4. разнообразить формы и содержание курсовой переподготовки учителей (очно-заочные, поэтапные, авторские и т.д.); 5. разработать научно-методические рекомендации по внедрению профильного обучения для руководителей школ и учителей; 6. создать материально-техническую базу; 7. проработать статус элективных и профильных курсов по географии; 8. изменить форму оплаты труда преподавателей, работающих в профильных классах. Заключение
В результате проведенного исследования было выявлено следующее. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. Важная роль в системе профильного обучения принадлежит элективным курсам. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, другие - служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направлениясобственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. Идея профилизации школы не нова для России. Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира, в разных странах это реализуется по-разному. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Были опрошены учителя географии школ города. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе. Также были опрошены учащихся 11-х классов г.Комсомольска-на-Амуре с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что состояние профильного географического образования можно считать удовлетворительным, но следует отметить, что наибольшую неудовлетворенность учителей-географов в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г // Вестник образования.- 2002. - №6. - С.1-10. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // www.ug.ru/02.42/t9.htm 3. Элективные курсы географического и экономического содержания в основной школе: сборник программ / сост. П.Н.Паневина. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, - 2005. – 92с. 4. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии / А.С. Ермошкина // Профильная школа. - 2004. - №3. С. 8-20. 5. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В. Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова // География в школе. - 2001. - №4. - С. 21-30. 6. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: предметный аспект / В.Д.Сухоруков, Д.П. Финаров // География в школе. - 2004. - №4. - С.14-26. 7. Рыжаков, М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития / М.В. Рыжаков // География в школе. - 2003. - №10. С. 31-38. 8. Сиротин, В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени общего образования и месте географии в примерных планах возможных профилей / В.И. Сиротин // География в школе. - 2002. - №9. С. 33-47. 9. О профильных учебниках: инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации // www.profile-edu.ru. 10. Профильное обучение // www.rgs.ru/rus/insurance/rgs_study/index.wbp. 11. Федорова, Н.М. История становления организационных моделей профильного обучения / Федорова Н.М. // www.hse.ru 12. Элективные курсы для основной школы: сборник авторских программ / сост. и ред. П.Н. Паневина // - Хабаровск: ХК ИППК ПК. - 2005. – Вып.2. – 63с. 13. Проектирование предпрофильного обучения / Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. – 31с. 14. Кузнецов, А.А. Элективные курсы по информатике / А.А. Кузнецов // Профильная школа.- 2004. - №1 (4). – С. 28-29.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |