Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ практики кредитования малого бизнеса



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Анализ практики кредитования малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Анализ практики кредитования малых предприятий в банке целесообразно провести на основании исследования структуры кредитного портфеля, по следующим направлениям: будет определен удельный вес кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, в совокупном кредитном портфеле банка и рассмотрена его структура в разрезе: категории заёмщиков, сроков предоставления, способам и отраслям кредитования.

Рассмотрим структуру совокупного кредитного портфеля, которая приведена на нижеследующем рисунке 2.2 из которого видно, что кредитный портфель банка состоит из кредитов на развитие малого бизнеса, потребительских кредитов, кредитов на покупку автомобиля, а также кредитов предоставленных в форме овердрафта по пластиковым картам. Причем удельный вес кредитов по малому бизнесу, в общей совокупности кредитного портфеля составляет 65,69%, что совпадает с основной стратегией развития ЗАО "Внешторгбанка Розничные услуги" направленной на работу с субъектами малого бизнеса как одного из самых приоритетных направлений своей деятельности в будущем.

 

Рисунок 2.2 – Структура кредитного портфеля ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги"

 

Далее при анализе практики кредитования банком малых предприятий рассмотрим категории заемщиков.

Прежде всего, субъектов малого предпринимательства, заемщиков банка, можно рассмотреть с позиций, является ли клиент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

 


Таблица 2.1 – Количество кредитов, предоставленных различным категориям субъектов малого предпринимательства

В единицах

Категории заемщиков

Количество предоставленных кредитов

Изменение

1.10.2005-31.12.2005 1.01.2006-30.03.2006 в абсолютных единицах в долях, проценты
Юридические лица 9 14 5

155,56

Индивидуальные предприниматели 15 16 1

106,67

Всего 24 30 6

125,00

 

В соответствии с данными, представленными в таблице 2.1 видно, что наиболее активными заёмщиками являются индивидуальные предприниматели, за исследуемый период эта группа увеличилась на 6,67%, прирост среди юридических лиц составил 55,56%, в целом всего по заёмщикам произошло увеличение на 25,00%.

Далее рассмотрим структуру кредитов по способу предоставления в таблице 2.2, из которой видно, что наибольший удельный вес занимают разовые кредиты: в четвертом квартале 2005 года было выдано 18 кредитов (75,00%) на сумму 40800000 рублей или 68,23% от общей суммы, а в первом квартале 2006 года – 21 кредит (70,00%) на сумму 52500000 рублей (31,77%), по траншевым линиям в четвертом квартале 2005 года было предоставлено 6 кредитов (25,00%) на сумму 19000000 рублей (31,77%), а в первом квартале 2006 года – 9 кредитов (30,00%) на сумму 22000000 рублей (29,53%). За исследуемый период кредиты в форме овердрафта и гарантии не предоставлялись.

 

Таблица 2.2 – Структура кредитов по способу предоставления малому бизнесу

Срок кредитования

1.10.2005 - 31.12.2005

1.01.2006 - 30.03.2006

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты
Разовый кредит

18

75,00

40800000

68,23 21 70,00 52500000 70,47
Траншевые кредитные линии

6

25,00

19000000

31,77 9 30,00 22000000 29,53
Всего

24

100,00

59800000

100,00 30 100,00 74500000 100,00

 

Согласно ниже приведенной таблице 2.3 за исследуемый период было предоставлено по каждому виду кредитного продукта на 3 кредита больше, в отношении разовых кредитов произошло увеличение на 16,67%, а по траншевым линиям на 50,00%. Сумма предоставленных кредитов увеличилась на 14700000 рублей или на 24,58%, причем положительная динамика наблюдается по всем видам предоставляемых кредитных продуктов – так сумма разовых кредитов увеличились на 55700000 рублей или на 28,68%, а сумма траншевых кредитов увеличилась на 3000000 рублей или 15,79%, по сравнению предыдущим периодом.

 

Таблица 2.3 – Изменение структуры кредитов по способу предоставления малому бизнесу

Срок кредитования

Изменение

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты
Разовый кредит 3 116,67 11700000 128,68
Траншевые кредитные линии 3 150,00 3000000 115,79
Всего 6 125,00 14700000 124,58

 

По данным таблицы 2.4 можно отметить, что ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" по срокам кредитования испытывает трудности что и большинство российских банков, а конкретно, недостаточно развито долгосрочное кредитование, так за период с 1.10.2005 по 31.12.2005 было выдано 2 долгосрочных кредита (8,33%) на сумму 10200000 рублей, удельный вес которых в общей сумме выданных кредитов составляет 17,06%, а в период с 1.01.2006 по 30.03.2006 – 3 кредита (10,00%) на сумму 13000000 рублей (17,45%). В целом наиболее развито среднесрочное кредитование в четвертом квартале 2005 года было предоставлено 16 кредитов (66,67%) на общую сумму 31800000 рублей (53,18%), а в первом квартале 2006 года 20 кредитов (66,67%) на сумму 41000000 рублей (55,03%). В краткосрочной перспективе в период с 1.10.2005 по 31.12.2005 было выдано 6 кредитов (25,00%) на сумму 17800000 рублей (29,77%), а с 1.01.2006 по 30.03.2006 – 7 кредитов (23,33%) на сумму 20500000 рублей (27,52%).

 

Таблица 2.4 – Структура кредитного портфеля по срокам кредитования предприятий малого бизнеса

Срок кредитования

1.10.2005 - 31.12.2005

1.01.2006 - 30.03.2006

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты
До 1 года 6 25,00

17800000

29,77 7 23,33

20500000

27,52
от 1 до 3 лет 16 66,67 31800000 53,18 20 66,67 41000000 55,03
От 3 до 5 лет 2 8,33 10200000 17,06 3

10,00

13000000

17,45
Всего 24 100,00

59800000

100,00 30 100,00 74500000 100,00

 

При рассмотрении изменений кредитного портфеля малого бизнеса по срокам кредитования в период с 1.10.2005 по 31.03.2006 по данным таблицы 2.5 можно отметить, что в среднесрочной перспективе за исследуемый период было выдано на 4 кредита (25,00%) больше, а сумма кредитования, в данной категории увеличилась на 9200000 рублей или на 28,93% по сравнению с предыдущим периодом. Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около одной трети всего кредитного портфеля, сюда в основном входят микро-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе, эта группа кредитов за исследуемый период увеличилась на 27000000 рублей или на 15,17% по сравнению с предыдущим периодом. В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 2800000 рублей или 27,45% по сравнению с предыдущим периодом. В краткосрочной перспективе количество выданных кредитов увеличилось на 16,67%, а в группе долгосрочных на 50,00%. В целом за исследуемый период было выдано на 6 кредитов больше (25,00%), сумма кредитования увеличилась на 14700000 рублей (24,58%).

 

Таблица 2.5 – Динамика структуры кредитного портфеля по срокам кредитования предприятий малого бизнеса

Срок кредитования

Изменение

Количество выданных кредитов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах в долях, проценты в абсолютных единицах в долях, проценты
До 1 года 1 116,67 2700000 115,17
от 1 до 3лет 4 125,00 9200000 128,93
От 3 до 5 лет 1 150,00 2800000 127,45
Всего 6 125,00 14700000 124,58

 

Привлекает внимание и структура кредитного портфеля банка в отраслевом разрезе. Банк активно работает с предприятиями промышленности, строительства, торговли, здравоохранения и прочими. Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено ниже в таблице 2.6, данные которой подтверждают, что основной сферой деятельности малых предприятий является торговля и общественное питание, на долю которых приходится в четвертом квартале 2005 года – 11 кредитов (45,83%) на сумму 37674000 рублей (63,00%), а первом квартале 2006 года – 14 кредитов (46,67%) на сумму 48425000 рублей (65,00%). Несколько менее активно выдаются кредиты в строительной сфере: в период с 1.10.2005 по 31.12.2006 было выдано 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 рублей (12,40%), а в период с 1.01.2006 по 30.03.2006 – 4 кредита (13,33%) на сумму 8195000 рублей (11,00%). В промышленности за четвертый квартал 2005 года было выдано 3 кредита (12,50%) на сумму 6279000 рублей (10,50%), а в первый квартал 2006 года – 4 кредита (16,67%) на сумму 7415200 рублей. В здравоохранении в период с 1.10.2005 по 31.12.2006 было выдано 2 кредита (8,33%) на сумму 4784000 рублей (8,00%), а в период с 1.01.2006 по 30.03.2006 – 3 кредита (10,00%) на сумму 6332500 рублей (8,50%).

 

Таблица 2.6 – Структура кредитного портфеля в отраслевом разрезе

Наименование отрасли

1.10.2005 - 31.12.2005

1.01.2006 - 30.03.2006

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

Промышленность 3

12,50

6279000

10,50

4 13,33 7748000

10,40

Строительство 4

16,67

7415200 12,40 4 13,33 8195000 11,00
Торговля и общественное питание 11

45,83

37674000

63,00

14 46,67 48425000 65,00
Здравоохранение 2

8,33

4784000 8,00 3 10,00 6332500 8,50
Прочие 4

16,67

3647800

6,10

5 16,67 3799500 5,10
Всего: 24

100,00

59800000

100,00 30 100,00 74500000

100,00

 

Как видно из нижеследующей таблицы 2.7 в отраслевом разрезе кредитного портфеля банка по малому бизнесу значительных изменений структуры не наблюдается, как и в первый, так и во второй исследуемый период наибольший удельный вес, больше половины от общего числа, занимают кредиты, выданные на развитие торговли и общественного питания количество которых увеличились за исследуемый период на 3 кредита (27,27%) на общую сумму 10751000 рублей или на 28,54%. Все остальные отрасли также показывают положительные изменения, так, например кредитный портфель в области промышленности увеличился на 1469000 рублей или 23,40%, строительства на 779800 рублей или на 10,52%, здравоохранения на 1548500 рублей или на 32,37% и в прочих отраслях на 151700 рублей или на 4,16%. По количеству выданных кредитов строительство осталось на прежнем уровне, в сфере промышленности количество выданных кредитов увеличилось на 33,33%, в сфере здравоохранения на 50,00% категория прочих отраслей увеличились на 25,00%.

 

Таблица 2.7 – Изменение структуры кредитного портфеля в отраслевом разрезе

Наименование отрасли

Изменение

Кол-во клиентов, единиц

Сумма выданных кредитов, рублей

в абсолютных единицах

в долях, проценты

в абсолютных единицах

в долях, проценты

Промышленность 1 133,33 1469000

123,40

Строительство 0 100,00 779800

110,52

Торговля и общественное питание 3 127,27 10751000

128,54

Здравоохранение 1 150,00 1548500

132,37

Прочие 1 125,00 151700

104,16

Всего 6 125,00 14700000

124,58

 

Итак, за анализируемый период ЗАО "Внешторгбанком Розничные услуги" было выдано 54 кредита на общую сумму 134300000 рублей, все кредиты предоставлялись двумя основными способами, в форме разового кредита и траншевыми кредитными линиями, причем ни в четвертом квартале 2005 года ни в первом 2006 года банк не выступил в роли гаранта и не предоставлял кредиты в форме овертдрафта. Наиболее активными заёмщиками выступают индивидуальные предприниматели, которые в свою очередь заняты в основном в сфере торговли и общественного питания. Активность Банка в долгосрочном кредитовании сдерживается и неспособностью малого бизнеса предоставить достаточное и ликвидное обеспечение. Банк выдает кредиты под залог товаров в обороте, но при этом залоговая стоимость составляет лишь около 50% от рыночной стоимости товара. Учитывая потребности ряда предприятий в долгосрочном кредитовании, связанном с реконструкцией, модернизацией производства, банку необходимо уделять большое внимание депозитной политике, создавать условия для формирования и увеличения ресурсов на более длительные сроки.

 

2.5 методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемой ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги"

 

Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.

В ходе личного интервью с руководителем малого предприятия выясняются цель кредита, источник и срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

В целом при анализе расходов и доходов соблюдаются три принципа: хозяйствующий субъект никогда не сможет тратить больше, чем он зарабатывает; кредитный инспектор должен оценивать доходы по разумному минимуму, расходы по максимуму. Только в этом случае данные сопоставимы и анализ является последовательным.

Таким образом, на решение о выдаче субъекту малого бизнеса кредита оказывают влияние не только результаты экономического анализа, но и личное впечатление кредитного работника от клиента и его деятельности. Подобный подход, несмотря на свою трудоемкость, вполне оправдан и позволяет максимально учесть особенности "малого" заемщика, достоверно оценить его финансовое состояние, что в свою очередь способствует снижению риска кредитования.

Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги", предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности предприятия, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.

Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа:

Первый этап – расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика.

Второй этап – определение дополнительных (субъективных) показателей.

Третий этап – анализ кредитоспособности заёмщика.

Проведём оценку кредитоспособности заемщика на примере ООО "РостовЮг" на основании данных представленных в приложении В и приложении Г.

ООО "РостовЮг" заинтересован в получении разового кредита на развитие бизнеса на сумму 5500000 рублей на срок до 36 месяцев.

На первом этапе рассчитаем основные (объективные) показатели которые характеризуют финансовое состояние заемщика и оцениваются с точки зрения его платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита.

С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определения того, достаточно ли оборотных активов для покрытия текущих обязательств. Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:

- Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.

Кбл н п = 706,1/3562,5 = 0,20

Кбл к п= 1098,6/3611,6= 0,30

- Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует возможность погашения краткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы фирмы с ее краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам. Оптимальное теоретическое значение этого показателя – не менее 0,50.

Ктл н п = (1098,6+102)/3611,6=0,33

Ктл к п = (706,1+789,5)/3562,5 = 0,42

- Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.

Кол н п= 7934,4/3562,5 = 2,22

Кол к п = 7757,5/3611,6= 2,14

Финансовая устойчивость характеризуют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются предприятием для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости предприятия в финансовом отношении, его возможности продолжать бесперебойно работать.

Финансовую устойчивость предприятия можно оценить рядом относительных коэффициентов:

- Коэффициент маневренности собственных средств (Км) характеризует степень мобильности использования собственных средств, показывает, какая часть собственных средств заемщика находится в мобильной форме, которая разрешает свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента маневренности собственных средств положительно характеризует финансовое состояние заемщика. Рассчитывается как отношение разницы между собственными средствами и внеоборотными активами к собственным средствам. Оптимальное теоретическое значение показателя коэффициента маневренности собственных средств – не меньше 0,50.

Км н п = (6631,4 – 2654)/6631,4 = 0,60

Км к п= (6456,8-2599,5)/ 6456,8=0,60

- Коэффициент финансовой независимости (Кфн) – характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств предприятия. Оптимальное теоретическое значение показателя коэффициента финансовой независимости – не больше 1,00. Превышение собственных средств над заемными указывает на то, что заемщик имеет достаточный уровень финансовой устойчивости и относительно независим от внешних финансовых источников. Если коэффициент финансовой независимости большее 1,00, то нужно выяснить причины уменьшения финансовой стабильности (падение выручки от реализации товаров (работ, услуг), уменьшение прибыли, необоснованное увеличение материальных запасов и т.п.). Рассчитывается как отношение привлеченных средств (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность) к собственным средствам заемщика.

Кфн н п = (394,4+3562,5)/6631,4 = 0,60

Кфн к п = (288,6+3611,6)/ 6456,8=0,60

Рентабельность характеризует результативность хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет хозяйствующий субъект с каждого рубля средств, вложенных в активы. Этот коэффициент – один из наиболее содержательных с точки зрения анализа. Чем выше показатели рентабельности тем лучше для заемщика. Рассмотрим рентабельность с двух сторон, со стороны рентабельности активов и со стороны рентабельности продаж.

- Рентабельность активов(Ра) – отражает, насколько удачно заемщик размещает свои средства. Этот показатель выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости оборотных активов:

Ра н п = 1734,1/7757,5 = 0,22

Ра к п. = 1926,3/ 7934,3=0,24

- Рентабельность продаж (Рп) – показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Другими словами, сколько остается у заемщика после покрытия себестоимости продукции. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему продаж:

Рп н п=1734,1/6265 =0,27

Рп к п= 1926,3/6421=0,30

Залоговое обеспечение кредита в размере 5500000 рублей должно быть не меньше суммы предмета кредитного договора (сумма кредита и проценты за пользование им) которая равна 6836000 рублей. Залоговое имущество включает в себя недвижимость (торговое здание) стоимостью 6500000 рублей и товар в обороте на сумму 1000000 рублей рассчитанный по залоговой стоимости, в сумме превышающее предмет кредитного договора.

На втором этапе определим дополнительные (субъективные) показатели, которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком ранее, дают возможность реально оценить возможности заемщика. В данном случае были выделены следующие субъективные показатели, которые окажут влияние на решение о выдаче кредита:

1 Срок деятельности предприятие превышает 6 месяцев.

2 У ООО "РостовЮг" нет просроченной задолженности по обязательствам, связанным с уплатой основного долга, процентов по нему, комиссий и прочих обязательств перед банком или другими лицами по привлеченным кредитам и займам, полученным гарантиям/контргарантиям, открытым аккредитивам или выданным поручительства.

3 По результатам кредитной истории можно сказать, что ранее взятые кредиты были возвращены полностью и своевременно.

4 Данные о руководителе ООО "РостовЮг" положительные, компрометирующей информации о заёмщике обнаружено не было.

5Предприятие является косвенно зависимым от сезонности продаж.

6 У заемщика имеются постоянные партнеры в бизнесе.



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Анализ практики кредитования малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ практики кредитования малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)