Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конвенция ООН о правах ребенка



2019-07-03 334 Обсуждений (0)
Конвенция ООН о правах ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Главная цель Конвенции — макси­мальная защита интересов ребенка. Ее положения по сути сводятся к четы­рем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выжи­вание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Все эти направления имеют конкретное содержание.

Право ребенка на жизнь, включая выживание в определенных затруд­ненных условиях, осуществляется доступным медицинским обслуживанием, обеспечением установленного стандарта уровня жизни, а также реализацией права на имя и гражданство.

Право на развитие объединяет сферы образования, отдыха, досуга, культуры.

Право на защиту охватывает все возможные ситуации, в которых ребе­нок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании, специальных мерах, предотвращающих его эксплуатацию и из­бавляющих от оскорблений. Конвенция предусматривает заботу о детях-ин­валидах, детях-беженцах, детях, разлученных с родителями, нарушивших закон, устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в усло­виях вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков.

Право на активное участие в жизни общества осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести и религии, правом на получение инфор­мации, свободное выражение своего мнения. Конвенция закрепляет также соответствующие обязанности родителей.

13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российск Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

С целью приведения государственной политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации принимаются необходимые нормативные правовые акты.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции изложены положения, закрепляющие права детей.

Статья 2 Конвенции устанавливает, что государства-участники о6еспечивают каждому ребенку все права без дискриминации или различий.

Конституция Российской Федерации предоставляет ребенку все прав предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации, независим от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. В период, прошедший после ратификации Конвенции, данное положение в общем виде было закреплено в Гражданском кодексе российской Федерации, которым признаются гражданские права и обязанности в равной мер за всеми гражданами (ст. 17 ГК РФ).

Право граждан на образование определено законом Российской Федерации "Об образовании". В статье 5 закона гарантируется право на образование» независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, судимости.

Вопросы гражданства, охватываемые статьей 7 Конвенции о правах ребенка, регламентированы Конституцией Российской Федерации, законом "О гражданстве РСФСР". Закон "О гражданстве РСФСР", вступивши в силу 6 февраля 1992 г., подробно регламентирует гражданство детей, порядок приобретения, изменения гражданства с учетом мнения несовершеннолетнего. Ребенок приобретает гражданство с момента рождения, если родители являются гражданами Российской Федерации. Родителя имеющие различное гражданство, при выборе гражданства ребенка подают, до истечения ему одного года, в органы внутренних дел или консульское учреждение по месту постоянного проживания копию свидетельства о рождении ребенка и письменное соглашение о выборе его гражданства. Вопрос об изменении гражданства этих детей до достижения ими 18-лет него возраста может быть рассмотрен по ходатайству их родителей, опекунов или попечителей.

Конвенция предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его (ст. 12). Конституция Российской Федерации гарантирует ребенку, как любому гражданину Российской Федерации, свободу мысли и слова.

Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. Отказ образования от идеологических установок партий, общественных движений и организаций также обеспечивает ребенку свободное формирование и выражение своих взглядов.

Кодекс о браке и семье РФ гарантирует ребенку учет его личного мнения при рассмотрении вопросов, связанных с установлением отцовства, изменением имени и фамилии, усыновлением, если ребенок достиг 10-летнего возраста.

В Конституции Российской Федерации (ст. 28) и в законе Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" изложено право граждан свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Эта норма соответствует требованиям статьи 14 Конвенции о правах ребенка.

В законе Российской Федерации "Об образовании" зафиксировано право религиозных объединений создавать образовательные учреждения, а также право родителей несовершеннолетних детей выбирать формы обучения и типы образовательных учреждений.

Статья 5 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ими. Данные положения регламентируются Кодексом о браке и семье, где зафиксировано, что защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, все сделки, за исключением указанных в кодексе, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Для совершения большинства сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 дет требуется письменное согласие их законных представителей.

Гражданский кодекс ввел новую норму, ранее неизвестную нашему законодательству, согласно которой несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего (ст. 27 ГК).

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет права родителям выбирать формы обучения ребенка, образовательное учреждение, давать необходимое образование в семье.

Ответственность родителей за воспитание детей, провозглашенная статьей 18 Конвенции о правах ребенка, закреплена Конституцией Российской Федерации, законодательством о браке и семье, законом "Об образовании", административным и уголовным законодательством.

Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка является обязанность государств-участников обеспечивать замену ухода за детьми, лишенными семейного окружения (ст. 20).

Во многих случаях наилучшей формой замены ухода за ребенком без родителей является усыновление. В Российской Федерации усыновление детей регулируется Кодексом о браке и семье РФ. В связи с большим числом нарушений в данной области был принят федеральный закон от 7 марта 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях", который должен гарантировать защиту прав детей при усыновлении, не допускать незаконное усыновление.

Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государства обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).

22 июля 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые регулируют права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних. Несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме (ст. 24). В соответствии со статьей 27 Основ, дети-инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения детей, неполноценных в умственном или физическом отношении, нашло отражение и в законе Российской Федерации "Об образовании". Закон предусматривает, в частности, создание для обучающихся с отклонениями в развитии специальных образовательных учреждении коррекционного, характера, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В Конвенции о правах ребенка значительное внимание уделяется реализации его права на социальное обеспечение (ст. 26), а также права пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18).

В Российской Федерации принимаются законодательные акты по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: 4 апреля 1992 г. утвержден закон Российской Федерации "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Приняты постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.94 № 133 "Об утверждении порядка назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 290 "Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсационных выплат семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". 4 мая 1995 г. Советом Федерации был одобрен принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР" в него были внесены изменения, направленные на защиту получателей алиментов. Настоящим законом отменен минимальный размер алиментов, изменено взыскание алиментов в твердой денежной сумме, предусмотрена индексация твердых денежных сумм, разработаны меры по предотвращению сокрытия доходов плательщиком алиментов.

В области образования основным актом в Российской Федерации является принятый в мае 1992 г. закон Российской Федерации "Об образовании", который провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. 8 июля 1994 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".

Несмотря на то что в Российской Федерации принято большое количество нормативных актов о правах ребенка, защите его интересов, охране здоровья, развития, обучения, по некоторым вопросам имеются существенные пробелы, действуют устаревшие, недостаточно эффективные нормы.

Следует признать, что статья 43 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в России, нуждается в корректировке. Ученики IX—XI классов и учащиеся ПТУ под указанные гарантии не подпадают, и потребовался специальный Указ Президента Российской Федерации, чтобы восстановить имевшуюся до принятия Конституции ситуацию.

Зачастую действующее законодательство содержит устарелые и нереальные для исполнения нормы, не учитывающие сложные социально-экономические условия перехода к рыночным отношениям, их негативное воздействие на жизнедеятельность детей. Статья 173 КЗоТ Российской Федерации в основном запрещает труд подростков в возрасте до 16 лет. В то же время труд детей, не достигших указанного возраста, получил реальное распространение в сфере материального производства, коммерческих структурах, бизнесе. При этом трудовая деятельность подростков не обеспечена правовой защитой от экономической эксплуатации, нередко представляет опасность для их здоровья или служит препятствием в получении образования, наносит ущерб физическому, умственному, духовному развитию детей.

Нерешенность проблемы занятости во многом обусловливается неудовлетворительным выполнением требований статьи 13 закона РСФСР "О занятости населения в РСФСР" в части установления предприятиями, учреждениями и организациями государственного сектора экономики квоты специализированных мест для приема на работу молодежи, неурегулированностью создания льготной системы налогообложения для предприятий всех форм собственности, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетних, наличием в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность трудоустройства лиц, достигших 15 лет, лишь в исключительных случаях.

Отсутствие четкого нормативного регулирования трудовых отношений подростков, малоэффективная помощь в трудоустройстве со стороны государственных органов приводят к незаконному использованию их труда коммерческими структурами.

Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых, в том числе и судебная, за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинство.

Не решена проблема защиты прав детей при расторжении брака. Разведенные супруги не имеют равного правового и социального статуса в отношении общих детей, законодательно не обеспечена поддержка детей обоими родителями. Дети из распавшихся семей и дети одиноких матерей оказываются, как правило, в сложном экономическом положении и психологическом состоянии, что становится одной из существенных причин роста безнадзорности и беспризорности детей. Требует решения проблема безнадзорности и попрошайничества несовершеннолетних.

Многие решения органов власти, принимаемые в защиту детства, уже не отражают реальных показателей уровня жизни, не учитывают динамику негативных изменений, вследствие чего существенно занижается объем средств, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, в том числе в семье и в детских учреждениях.

Существенным недостатком российской правовой системы в части положений о защите детства являются ее методологическая и техническая отсталость, неразработанность механизмов реализации принятых актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко искусственно усложненных и противоречивых.

Обострена проблема правовой информированности населения о принятых нормах в интересах детей и семьи. Нормативная информация публикуется, как правило, в специальных изданиях, кратких газетных сообщениях, не используются в полной мере мощные средства телевидения, радиовещания.

Законы и иные правовые решения не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже малолетнего возраста. Не выработаны радикальные нормы по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Не установлена в законе адекватная ответственность взрослых за втягивание детей в криминальную сферу, преступную деятельность. Пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в регулировании.

Из изложенного следует, что российское законодательство еще не в полной мере защищает права детей. Приоритетным направлением законотворчества в области развития и охраны детства является законодательное закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

 

 

§ 2. Национальный план действий

 

В законодательной деятельности Российского государства в 1995 году было уделено значительное внимание социально–правовой защите детства, охвачен широкий круг вопросов о правах и интересах детей в различных областях их жизнедеятельности. В связи с этим были приняты "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года".



2019-07-03 334 Обсуждений (0)
Конвенция ООН о правах ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конвенция ООН о правах ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)