Тема 3. Аналитическая функция маркетинга
Рынок, экономическая конъюнктура, комплексное исследование рынков. Понятие "рынок" и его основные характеристики
Основой маркетинга являются комплексные маркетинговые исследования, включающие изучение рынка и его конъюнктуры, оценку возможностей самого предприятия, строящего работу на принципах маркетинга. Таким образом, без уяснения понятия "рынок" маркетинговая деятельность становится невозможной. Рынок - это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда. Существует несколько определений рынка. Существуют различные определения рынка: Ф. Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. По определению Ноздревой и Цыгичко, товарный рынок представляет собой систему экономических связей: между производителями и потребителями товара, с формой связи - купля-продажа; внутри групп производителей и потребителей товара с формой связи - конкуренция. Согласно Демидову и Завьялову, рынок - это сфера обмена. Чтобы разобраться в природе рынка, представим примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбак, охотник, гончар, фермер. На рисунке представлены три способа удовлетворения этими людьми своих нужд: 1) самообеспечение; 2) децентрализованный обмен; 3) централизованный обмен.
При первом варианте каждый удовлетворяет запросы в продукции путем собственного труда. Эффективность труда снижается. При децентрализованном обмене каждый из работников обменивается с тремя другими результатами труда. При третьем варианте каждый из работников имеет дело лишь с одним купцом, т.е. одним рынком. Централизованный рынок резко повышает торгово-операционную эффективность экономики. Рынок как экономическая категория является выражением определенных общественных отношений. В наиболее общем случае под рынком понимают совокупность производственных отношений, складывающихся между производителем и потребителем товаров и услуг путем обмена. Таким образом, обязательным условием существования рынка является обмен товарами и услугами. Для совершения обмена необходимо соблюдать следующие условия: сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две; каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую; каждая сторона должна быть свободной в принятии и отклонении предложения; каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной. Поскольку ключевым в определении рынка является обмен товарами и услугами, дадим такое определение: Рынок - это сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей. В маркетинге различают товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда и т.д. Рассмотрим подробнее товарный рынок. По характеру и назначению он подразделяется на потребительский рынок и рынок товаров производственно-технического назначения. Важнейшим показателем эффективности функционирования товарного рынка является емкость рынка. Ер = ∑ внутреннего производства + импорт (прямой и косвенный) - экспорт (прямой и косвенный)
Косвенным называется товар, ввозимый (вывозимый) в составе другого изделия. Потребительский рынок - это рынок товаров массового спроса, на нем покупают товары и услуги для личного, семейного и домашнего пользования. Рынок товаров производственно-технического назначения - это совокупность лиц и организаций, приобретающих товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям. В различных экономических фазах различают "рынок продавца", т.е. состояние, где спрос значительно превышает предложение, т.е. практически любой товар находит на рынке немедленный спрос, даже в ущерб определенным требованиям. В этом случае товарный ассортимент беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует; "рынок покупателя", когда больше власти имеет покупатель. Здесь открывается возможность выбора товара, на этом рынке предложение превышает спрос. Существуют следующие типы рынков: Свободный рынок. Характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические и физические лица. Стихийный рынок. Характеризуется неограниченной свободой его контрагентов. Организованный рынок. Цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено соответствующими рамками (правовыми, организационными, финансовыми и т.д.). Формами организованного рынка выступают оптовая и розничная торговля, биржи, аукционы и т.д. Различают четыре модели цивилизованного рынка: 1. Рынок свободной конкуренции. 2. Рынок чистой монополии. 3. Рынок монополистической конкуренции. 4. Рынок олигополии. Организованный рынок характеризуется сочетанием рыночных и плановых элементов. Рынок и план - два антипода. Первый предполагает распределение через механизм спроса и предложения, второй - через централизованное планирование (лимиты и фонды). Существует определенная классификация рынков, например, по структуре хозяйства страны, по срокам использования товаров, по товарно-отраслевой детализации и т.д. В зависимости от структуры хозяйства страны существуют: 1. Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства. 2. Рынки стран-экспортеров сырья. 3. Рынки промышленно развивающихся стран. 4. Рынки промышленно развитых стран. Структура хозяйства страны определяет производственный спрос, т.е. спрос на сырье, материалы, машины, оборудование и т.д. По уровню доходов и характеру распределения в стране следует различать: 1. Страны с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким). 2. Страны с очень низким и очень высоким уровнем доходов. 3. Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов. 4. Страны с преимущественно средним уровнем семейного дохода. Уровень и характер доходов определяет прежде всего спрос на потребительские и продовольственные товары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения. По территориальному охвату рынки делятся на: 1. Внутренние. 2. Национальные. 3. Региональные. 4. Мировой. Внутренний рынок при этом представляет собой систему товарного обмена внутри государства. Национальный рынок наряду с внутренними операциями включает в себя экспортно-импортные, т.е. внешнеторговые операции. Мировой рынок можно определить как совокупность национальных рынков. По товарно-отраслевому с многоуровневой детализацией признаку различают рынки: 1. Машин и оборудования. 2. Минерального сырья и топлива. 3. Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров. В зависимости от сферы общественного производства различают: 1. Рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование). 2. Рынок товаров духовного производства (научные, технологические разработки, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.). По характеру конечного использования бывают: 1. Рынки товаров производственного назначения. 2. Рынки товаров потребительского назначения. По сроку использования товаров различают: 1. Рынки товаров долговременного пользования. 2. Рынки товаров кратковременного пользования. 3. Рынки отваров одноразового пользования. По организационной структуре (т.е. по различным уровням торговли и характеру взаимоотношений между продавцами и покупателями) различают: 1. Мировой рынок: а) открытый; б) закрытый. 2. Внутренний рынок: а) оптовый; б) розничный. И, наконец, классифицируя рынки, необходимо выделить: Закрытый рынок, представляющий собой рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными формами некоммерческих отношений, т.е. юридической зависимостью, военно-политическим договорами и т.д. Особенность функционирования данного рынка заключается в наличии различных форм регулирования и относительной устойчивостью рыночных цен. Открытый рынок, характеризующийся обычной коммерческой деятельностью неограниченного круга независимых контрагентов. Для такого рынка характерны краткосрочные сделки с помощью бирж, частые и резкие колебания цен. Промежуточное положение этих форм выделяется в особую преференциальную зону, сюда относятся торговые сделки по долгосрочным контрактам, торговлю регионов с третьими странами по соглашениям и т.д.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |