Индексный анализ финансовых результатов от реализации продукции
Для характеристики явлений и процессов экономической жизни статистики широко применяют обобщающие показатели в виде средних относительных величин и всякого рода коэффициентов. К таким обобщающим показателям относятся и индексы. Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого – либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым этапом. Индексы и индексный метод анализа очень широко применяется для характеристики изменения уровня сложных экономических показателей, а так же в аналитических целях. Предпосылкой для проведения анализа в индексной форме является возможность представления результативного экономического показателя произведением двух или более составляющих или суммой таких произведений. Задача индексного анализа состоит в том, чтобы рассчитать изменение сложного показателя при изменении величины только одного фактора так, чтобы величина других факторов была бы сохранена на определенном постоянном уровне. При построении индексов, оценивающих влияние отдельных факторов на изменение сложного показателя, необходимо иметь в виду, что общий результат изменения этого показателя представляет собой сумму изменения за счет влияния всех исследуемых факторов, формирующих этот показатель. Проведем индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции в ООО «Путь» и проанализируем изменения этих показателей во времени за счет изменения объемов продукции и уровня цен, отобразив данные в таблице 13.
Рассчитаем следующие индексы и их абсолютные изменения. 1) Индекс выручки и абсолютное изменение выручки от реализации продукции:
Iвыручки = = = 203,5% ∆выручки = ∑ q1p1 – ∑ q0p0 = 113680,4 – 55865,59 = 57815 тыс.руб.
2) Индекс объема продукции и абсолютное изменение выручки за счет объемов продукции:
Iф.о. = = *100% = 137,5% ∆ф.о. = ∑ q1p0 – ∑ q0p0 = 76835,82 – 55865,59 = 20970 тыс.руб. 3) Индекс цен и абсолютное изменение выручки за счет цен:
Iцен = = = 148% ∆цен = ∑ q1p1 – ∑ q1p0 = 113680,4 – 76835,82 = 36845 тыс.руб.
4) Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями:
Iвыручки = Iцен * Iф.о. или = 2,035 = 1,48 * 1,375 – верно ∆выручки = ∆цен + ∆ф.о. 57815 = 36845 + 20970 – верно
Из проведенных расчетов мы видим, что за анализируемый период размер выручки от реализации основных видов продукции в ООО «Путь» увеличился на 57815 тыс.руб. или на 103%. При этом: а) за счет объемов реализованной продукции увеличилась на 20970 тыс.руб. б) за счет цен увеличилась на 36845 тыс.руб. Помимо индекса выручки мы можем рассчитать еще и индекс себестоимости.
Iсебестоимости = = 179,3%
Перерасход в затратах составил: ∑z1q1 – ∑z0q1 = 217855,3 – 121526,57 = 96328,7 Для проведения индексного анализа прибыли воспользуемся вспомогательными расчетами, приведенными в таблице 14.
1) Определим индекс прибыли от реализации продукции и абсолютное отношение суммы прибыли от реализации продукции:
Iприбыли = 320,4% ∆прибыли = ∑(p1 – Z1)q1 – ∑(p0 – Z0)q0 = –104174,9 + 32509,82 = –71665,08 тыс.руб.
2) Определим индекс физического объема и абсолютное изменение прибыли за счет изменения количества реализованной продукции:
Iф.о. = ∆ф.о. = ∑(p0 – Z0)q1 – ∑(p0 – Z0)q0 = – 44690.75 + 32509.82 = – 12180.93 тыс.руб.
3) Определим индекс цен и абсолютное отношение прибыли от реализации продукции за счет средних цен реализации:
Iцен = ∆цен = ∑(p1 – Z1)q1 – ∑(p0 – Z1)q1 = – 104174,9 + 141019,48 = 36844,58 тыс.руб.
4) Определим индекс себестоимости и абсолютное отклонение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:
Iсебестоимости = ∆себестоимости = ∑(p0 – Z1)q1 – ∑(p0 – Z0)q1 = – 141019,48 + 44690,75 = –96328,73 тыс.руб.
5) Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями.
Iприбыли = Iwty * Iф.о. * Iсебестоимости 3,204 = 1,375 * 0,739 * 3,155 – верно ∆прибыли = ∆цен + ∆ф.о. + ∆себестоимости –71665,08 = –12180,93 + 36844,58 – 96328,73 – верно
Проведенный индексный анализ установил, что ООО «Путь» является убыточным производством, прибыль от реализации основных видов продукции уменьшилась на 71665,08 тыс.руб. Уменьшению прибыли способствовали изменения цен (за счет увеличения цен прибыль сократилась на 36844,58 тыс.руб. или на 73,9%) и изменения касающиеся себестоимости продукции (за счет изменения себестоимости прибыль уменьшилась на 96328,73 тыс.руб. или на 315,5%) Таким образом, мы видим, что для увеличения размеров выручки и прибыли предприятию необходимо увеличивать объемы производства и реализации основных видов продукции, при снижении себестоимости продукции.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |