Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии



2019-07-03 327 Обсуждений (0)
Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии 0.00 из 5.00 0 оценок




Для целей исследования ограничимся сравнительным анализом Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства от 30 декабря 2005 года и Уставом школы.

В указанных нормативных документах имеются специальные разделы, посвященные правам участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей или законных представителей детей. Наличие таких разделов в Уставе обязательно и предусмотрено ст. 13 Закона РФ "Об образовании".

Каталог прав школьников, предусмотренных в нормативных документах общеобразовательных учреждений в целом соответствует Конвенции ООН о правах ребенка и федеральному законодательству и примерно одинаков. Пожалуй, Типовое положение об общеобразовательном учреждении по содержанию более лаконично и абстрактно и не отражает всех гражданских прав ребенка, определенных международными документами.

В изучаемом нами документе (Устав МОУ СОШ) наиболее тщательно прописано право детей на образование, а также те права, что связаны с целевым назначением общеобразовательного учреждения:

право на получение общедоступного и бесплатного общего образования (начального, основного, полного среднего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

право на выбор различных форм обучения, в том числе по индивидуальному учебному плану;

право на ускоренный курс обучения; право на получение дополнительных образовательных услуг (в т. ч. платных).

Изучив эти статьи, хотелось бы заметить, что некоторые положения прописаны более детально. Так, согласно ст. 3.9 Устава школа в соответствии с примерным государственным базисным учебным планом самостоятельно разрабатывает годовой учебный план, календарный учебный график и расписание учебных занятий, а также, определение учебной нагрузки на ребенка, режим учебы, наполняемость классов и т. д. По желанию и запросам родителей школа может организовать группы продленного дня. С учетом интересов родителей и детей по согласованию с Учредителем в школе могут быть открыты классы коррекционно-развивающего обучения. В Уставе детально определены положения ежегодной промежуточной и итоговой аттестации и другие вопросы, конкретизирующие право ребенка на образование и условия, гарантирующие это право, а также охрану и укрепление его здоровья. Нам кажется, что права детей на бесплатное образование освещены очень подробно.

Детальную регламентацию в Уставе школы получило право на получение дополнительных образовательных услуг. В соответствии со ст. 3.33 и ст. 3.34 Устава школы, на бесплатной основе школа оказывает дополнительные образовательные услуги в рамках учебного плана:

- курсы по выбору;

- дополнительные уроки, факультативные занятия, спецкурсы;

- занятия кружков, творческие объединения по интересам мастер-классы, научные и творческие мастерские.

Школа может оказывать на договоренной основе физическим и юридическим лицам платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. В Уставе подробно расписываются виды такого рода образовательных услуг детям. Получило в Уставе школы свое конкретное выражение и право ребенка на обучение по индивидуальному плану, когда школа обеспечивает занятия на дому с учащимися, имеющими медицинское заключение о состоянии их здоровья. Прописана процедура таких индивидуальных занятий.

Однако ни в Типовом положении, ни в Уставе школы не отражена гарантия прав детей на поступление в 1 класс независимо от результатов тестирования и иных форм проверки знаний и навыков детей. Право ребенка и его родителей на свободу выбора учебного заведения и недопустимость отказа в приеме здесь могут нарушаться, что может усилить напряженность в микрорайоне школы в связи с поступлением детей в наиболее престижные школы.

В Уставе школы мы не нашли отражение другие правовые нормы этого закона, предусматривающие гарантии отдельных групп учащихся: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей эмигрантов, детей из малоимущих детей и т. д. Безусловно, вопросы социального обеспечения этих групп школьников составляют компетенцию органов государственной власти города и органов местного самоуправления, но и школа не может не учитывать особенности социального положения таких детей.

Федеральным законодательством установлено, что привлечение учащихся образовательных учреждений без их согласия, согласия их родителей и согласия образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой запрещается. В Типовом положении об образовательном учреждении и Уставе школы закреплено, предусмотренное Конвенцией ООН о правах ребенка, его право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием для его обучения, либо наносить его физическому, умственному, моральному и социальному развитию. В Уставе не предусмотрено право детей на участие в свободное от учебы время в общественно-полезном, производительном труде в составе добровольных объединений школьников, а также в порядке индивидуального трудоустройства в соответствии с законодательством о труде.

В Уставе школы закреплено право детей на бесплатное пользование библиотечно-информационным фондами; право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия.

Также в Уставе школы закреплены права учащихся на управление. Так в ст. 4.8 Устава школы это право включает возможность избирать и быть избранными в органы школьного самоуправления, в том числе в Управляющий Совет школы; право присутствовать на заседаниях любого органа школьного управления, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений, участие в выработке и принятии Устава школы и других локальных актов, регулирующих жизнь школы, участие в организации и деятельности общественных ученических организаций, добровольных обществ и иных объединений. Кроме того, в школе предусмотрена деятельность органов детского самоуправления, а также родительских комитетов, конференций родителей (законных представителей) учащихся, чьи права и обязанности также четко прописаны в Уставах других образовательных учреждений.

В случае конфликтной ситуации учащийся вправе обратиться к администрации школы, в органы школьного и ученического самоуправления и получение от них своевременной помощи и поддержки. Родители, в свою очередь, также имеют право на защиту законных прав и интересов ребенка, письменного обращения с заявлением к директору школы, другому руководителю или орган управления школы, которые обязаны не позднее чем через месяц дать письменный ответ.

В случае конфликта между родителем и учителем по поводу объективно выставленной оценки приказом директора создается независимая комиссия из числа специалистов-предметников, которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку. Названные правовые нормы, закрепляющие организационные гарантии прав школьников на достойное обучение и защиту своих прав содержатся в Уставе школы.

Во всех рассмотренных нормативных актах в той или иной мере закреплены и личные права школьников, реализация которых зависит от организационных и педагогических норм, действующих в школе. Однако личные права детей в школьном уставе фиксируются очень кратко, одним-двумя пунктами, где они только перечисляются. Кроме того, в них подтверждается лишь часть личных прав ребенка, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка и федеральным законодательством.

Так в ст. 49, п. "е" Типового положения об общеобразовательных учреждениях право учащегося на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. В более полном виде личные права учащихся фиксируются в школьных уставах, где в ст. 48 закрепляется право учащегося на уважение и защиту прав, чести и достоинства, личную неприкосновенность, независимость духовной и личной жизни, свободу совести информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений, а также право на участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других формах культурной и творческой жизни.

Указанные личные права школьников в Уставе школы только формально фиксируются. Для их реализации здесь не предусмотрено конкретных форм, организационных и педагогических условий. Например, право на свободу мысли, взглядов и убеждений неразрывно связано с применением в образовательном процессе педагогических технологий, критериев оценки образовательной деятельности детей и т. д.

Кроме того, о многих личных правах детей, в реализации которых заинтересована школа, в Уставе вообще не упоминается. К таким личным правам относятся: право ребенка на жизнь, на имя, на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, на неприкосновенность его жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на честь и репутацию ребенка, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

 



2019-07-03 327 Обсуждений (0)
Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закрепление прав учащихся в нормативных документах общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)