Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профилактическая и просветительская работа школы по защите прав ребенка



2019-07-03 373 Обсуждений (0)
Профилактическая и просветительская работа школы по защите прав ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Как показало проведенное нами изучение работы МОУ СОШ №, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка.

Педагогический коллектив школы понимает, что успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав детей, имеет существенное значение не только для совершенствования российской школы в целом, повышения ее конкурентоспособности в современном мировом образовательном пространстве, но и для становления в России гражданского общества. Позиция ребенка как равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности. Однако сделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менее важным условием является осознание всеми членами общества, всеми участниками образовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы.

В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит директору, социальному педагогу, психологу и заместителю директора школы по воспитательной работе. В школе понимают, что только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу по защите прав учащихся на конкретных примерах. Директор школы выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Объясняют, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. По инициативе директора в прошедшем учебном году был проведен Круглый стол учащихся " Школа и права ребенка", результаты которого были обсуждены на педагогическом совете школы.

Библиотека школы приобретает для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:

законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;

постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками и оформляют их в письменном виде. Формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей.

Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматривают как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учредителем и образовательным учреждением, между учреждением и родителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводят анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.). Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса. Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п. В школе оборудован постоянный стенд, на котором вывешен текст "Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия", выдержки из Устава МОУ СОШ № "Права и обязанности ученика", "Права и обязанности учителя", "Права и обязанности опекуна (родителя) в школе". На стенде есть место для информации "На вопросы отвечает школьный социальный педагог (психолог)" . Каждый ученик знает, к кому он может обратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены.

Вывод к главе

 

В целом в образовательном учреждении ведется работа по соблюдению прав ребенка и их защите.

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. В школе это право предоставляется не в полной мере относительно детей-инвалидов, детей, кому было отказано в приеме в школу.

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Здесь тревогу вызывает увеличение числа учащихся сверх положенной нормы, согласно проекту здания школы, влечет за собой травматизм детей, снижение слуха, отсюда — снижение качества обучения. Нарушения осанки являются одним из наиболее встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Одной из наиболее распространенных причин нарушения осанки у детей, особенно в период усиленного роста, это недостаточное развитие мускулатуры и длительная статическая нагрузка в условиях неправильного положения тела. Недостаточный уровень освещенности увеличивает нагрузку на зрительный анализатор и провоцирует неправильную позу во время сидения. Удельный вес измерений школьной мебели, которая не соответствует росту учеников, составляет в среднем 17,4%. Среди учащихся за последние три года наблюдается рост заболеваний опорно-двигательного аппарата. Работа школы в этом направлении ведется малоэффективно.

Наблюдается снижение слуха учащихся, педколлектива из-за превышающего норму шума на переменах. работа в этом направлении не ведется.

Образовательное учреждение ведет работу по предупреждению правонарушений школьников. На наш взгляд здесь много интересных и эффективных наработок: работа "трудных" детей в трудовых отрядах, волонтерское движение.

Ведется работа с "трудными" детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причине уклонения школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняются от воспитания детей.

В образовательном учреждении много делается в направлении правового просвещения учащихся, родителей и учителей.

Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе общеобразовательному учреждению необходимо обеспечить наиболее раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.

Деятельность специалистов социально-педагогической службы представлена не просто суммой разнообразных методов диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы с детьми. В школе она определяется комплексной технологией сопровождения, как особой культурой помощи ребенку в решении задач его возрастного и личностного развития, социализации. Работа ведется совместно с педагогами, родителями, другими социальными институтами.

 


Заключение

Состояние современной общеобразовательной школы, процесса формирования и развития школьников, состояние среды их социализации в условиях нынешней России актуализировали формирование механизмов социальной защиты детей.

Возросла необходимость социально-педагогической и медикопсихолого-педагогической поддержки детей и подростков для защиты их прав и интересов, профилактики и коррекции школьной и социальной дезадаптации, обеспечивающей их оптимальное биологическое и социальное развитие.

В этой связи значительно возросла социальная роль общеобразовательной школы, перед которой выдвинулись новые задачи:

а) формирование социальных знаний и умений; б) социально-педагогическая коррекция поведения и социальных связей;

в) социально-педагогическая профилактика негативного поведения;

г) программирование поведения и деятельности, адекватное возможностям ребенка;

д) организация взаимодействия социальных институтов.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Социально-психологическая служба призвана гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

Для эффективности по правовой защите детей в социальной работе общеобразовательному учреждению необходимо обеспечить наиболее раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Государство, семья, школа, внешкольные образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, должны быть ответственны за судьбу каждого ребенка, попавшего в их поле зрения, Следовательно, необходимость скорейшего законодательного урегулирования взаимодействия органов профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних, так как это будет способствовать наиболее результативной их работе.

Сфера ответственности системы социально-педагогического сопровождения включает в себя задачи сохранения и укрепления психологического здоровья, защиты прав детей и подростков, обеспечения психолого-педагогических условий для успешной социализации, самостоятельной, ответственной, социально мобильной личности с позитивными ценностями.

В нашей работе была исследована социальная деятельность образовательного учреждения по защите прав учащихся. Не все в этом направлении у работников школы получается. Есть категории детей, которые лишены правовой защиты (дети-инвалиды), есть направления, где нарушения прав детей заметны наглядно (здоровье учащихся, в частности, рост уровня заболевания ОДА). Но в целом, по нашему мнению, учащиеся получают социальную защиту в школе.

 


Литература

Законодательные акты:

1. Декларация прав ребенка (1959 г.). М.- 1999.

2. Конвенция о правах ребенка [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г: вступила в силу для СССР 15.09.1990]

3. Конституция Российской Федерации, М., "Юридическая литература", 2005., –56с.

4. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995г.: опубликован 29 декабря 1995г.: ред. от 30.06.2008г: с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008]

5. Федеральный закон " Об образовании"(1992г.).

6. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 3 июля 1998г.: опубликован 24 июля 1998г.: ред. 17 декабря 2009г.]

7. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007г. №79-р " Об утверждении федеральной целевой программы " Дети России" на 2007 - 2010 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 февраля 2007г. - № - Ст. 787.

8. Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 " Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации – 18 сентября 1995г. - №38 - Ст. 3669.

9. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон: [принят Гос. 20 ноября 2009г.: опубликован 2 декабря 2009г.: 1001300 Федер. целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы].

10. Устав муниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № (в ред. от 27 июня 2005 г.).

Использованная литература:

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр "Академия", 2006. –160 с.

2. Богданова, Г.В. Права и обязанности родителей и детей / Г.В. Богданова. - М. : Кн. сервис, 2006. –108 с.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Бурненская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр " Академия" , 2002. – 416с.

4. Вульфов В.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 2004.,С.23-29.

5. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Пед. о-во России, 2002. –191 с. - (Шк. в микросоциуме).

6. Дементьев И. Работа школы и группы риска // Воспитание школьников.-2006.,№3-4.,С.43-47.

7. Зайцев Е., Семина Л. Права, обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательных учреждений. Правозащитник. №2 М.: " Права человека",1997. –211с.

8. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса.- М., 2004.- Ч. 1−3.,С.211-239.

9. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних/ Воспитание школьников. –2006.-№, С.23-29.

10. Каюмова Л.Н. Социально-педагогическая поддержка детства как компонент воспитательного процесса. /Дополнительное образование №10, 2003г.,С.87-89.

11. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. –92 с.

12. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 2006. –№ 1.,С.87-89.

13. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – М.: Акад. Проект. 2003. –157с.

14. Мои права: справочник для учащихся начальной школы/ [О.В. Манихин, Л.И. Саитова, Е.А. Певцова, В.Л. Терёхин.; под общ. ред. Е.А. Певцовой].- М.: Новый учебник, 2008.- 77 с.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 480с.

16. Пишкова О. Права ребенка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее/ О. Пишкова //Защити меня!- 2007.- № 1. – С. 6-8.

17. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006. –217с.

18. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.-256с.

19. Словарь справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2003. –429 с.

20. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Галагузовой М.А. –М.:Владос.2004. – 415с.

21. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007

22. Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвлидов в Российской Федерации. 10 мая 2006. // http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_128903.html

23. Технология социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2004., –102с.

24. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2006. Щепетов В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления// Классный руководитель.2008. –№3.,С.29-32.

25. Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Б.Ю. Шапиро, Е.Б. Царапкина. – М, 2005., –198с.

26. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997., – 250 с.

27. Яковлева, Н.А. Первоочередные меры по защите прав детей и детства/ Н.А. Яковлева// Основы безопасности жизни.- 2002. – № 3.- С.34-38.



2019-07-03 373 Обсуждений (0)
Профилактическая и просветительская работа школы по защите прав ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профилактическая и просветительская работа школы по защите прав ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)