Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ состояние здоровья учащихся условиях образовательного процесса



2019-07-03 433 Обсуждений (0)
Анализ состояние здоровья учащихся условиях образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы проанализировали отчеты медицинских работников школы за последние три года.

Основная тревога медиков – это нарушение осанки. Одной из наиболее распространенных причин нарушения осанки у детей, особенно в период усиленного роста, некоторые исследователи считают недостаточное развитие мускулатуры и длительную статическую нагрузку в условиях неправильного положения тела. Длительное сидение при выполнении школьных и домашних заданий способствует этому. При неправильной позе во время сидения увеличивается грудной кифоз или возникает боковое искривление позвоночника. Из-за несоответствия высоты парты длине тела увеличивается поясничный лордоз. Многие специалисты рассматривают состояние ОДА как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма.

Анализируя акты проверки санитарных норм за 2009-2010 годы, мы увидели, что повторяются следующие замечания:

понижение уровней освещенности на рабочих местах из-за несвоевременной замены вышедших из строя источников света (до 12,3% неработающих ламп), не оборудованы софитами от 20% до 58% классных досок. Это увеличивает нагрузку на зрительный анализатор и провоцирует неправильную позу во время сидения;

удельный вес измерений школьной мебели, которая не соответствует росту учеников, составляет в среднем 17,4%.

Вместе с медицинским работником нами были проанализированы карты индивидуального развития 186 учащихся, а также отчетная форма 12 (уровень и структура заболеваемости детей) школы. Вот результаты:


 

Мы попробовали провести исследование причин такого высокого процента заболеваний ОДА.

По результатам проводимого опроса стало ясно, что абсолютное большинство учащихся в 1 – 5 классах носят ранцы и рюкзаки, имеющие равномерное распределение тяжести по плечевому поясу. В 9 – 11 классах – 30 % носят рюкзаки, 35 % — кульки, а остальные 35 % носят сумки на длинных широких ремнях, то есть идет перераспределение тяжести на одно плечо, что способствует нарушению осанки. Масса сумок у большинства учащихся начальной школы 2,5 – 3,5 кг, плюс сменная обувь, физкультурная форма или дополнительные аксессуары по специальным предметам. К этому еще прибавить зимнюю одежду, в которой ходят в течение 4−5 месяцев и вес получается значительный. Поэтому ходят дети, наклонившись вперед и ссутулив плечи, что конечно отражается на их осанке. Анализ школьной обуви учащихся третьей ступени (15−17 лет) показал, что школьная обувь девушек третьей ступени не соответствует гигиеническим требованиям и вместе с ношением тяжелых сумок в одной руке может являться одним из условий развития неправильной осанки. Юноши во всех классах носят обувь без каблука, что соответствует гигиеническим требованиям.

Ввиду большой загруженности учащихся всех классов на уроке, физкультурные пятиминутки не проводятся, хотя в Распоряжении директора школы это есть. Это нарушение прав детей на здоровье. Медицинские работники на педагогическом совете и заседании Общешкольного родительского комитета этот вопрос не поднимали.

Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, и сразу требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы люминесцентные лампы жужжали, даже слабо. Это тоже не всегда делается своевременно.

Не нашли мы в медицинской картотеке сведений о состоянии здоровья детей-инвалидов. Их в школе 6 человек. Как нам объяснили, эти дети состоят на учете в детской поликлинике, на школьные медосмотры они не приходят. Вся работа школы с этими детьми сводится к тому, что к ним прикрепили учителей для занятий на дому. Эти дети и их семьи не получают социально-психологической поддержки, практически изолированы от общества.

Мы обратили внимание при анализе медицинских карт на высокий процент школьников с пониженным слухом. Шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемым шумом, детям приходиться напрягать слух. Учителю также приходиться работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов – основного " источника" шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно уставшими.

Для того, чтобы узнать мнения самих учащихся о вреде "школьного шума" нами была разработана анкета. В ходе работы совместно с медицинским работником было проведено несколько опросов, в котором приняло участие 83 человека.

По результатам опроса, было выявлено, что более 60% учащихся считают шум "невидимым убийцей". На вопрос: " Где на территории школы повышенно акустическое загрязнение?" 78% опрощенных ответило, что на 1 этаже (классы начальной школы). 83% винят шум в своей рассеянности и отвлеченности, а 25% вынесли приговор капающим кранам, именно они не дают ученикам впитывать знания.

Некоторые аспекты, касающиеся неблагоприятного воздействия шума на учащихся, связаны с воспитательными задачами. Очевидный вред слуху и здоровью школьников наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Характер прослушиваемых произведений и качество звучания часто приближают звук в наушниках к шуму с сильным ритмическим компонентом. В сочетании с повышенным уровнем шума в школе, а нередко и дома это приводит к сильной перегрузке слухового анализатора, а, следовательно, к перевозбуждению центральной нервной системы, изменениям психического состояния, снижению адаптационных ресурсов организма. Задача учителя, классного руководителя – донести до сознания учащихся, их родителей потенциальный вред для здоровья от такого сильного звукового воздействия. Такие беседы не проводились.

В школе работает школьная столовая, где учащиеся могут получить завтраки, обеды. Все учащиеся школы обеспечены горячим питанием (см. диаграмму). В начальном звене организована работа двух групп продлённого дня.

 


 

Эти данные представляют характеристику питания тех учеников, кто пользуется школьной столовой. Мы заметили, что горячими завтраками и обедами в школе питаются преимущественно учащиеся младшего и среднего звена. Учащиеся 9-11 классов покупают в школьной столовой выпечку. Это притом, что они проводят в школе от 5-7 часов и более. Отсюда у многих наблюдается заболевание желудочно-кишечного тракта. Причиной отказа питаться в столовой они назвали скудный ассортимент, отсутствие овощного меню. Вопросы питания старшеклассников поднимались на родительских собраниях, но перемены не произошли.

 

Дети, родители, школа

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Многих беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи ребенка в школе. Родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают образовательных учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих учеников.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение.

В школе социальный педагог знакомит родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Делается это родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, на заседаниях родительского клуба, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами классный руководитель совместно с социальным педагогом проводят ролевые, театрализованные и дидактические игры, викторины, беседы.

Задача педагогов, социальных работников – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Для повышения педагогической культуры родителей в школе осуществляется:

организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности;

привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой);

во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей;

проведение контрольно-коррекционной работы с родителями из группы риска (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.);

совместно с психологом школы проводить тренинги для родителей, детей, учителей.

Одним из самых сложных и важных направлений работы школы является работа с трудными учениками: дети с девиантным поведением, дети, уклоняющиеся от учебы.

Анализируя семьи учащихся с девиантным поведением, мы получили следующие результаты:

Анализ семейного воспитания в семьях учащихся девиантного поведения

Чувства родителей:

60% - чрезмерная гиперпротекция;

80% - недостаточная требовательность к ребенку;

30% - родительская неуверенность в воспитательных способностях;

Чувства детей:

25% - учащихся ощущают себя в семье неуютно;

5% - испытывают социальную дезадаптацию;

33% - испытывают высокий уровень тревожности.

 

Рис. 1. Анализ семейного воспитания в семьях учащихся девиантного поведения

 

С этими семьями социальная служба школы готова работать, но все родители приходят в школу: вызов у них ассоциируется с нравоучениями и упреками. Эти родители в большинстве своем педагогически неграмотные люди.

С семьями "группы риска", учащимися с девиантным поведение работает Совет профилактики школы. Изучив протоколы заседания Совета, мы пришли к выводу:

1) Совет заседает один раз в месяц;

2) на заседание Совета приглашаются ученики и их законные представители (семья) по нескольким причинам: низкая успеваемость (пропуски занятий), нарушение дисциплины на уроках, внеклассных мероприятиях;

3) решение Совета направлено, прежде всего, на помощь ученику: назначение дополнительных занятий, приглашение на консультацию к школьному психологу. Также совет выносит решение в адрес родителей ученика, если те уклоняются от воспитания ребенка. Все решения имеют характер порицания (выговор, предупреждение). Ни разу не было попытки привлечь родителей к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, хотя по материалам заседания школа обязана была это сделать.

4) Совет не ведет профилактической работы, ограничивая последнюю только заседаниями.

Какие методики ещё использует педагогический коллектив в школе для работы с этим контингентом учеников?

В школе считают, что безделье порождает много проблем в подростковом возрасте. Летом 2010 года в школе было организованно по два трудовых отряда в июле и августе месяцах, где работали ученики из малообеспеченных семей и проблемные подростки.

Основной задачей трудового отряда являлось благоустройство города. Подростки в возрасте ежедневно в утренние часы убирали дворы, скверы от мусора, сажали цветы, белли деревья, красили детские горки, качели и т. д. под присмотром вожатого.

Когда погодные условия не позволяют заниматься социально-полезной деятельностью, то работа подростков посвящается написанию, оформлению и изданию медиа – бригадой газеты трудового отряда, проведению занятий с детьми на летних площадках, организованных при молодежных центах города, посещению кинотеатров, боулинга и т. д.

Кроме заработка и трудовых навыков, у подростков изменяется в положительную сторону отношение к природе, развиваются коммуникативные навыки и познавательная активность, снижается конфликтность и агрессивность в поведении.

В этом году при поддержке городской целевой программы "АнтиСПИД" начало функционировать молодежное волонтерское движение по профилактике ВИЧ-инфекции. Школьники и студенты проходят специальную подготовку по программе "Равный обучает равного", после чего самостоятельно проводят занятия с ровесниками, придумывают и организуют тематические акции (конкурсы, дискотеки, ролевые игры и т. д.) по профилактике ВИЧ/СПИДа. В рамках этой программы к работе волонтеров были привлечены 35 учащихся школы во главе с социальным педагогом. Привлекательность проекта заключается в том, что знания о ВИЧ/СПИДе приходят в те группы, где они необходимы, а источником правдивой информации становятся сами подростки. А ведь чаще всего подростки ищут ответы на тревожащие их вопросы (о взаимоотношениях полов, о ЗППП, ВИЧ/СПИДе, курении, наркотиках) не у родителей, не у врачей или учителей, а у своих друзей. При этом в среде сверстников циркулирующая информация малодостоверна. Потому очень важно суметь донести достоверную и качественную информацию по всем значимым для молодежи вопросам через наиболее привычный для них информационный канал, что и делается в рамках программы "Равный обучает равного".

Подростки-волонтеры, прошедшие специальное обучение, владеющие не только знаниями по проблеме, но и навыками индивидуальной и групповой работы, имеют большой потенциал для осуществления профилактической работы среди своих сверстников. Участие в волонтерской работе помогает подросткам реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, проходя обучение и обретая опыт общения со сверстниками.

Работа волонтером позволяет подросткам на какое-то время получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым. Так, волонтеры самостоятельно планируют свою деятельность, реализуют ее, проводят самооценку и несут ответственность за результаты своей работы. Такой стиль работы формирует у подростков ответственность за происходящее вокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении общественно значимых проблем.

Таким образом, участие молодых людей в волонтерском движении, на наш взгляд, наполняет их жизнь новым смыслом, формируя социально-полезные жизненные установки, идеалы и принципы, помогает самореализоваться и внести свой вклад в изменения общества к лучшему.

 

Рис. 2. Участие волонтеров в жизни школы

 



2019-07-03 433 Обсуждений (0)
Анализ состояние здоровья учащихся условиях образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ состояние здоровья учащихся условиях образовательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)