Сущность социальной работы в общеобразовательном учреждении
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: - дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); - работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами) - воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); - формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.); - социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); - социальная работа в школе. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: - проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем; - проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка, относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ. Важнейшим аспектом социальной службы школы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Руководство социальной службой службы осуществляют: • директор школы; • зам. директора по УВР по старшей и средней школе; • зам. директора по УВР по начальной школе; • зам. директора по социальной защите; • зам. директора по ВР; • психолог; • медицинская сестра; • классные руководители; • учителя – предметники; • зам. директора по АХЧ; • председатель профкома. Главная задача службы — сконцентрировать усилия всех уровней школьного коллектива по созданию условий положительной социализации школьника. Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы, можно определить следующие цели социальной работы в школе: - способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; - развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; - способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; - участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Школа является весьма значимым социальным институтом, а потому организует, как и другие институты общества, систему социальных связей и социальных норм, объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворить основные нужды людей. Т.е. школа, как социальный институт обеспечивает общество основными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки, в том числе и на территории микрорайона. Руководство социальной службой школы осуществляет заместитель директора по социальной работе, который подчиняется директору и Совету КСПК. Социальные педагоги курируют территориальную службу, жилые дома, объекты соцкультбыта. В методической работе социальные педагоги объединены в кафедру социальной педагогики, где, опираясь на достижения науки и опыт работы, решают проблемы формирования единых педагогических позиций школы и семьи. В соответствии с целями заботы о детях в социальной службе создаются подразделения, направленные на непосредственную работу с детьми, их семьями и социальным окружением: · территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги; · внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); - служба всеобуча, попечительства и опеки; · психологическая служба (психологи и логопед); · медицинская служба (врач и медсестра). Каждое из этих подразделений выполняет свои задачи. Территориальная служба, представленная социальными педагогами, организует социально значимую деятельность по месту жительства среди детей, подростков и взрослых, создают условия для разумного проведения досугового времени, выявляют и защищают интересы детей, оказывают помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей, предупреждают и разрешают трудности и конфликты, оказывают поддержку детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, привлекают к работе с детьми государственные учреждения и общественность. За каждым социальным педагогом закреплены дом или подъезд и часть прилегающей территории микрорайона.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |