Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монетарная политика и регулирование совокупного спроса



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Монетарная политика и регулирование совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Установлено, что государство имеет возможность воздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести к краткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики, возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.

Известно, что помимо денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. В частности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами и фирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае их изменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствия соответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызывают краткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику.

Как нам уже известно, из предшествующей главы, кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен.

Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как денежные резервы - лишь малая часть состояния домашних хозяйств, эффект богатства оказывает наименьшее воздействие на совокупный спрос. Кроме того, так как экспорт и импорт составляют лишь малую часть ВВП США, эффект обменного курса Манделла - Флеминга незначительно сказывается на американской экономике (этот эффект куда более важен для малых стран, в экономике которых большую роль играет внешняя торговля).

Для того чтобы разобраться в методах воздействий государства на совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно, используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласно ей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.

Предложение денег. Первая часть предпочтения ликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономики США. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однако цель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можно игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от других экономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаем фиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по оси абсцисс откладываем объем денежной массы (Md), а по оси ординат - величину процентной ставки (r) (рис.3)

 

Рис.3 Кривая предложения денег (MS)

Спрос на деньги. Вторая часть теории предпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, что под ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается в принятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономике являются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всех доступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход от владения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.

Спрос на деньги определяют множество факторов, но теория предпочтения ликвидности подчеркивает один из наиболее важных - процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. То есть, когда ваше богатство хранится в виде наличных денег в бумажнике или "в шкафу", а не размещено в приносящих процентный доход ценных бумагах, вы добровольно отказываетесь от дополнительной прибыли. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек "простоя" наличных денег и уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис.4)

 

Рис.5 Кривая спроса на деньги (MD)

 

Равновесие на денежном рынке. Согласно теории предпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Существует единственная ставка процента, называемая равновесной процентной ставкой при которой объем спроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых средств. Если процентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятся скорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентная ставка смещается в точку равновесия.

Рассмотрим, как процесс установления равновесной процентной ставки воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Сначала используем модель для объяснения отрицательного наклона совокупного спроса. Предположим, что общий уровень цен в экономике повышается. Необходимо рассмотреть, что произойдет с процентной ставкой, уравновешивающей спрос на деньги, и как эти изменения повлияют на количество товаров и услуг, на которое предъявляется спрос.

Одна из детерминант спроса на деньги - уровень цен. То есть более высокий уровень цен ведет к увеличению спроса на деньги при каждой

данной процентной ставке. Таким образом, как показано на рисунке 6а повышение уровня цен с P1 до P2 означает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, от MD1 до MD2.

 

Рис.6 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса

 

Необходимо выяснить, как сдвиг кривой спроса на деньги воздействует на равновесие на денежном рынке. При фиксированном предложении денег процентная ставка должна повыситься, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Высокий уровень цен означает, что субъекты экономики желали бы иметь на руках большие суммы денег, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Однако объем предложения денег не изменяется, следовательно, как реакция на дополнительный спрос процентная ставка повысится от r1 к r2.

Возрастание процентной ставки сказывается не только на параметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.6б). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбережения на будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительские товары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1 до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2 и возрастании процентной ставки с r1 до r2 количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос, сокращается с Y1 до Y2.

Таким образом, проведя анализ воздействия на экономику эффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня цен ведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает рост процентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги.

Теорию предпочтения ликвидности можно использовать не только для наиболее полного объяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса, но и для анализа воздействия денежно-кредитной политики ФРС на кривую совокупного спроса. ФРС, приобретая посредством операций на открытом рынке государственные облигации, увеличивает предложение денег. Предположим, что в краткосрочном периоде уровень цен не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо выяснить, повлияет ли дополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента и кривую совокупного спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что увеличение денег ведет к смещению кривой предложения денег вправо, из MS1 к MS2. Так как положение кривой спроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от r1 до r2, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. То есть уменьшение процентной ставки стимулирует субъектов экономики "прибрать к рукам" дополнительные деньги, созданные ФРС.

 

Рис 7. Денежная инъекция

 

Таким образом, уровень процентной ставки снова оказывает влияние на объем спроса на товары и услуги (см. рис.7б). Уменьшение процентной ставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Покупки домов домашними хозяйствами возрастают, причем их площадь увеличивается, что стимулирует спрос на инвестиции в жилищное строительство. Фирмы увеличивают вложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительное воздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйств уменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействие этих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги при данном уровне цен Р с Y1 доY2.

Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция денег увеличивает их предложение. Увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен предопределяет снижение процентной ставки, что в свою очередь, обусловливает возрастание объема спроса на товары и услуги. То есть дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

Следовательно, изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью расширение совокупного спроса, могут быть охарактеризованы либо как увеличение предложения денег, либо как снижение процентной ставки. Изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью ограничить совокупный спрос, могут быть охарактеризованы или как уменьшение предложения денег, или как повышение процентной ставки.

 



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Монетарная политика и регулирование совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монетарная политика и регулирование совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)