Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фискальная политика и регулирование совокупного спроса



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Фискальная политика и регулирование совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.

Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.

Предположим, что правительство размещает заказ на определенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что побуждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Увеличение спроса данной компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение, что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться меньшим, чем величина государственных закупок. Вследствие второго эффекта - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может быть меньшим. Рассмотрим оба эти эффекта.

Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.

 

Рис.8 Эффект мультипликатора

 

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.

Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.

Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 9а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.

 

Рис.9 Эффект вытеснения

 

Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост

государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (см. рис.9б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

Следовательно, когда правительство принимает решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.


Заключение

 

В заключение проделанной работы следует сделать некоторые выводы.

Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса на отдельные товары является более сложной категорией и в масштабах макроэкономики складывается их четырех основных компонентов. Первый - это потребительский спрос на товары и услуги С; второй - это инвестиционный спрос фирм I; третий - спрос со стороны государства G; четвертый - чистый экспорт NX, т.е. разница между экспортом и импортом. В виде формулы это выглядит так:

 

Y = C + I + G + NX.

Кривая совокупного спроса (aggregate demand) показывает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен при неизменной величине денежной массы в экономике и прочих равных условиях. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом обменного курса.

На совокупный спрос влияют как ценовые факторы, так и не ценовые факторы. Ценовые факторы мною были упомянуты выше (три эффекта), которые объясняют отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также вызывают изменения объема совокупного спроса, а значит, происходит движение вдоль кривой совокупного спроса. К неценовым факторам относятся факторы, которые вызывают изменения в потребительских расходах (благосостояние, задолженность потребителей, налоги, ожидания), в инвестиционных расходах (процентная ставка, ожидаемая прибыль, налоги, технологии), влияющие на изменения в государственных расходах, в расходах на чистый экспорт. Неценовые факторы в свою очередь, вызывают изменение в спросе, то есть смещается сама кривая совокупного спроса.

Во второй главе мною было рассмотрено влияние государства на совокупный спрос, посредствам фискальной и денежной политики. Денежная политика воздействует на спрос с помощью изменения предложения денег. Так, например, увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен влечет за собой снижение процентной ставки, что в свою очередь, обуславливает возрастание объема спроса на товары и услуги. Таким образом, дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Фискальная же политика проявляется в трех эффектах: эффект мультипликатора, эффект вытеснения и изменении налогообложения. Так, например, при увеличении государственных расходов, кривая совокупного спроса переместится вправо, причем на определенную величину, которая зависит от эффекта вытеснения и эффекта мультипликатора. Первый эффект приводи к большему сдвигу кривой, в то время как второй к меньшему.

В своей курсовой работе я достигла поставленной цели, а именно - исследование и изучение совокупного спроса, то есть, определено понятие совокупного спроса, доказан отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также показаны некоторые моменты взаимодействия кривой совокупного спроса с денежно-кредитной и финансово-бюджетной политикой.




2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Фискальная политика и регулирование совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фискальная политика и регулирование совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)