Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение результативности экспериментальной работы



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Определение результативности экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие результаты:

· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;

· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;

· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.

Результативность анкетирования:

Контрольная группа:

F / N * 100%,

1/15*100% = 6,7%

6/15*100% = 40%

8/15*100% = 53,3%

Экспериментальная группа:

F / N * 100%,

6/15*100% = 40%

10/15*100% = 60%

0/15*100% = 0%

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице.

 


Таблица №2

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3) 0 / 0% 8 / 53,3%
средний (4 - 6) 9 / 60% 6 / 40%
высокий (7 - 8) 6 / 40% 1 / 6,7%

 

Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности детей намного выше, чем в контрольной группе.

Для выявления эффективности разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования на начальном и заключительном этапах эксперимента.

 

Таблица №3.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

Уровень сформированности

экологической культуры

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3) 10 / 66,7% 0 / 0%
средний (4 - 6) 5 / 33,3% 9 / 60%
высокий (7 - 8) 0 / 0% 6 / 40%

 

Мы видим, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40% . После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников – экологической воспитанности, стал значительно выше.

 

Выводы по второй главе

 

Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в школах, уровень сформированности компонентов экологической культуры младших школьников, как показало исследование, остается достаточно низким.

Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась.

 


Заключение

 

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников очень низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа кружка «Юный эколог», что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Подготовка дипломной работы убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

 


Список литературы

 

1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №1.

4. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - №8.

6. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - №12.

9. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - №6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.

11. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - №12.

13. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т.Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999.

17. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.

18. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. - М.: Вентана-Граф. 1999.

19. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999

20. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. -№4.

21. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. – 2003. – №2.

22. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- «Детство - пресс», 2006. – 496 с.

23. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. .Дежниковой. – М.: Тобол, 1997. – 96 с.

24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.

25. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-480 с.

26. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология, 2001. - 362 с

27. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51

28. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.

29. Гордеева В.А., Ельшина Т.Б., Родина О.Н. Путешествие лучика. // Начальная школа. – 1999. - №12.

30. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.

31. Дерим – Оглу Е.Н., Фролова М.А. Экскурсия на лесную опушку. // Начальная школа. – 1997. - №4.

32. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21

33. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003. – №6.

34. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.

35. Егорова О. А. Природа – наш общий дом. // Начальная школа.- 2006. - №6.

36. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7.

37. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2004, №4.

38. Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007. - №8.

39. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998. - №6.

40. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №4.

41. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.

42. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.

43. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.

// Начальная школа. – 2005. - №9, 55-59 с.

44. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного

метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2, 96- 101 с.

45. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.

46. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

47. Кожевникова И.А., Акимова В.П. Путешествие во времени и пространстве. // Начальная школа.- 2003. - №5.

48. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия», 2004.

49. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. - №6.

50. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №7.

51. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. – 2007. - №11.

52. Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Воронеж: Учитель, 2004. – 168 с.

53. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. // Начальная школа. - №7.

54. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.

55. Листок на ладоши: методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. / Под редакцией Л. М. Малевцовой. – «Детство - пресс», 2005. – 112 с.

56. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.

57. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб.завед.- М.: Издат.центр «Академия», 2000

58. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Мн.: Нар. асвета, 1980.

59. Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета, 1987.

60. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.

61. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996

62. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.

63. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.

64. Новолодская И.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.

65. Орлова Л.А. Игра «Кто лучше знает природу?». // Начальная школа. – 2005. - №7.

66. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М., 2000.

67. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. - №5.

68. Педагогика.- Учебник/Под ред. Л.П.Крившенко.-М., 2005

69. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М: Академия, 2005.-218 с.

70. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе, М.: Академия, 1999.

71. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.

72. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа.- 2004- №6.

73. Поляк И. Ф. Осенняя экскурсия. // Начальная школа.- 2003. - №2.

74. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.

75. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников./На основе анализа их самост. учебн. деят. – М.: «Педагогика», 1975

76. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т.-М.:Академия, 2002

77. Руденко И.Н. Листья опадают – осень к нам идет: Театрализованная экскурсия. // Начальная школа. – 2004. - №10.

78. Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке: пособ. для учителя/Науч. ред. А.Н. Захлебный. – М.:Тобол, 1996. – 72 с.

79. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линия – пресс, 2002. – 192 с.

80. Самкова В.А., Теплов Д.Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы (Метод. Рекоменд. к игровому комплексу). Научн. Ред. Захлебный А.Н. – М., 1995.

81. Самоль Л. По склону оврага побежал веселый ручеек // Начальная школа.- 2005. - №7.

82. Саркисян А.Р. Пути реализации экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №12.

83. Северина Е.А. Не только сидя за партами. // Начальная школа. – 2005. - №5.

84. Серов И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., «Академия», 2005.

85. Симонова Л.П. Загадки как средство экологического образования. // Начальная школа. – 2003 №12.

86. Симонова Л. П. Как учить экологии в начальной школе: Пособие для учителя. – Тобол, 1999. – 88 с.

87. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. // Начальная школа. – 1998. - №2.

88. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160 с.

89. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими

школьниками. // Начальная школа. – 1999. - №5.

90. Склярова Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №7.

91. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2003.

92. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №7.

93. Степанова И.А. Работа по экологии и краеведению. // Начальная школа.- 2003. - №2.

94. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. – Борисоглебск, 2003.

95. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Борисоглебск: БГПИ, 2002. – 146 с.

96. Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, 1996.

97. Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщение младших школьников к туристско-краеведческой работе с целью их экологического образования. // Начальная школа. – 1998. - №6.

98. Товпнпец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998.

99. Толмазова Л.В. Удивительный мир растений. // Начальная школа.- 2004.- №6.

100. Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. – Д.: Сталкер, 1998. – 400 с.

101. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа. – 2004. - №12.

102. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития.// Экологическое образование. – 2002, №1, с.3.

103. Утков П.Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №8.

104. Ушинский К,Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.-с.36.

105. Филоиенко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. М.: Владос, 2000.

106. Халилуллина В.А. Встречи на экологической тропе. // Начальная школа. – 2006. - №10.

107. Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико – валеологическая направленность школьной образовательной среды // Начальная школа. – 2007. - №2.

108. Чередов И.М. Формы учебной работы в ср.школе.Кн.для уч-ля.-М., 1993

109. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад – школа - вуз) /Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова. – Борисоглебск: БГПИ, 1995

110. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.

111. Ян Амос Коменский. Великая дидактика, гл10,8

 


Содержание приложения

Приложение 1 – Ответы детей на вопросы анкеты на констатирующем эксперименте

Приложение 2 – Конспект занятия на тему «Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями»

Приложение 3 – Детские работы, выполненные на занятии по теме «Сочинение сказок «Цветок с другой планеты»

Приложение 4 – Фрагмент конспекта мини исследования «Мусорный вопрос»

Приложение 5 – Детские работы по проведению мини исследования «Мусорный вопрос»

Приложение 6– Конспект занятия на тему «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Приложение 7 – Детские работы, выполненные на занятии по теме «Мой спортивный уголок»

Приложение 8 – Ответы детей на вопросы анкеты на контрольном этапе эксперимента

 


Приложение 1

Ответы детей на вопросы анкеты на констатирующем эксперименте.


Приложение 2

 

Конспект занятия на тему «Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями».

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений.

Задачи:

1. Учить находить комнатное растение по описанию, познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями.

2. Развивать экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

3. Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”, карточки: «Правила ухода за комнатными растениями».

Ход занятия.



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Определение результативности экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение результативности экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)