Выводы по первой главе
На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Необходимо вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Большие возможности для включения учащихся в практическую деятельность дает внеклассная работа по курсу «Окружающий мир», под которой методисты понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время. В последнее время во внеклассной работе широко применяются инновационные методы. Как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников разработаны и отражены недостаточно.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 класса
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ №3 г. Уварово Тамбовской области. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся четвертых классов. Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «В» класса. Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу. Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей: 1 этап- подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования); 2 этап- подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по окружающему миру, используя экологический материал; 3 этап - контрольный эксперимент. Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение. Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [61] Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен) 1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку. Согласен не согласен 2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. Согласен не согласен 3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. Согласен не согласен 4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить. Согласен не согласен 5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных. Согласен не согласен 6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. Согласен не согласен 7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. Согласен не согласен 8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде. Согласен не согласен Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале: · высокий уровень; · средний уровень; · низкий уровень. Оценка результатов: 7 – 8 правильных ответов – высокий уровень; 4 – 6 правильных ответов – средний уровень; 1– 3 правильных ответов – низкий уровень. Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты. Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне. Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры. В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: · учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек; · учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек; · учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек. Результативность анкетирования определялась по формуле F / N * 100%, где F – количество верных ответов N – количество учащихся. Контрольная группа: 1/15*100% = 6,7% 3/15*100% = 20% 11/15*100% = 73,3% Экспериментальная группа: 0/15*100% = 0% 5/15*100% = 33,3% 10/15*100% = 66,7% Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры учащихся на начальном этапе представим в таблице.
Таблица 1. Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся четвертых классов, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |