Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды мотиваций труда

Воздействия методов управления на коллектив работников или отдельного работника непосредственно связано с мотивацией, т.е. с образованием в сознании коллектива или отдельного человека мотива (побудительного стимула) к действию в нужном направлении.

В поведении человека важнейшую роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности (в форме желаний, целей и т.д.) побуждают к действию. Поэтому активная роль метода управления в организации целенаправленного поведения отдельного работника или коллектива обусловлена прежде всего его ориентацией на формирование соответствующих потребностей.

Совокупность потребностей, на которую ориентирован тот или иной метод управления, определяет его мотивационную направленность. В общих чертах можно выделить три вида такой направленности: властная (влияние авторитета), моральная и материальная.

Властная мотивация основана на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности, по возрасту и т.п. В управлении властная мотивация занимает значительное место.

В трудовом коллективе взаимодействие руководитель – подчиненный осуществляется с помощью властного мотива. Права и обязанности руководителя и подчиненного устанавливают между ними такие отношения, при которых указания, распоряжение руководителя обязательно для выполнения подчиненным. Нарушение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечания, депремирование, увольнение и т.п.). Властная мотивация опирается на возможность принуждения, т.е. заставить работника действовать нужным образом . Основой моральной мотивации служат общественное мнение, массовый пример. Моральная мотивация отличается особой сложностью, тонкостью. Ее конечный эффект выделить сложно, но ее результаты значительны.

Материальная мотивация может быть общественно- и индивидуально-ориентированной. Материальная мотивация реализуется в виде материального вознаграждения за количество и качество труда или материальных санкций за несоответствие его качество и недостаточное количество.

Практика управления свидетельствует о том, что наиболее эффективно комплексное применение методов. Многоплановость методов позволяет полнее учитывать в управленческой деятельности требования объективных законов развития производства. Она содействует также повышению эффективности применения методов, так как усиливает психологическую обоснованность мотивов поведения личности в условиях производства.

Совокупность применяемых методов сознательно формируется и используется как взаимосвязанная система, каждая составная часть которой обеспечивает необходимое воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Таким образом, мотивация – это процесс стимулирования какого-либо отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ, это процесс целенаправленного формирования у людей заинтересованного отношения к труду и его результатам.

Стимулирование – создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности. Стимулирование различают экономическое (материальное) и неэкономическое, которое, в свою очередь, делятся на организационные (мотивацию целями, мотивацию обогащением работы и мотивацию участия в делах фирмы) и моральные (признание личное и публичное, похвала и критика). Следует отметить и такую форму, объединяющую предыдущие, - это продвижение в должности. Оно дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и более интересную и содержательную работу (организационный), и отражает заслуги и авторитет личности (моральный). В тоже время действие его ограничено количеством должностей и не все люди способны руководить и имеют для этого желание.

Между мотивацией труда и трудовым поведением работника существует функциональная взаимосвязь. От того, что вкладывает человек в свою трудовую деятельность, какой смысл определяет его действие, зависит и его трудовое сознание, а, следовательно, и его отношение к работе. Труд лежит в основе всех экономических явлений, и переломить кризисную ситуацию в экономике могут только люди труда - создатели материальных благ.

В реальной жизни с усилением мотивации труда связана проблема роста эффективности производства. Однако, эта проблема не получила должного развития и ее реализации. В результате отдача трудового потенциала не только не увеличилась, а напротив, она снизилась до предела, особенно на промышленных предприятиях. Неплатежи за продукцию, задолженность предприятий и фирм по срокам выплаты заработной платы, низкий уровень зарплаты все эти факты не способствуют стимулированию роста эффективности труда. Условия рыночной экономики и нынешней модификации не сформировали мотивацию высокопроизводительного труда и не обеспечили рост побудительных мотивов привлечения работников к активному, творческому труду.

В условиях кризиса экономики особенно важно понимание необходимости всемерного содействия процессу усиления трудовой мотивации. Нельзя надеяться на то, что со временем, по мере развития рыночных отношений, автоматически заработает в полную силу новый мотивационный механизм. Такой механизм необходимо формировать уже сейчас, когда завершился трудный и болезненный переход к рынку. Осознание роли человека в обществе сегодня реально присутствует лишь за рубежом, в экономически развитых странах. Отношение к работнику там основано на признании его важнейшим ресурсом общества, с мотивацией его труда связываются результаты трудовой активности, источники дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности отдельных фирм и экономики в целом.

Новая для нашей страны рыночная экономика нуждается в принципиально новом стиле работника, который обладал бы качествами, соответствующими рыночной системе. Его экономические интересы предполагают необходимость в качественном и высокопроизводительном труде ради обеспечения собственного и социального благополучия. Работник, осознавая себя собственником своей рабочей силы, знает, что вынесенная на рынок рабочая сила будет пользоваться спросом лишь при высокой работоспособности, квалификации, а, следовательно, работник будет заинтересован в своем профессионализме. Мотивация, или побуждение к труду, обеспечивает стремление работника удовлетворить свои потребности посредством труда. Формирование мотивов труда происходит как под влиянием внутренних факторов, зависящих от структуры личности (потребности, интересы, ценности) так и под воздействием внешних условий (правовая база государства, современная фискальная политика, финансово-денежная система страны, экономическая политика, организация заработной платы и т.д.), то есть все стимулы материального, социального и морально-психологического характера. Результат такого взаимодействия определяет мотивацию труда, ее силу и направленность.



2019-07-03 245 Обсуждений (0)
Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)