Основные черты бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетное устройство – это построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федерация). В современном мире большинство государств являются унитарными, например Великобритания, Франция, Италия, Китай, Япония и другие. Как правило, крупные страны являются федерациями – Российская Федерация, США, Германия, Бразилия, Индия, Пакистан. В унитарных государствах существует два уровня бюджета – государственный и местные бюджеты; в федеративных – три уровня и более: государственный бюджет, региональные и местные бюджеты (причем здесь присутствует несколько уровней местных бюджетов). Бюджетные полномочия местных бюджетов в унитарных государствах ограничены рамками, которые устанавливает центральное правительство, налоговые полномочия незначительны и также находятся под контролем центра. В федерации каждый уровень власти имеет собственные права и полномочия, органы управления являются выборными. Региональные власти имеют право устанавливать налоги и их ставки и распределять свои бюджетные средства в зависимости от выбранных приоритетов. Что же качается России, то в настоящее время у нас в стране реализуются реформы системы организации местного самоуправления и бюджетного устройства РФ, нашедшие свое отражение в Федеральных законах от 60.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и от 04.07.2003 № 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», а также законопроектов «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Теперь подробнее выясним, что представляет собой бюджетная система в России. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение бюджетной системы РФ: бюджетная система1 РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов. В основе устройства бюджетной системы РФ лежит административно-территориальное деление. Звеньями же бюджетной системы являются: федеральных бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год. Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. Структура консолидированного бюджета РФ представлена ниже. Рис. 8 Структура консолидированного бюджета РФ Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Регулируя параметры федерального бюджета, государство управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Действующая система финансовой помощи в России (да и не только у нас) направлена на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной сферах. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. В консолидированном бюджете субъекта РФ находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Консолидированный бюджет муниципального района – свод бюджета муниципального района (районного бюджета) и бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов). В РФ построение бюджетной системы базируется на следующих принципах:
Единства бюджетной системы РФ Сбалансированности бюджета
Разграничения доходов и расходов Эффективности и экономности между уровнями бюджетной системы РФ использования бюджетных средств Равенства бюджетных прав субъектов РФ, Общего (совокупного) покрытия муниципальных образований (вступило в силу расходов бюджетов с 1 января 2005 года) Самостоятельности бюджетов Гласности Достоверности бюджета Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, Адресности и целевого характера бюджетов государственных внебюджетных фондов бюджетных средств Рис. 10 Принципы бюджетной системы РФ Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе РФ, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов. Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, участия всех территорий в финансировании расходов соответствующих бюджетов через применение единых подходов к формированию доходной части бюджетов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |