Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расходы федерального бюджета В 2005 годУ



2019-07-03 308 Обсуждений (0)
Расходы федерального бюджета В 2005 годУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Расходы федерального бюджета на 2005 году предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает уровень 2004 года.

 Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета составил 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» – 17,4% ВВП), в нынешнем же году он снизится до 16,3% ВВП. В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ.

Структура и динамика расходов федерального бюджета  в 2004-2005 гг.

 

Раздел

2004 г. (закон)

2005 г. (закон)

 

Темпы роста,
%

млрд. руб. % к расходам всего млрд. руб. в % к расходам всего
Всего расходов 2 659,4 100,0 3048,0 100,0 114,6
Общегосударственные вопросы 458,7 17,3 488,6 16,0 106,5
в т.ч. без учета процентных расходов 171,1 6,4 234,5 7,7 137,5
Национальная оборона 413,7 15,6 529,1 17,4 127,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 316,3 11,9 398,4 13,1 126,0
Национальная экономика 213,5 8,0 234,0 7,7 109,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 16,6 0,6 6,8 0,2 41,0
Охрана окружающей среды 5,0 0,2 4,6 0,2 92,0
Образование 156,4 5,9 154,5 5,1 98,8
Культура, кинематография, СМИ 32,8 1,2 38,5 1,3 117,4
Здравоохранение и спорт 75,5 2,8 82,5 2,7 109.3
Социальная политика 154,1 5,8 172,0 5,6 111,6
Межбюджетные трансферты 816,7 30,7 938,9 30,8 114.9
 в т.ч. бюджетам других уровней 317,2 11,9 367,7 12,1 115,9

справочно:

Оплата труда и начисления 506,8 19,1 596,1 19,6 117,6
 Капитальные вложения в основные фонды 172,9 6,5 219,7 7,2 127,1

Из данной таблицы видно, что наибольшее увеличение расходов федерального бюджета в 2005 году будет произведено в разделах «Национальная оборона» и в разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Кроме того, с учетом прогнозируемого уровня инфляции (кстати, исходя из первой статьи Федерального закона № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год», он прогнозируется в размере 7,5 – 8,5%*), общий объем расходов федерального бюджета в 2005 году в реальном выражении на 6,1 превысит объем расходов, утвержденный федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год». При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание государственного долга (с 10,8% в 2004 году до 8,3% в 2005 году), позволило опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые возрастут по сравнению с плановым уровнем 2004 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении (см. рисунок).

Таким образом, проводимая в последние годы и продолжаемая в нынешнем 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны, создает благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

Кроме того, существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности (об этом уже говорилось выше).

 Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%.

Несколько снизится доля расходов самой отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении задач общенационального характера.

Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений (подробнее об этом будет сказано в конце главы). В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Необходимо заметить, что принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели.

Кроме того, новаторской чертой бюджета 2005 года является возможность его представления в разрезе национальных стратегических приоритетов. Впервые помимо традиционных разделов функциональной и ведомственной классификации расходы федерального бюджета были сгруппированы по приоритетным направлениям государственной политики.

 Такое представление расходов позволяет увидеть, сколько вложено в достижение тех или иных конкретных стратегических целей бюджетной политики.

Темпы роста расходов федерального бюджета по национальным идеям (см. рисунок ниже) свидетельствуют об увеличении расходов по всем приоритетным направлениям.

Темпы роста расходов федерального бюджета на 2005 год  по национальным целям, % к уровню 2004 года

При этом в наибольшей степени возрастут расходы на повышение эффективности государства и укрепление национальной безопасности – соответственно на 27,5% и 27,4 % . На 22% возрастут расходы на поддержание высоких темпов экономического роста, на 12,3% - расходы на повышение уровня и качества жизни, и на 4% - расходы на создание потенциала для будущего развития. В результате увеличения расходов планируется улучшить показатели, характеризующие прогресс страны в достижении поставленных целей.

Теперь мне хотелось бы сказать о параметрах, которые влияют на бюджетные расходы.

Основными факторами, влияющими на определение ключевых параметров бюджетных расходов в 2005 году, являются:

 необходимость безусловного исполнения социальных обязательств государства, и, в первую очередь, покрытия за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Пенсионного фонда;

проведение фундаментальных структурных преобразований в секторе государственного управления, в том числе разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и реформа системы федеральных органов исполнительной власти;

- уменьшение доли государственных расходов в ВВП.

Сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему, снижает искажающее воздействие государства на экономику, позволяя институтам рыночной экономики работать более эффективно. Таким образом, базовым принципом бюджетной политики становится достижение оптимального уровня государственных расходов при повышении их эффективности. Кроме того, одним из основных преимуществ новой структуры классификации расходов, о которой говорилось выше, является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти. Это и продемонстрировано в следующей таблице.

Распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям  и сферам деятельности органов государственной власти в 2005 г, млрд. руб.

Раздел

Руководство и управление в сфере установленных функций

Прикладные научные исслед-ния

Федеральные целевые программы

Увеличение стоимости основных фондов
Всего 184,7

125,9

251,9

219,7

в том числе:  

 

 

 

Общегосударственные вопросы 120,3

5,6

10,8

32,6

Национальная оборона 3,9

81,1

37,9

44,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 44,5

3,2

6,5

51,1

Национальная экономика 13,1

32,2

103,8

58,8

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,1

0,1

2,7

2,2

Охрана окружающей среды 1,0

0,2

0,2

0,2

Образование 0,4

2,2

6,3

10,3

Культура, кинематография, СМИ 0,4

0,2

6,1

6,6

Здравоохранение и спорт 1,0

1,0

3,7

13,2

Социальная политика -

0,1

11,1

0,4

Межбюджетные трансферты -

-

62,8

63,9

             

При формировании бюджетных проектировок на 2005 год было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

Применение и развитие такого подхода позволяет повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и вновь принимаемых бюджетных программ.

|| На мой взгляд, важно отметить, что в законопроекте о федеральном бюджете на 2005 год реализован ряд мер по расширению применения и повышению качества программно-целевого планирования бюджетных расходов. ||

Кроме того, всеми субъектами бюджетного планирования были разработаны доклады о результатах и основных направлениях деятельности на 2005 год и на период до 2007 года, в которых были сформулированы цели и задачи деятельности соответствующих органов исполнительной власти, представлены количественные показатели, характеризующие достигнутые и планируемые результаты, проведено распределение ассигнований между целями, задачами и программами, в том числе – выделяемыми в аналитических целях ведомственными целевыми программами.

Указанные материалы были рассмотрены правительственной Комиссией по повышению результативности бюджетных расходов, одобрены в составе Сводного доклада о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования Правительством РФ и использованы при обосновании бюджетных расходов по соответствующим позициям функциональной и ведомственной классификации.

Одновременно была проведена реструктуризация и федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Основные показатели финансирования федеральных целевых программ, млрд.руб.

 

 

2004 г. (исполнено)

2005 г. (закон)

Темпы, %

млрд. руб. % к расходам всего млрд. руб. % к расходам всего
ФЦП, всего 174,3 100,0 251,9 100,0 144,5
в том числе          
капитальные вложения 38,7 22,2 128,3 50,9 331,5
НИОКР 19,5 11,2 24,1 9,6 123,6
прочие 116,1 66,6 99,5 39,5 85,7

К финансированию в 2005 году предлагается 54 федеральные целевые программы, включающие 84 подпрограммы. Планируется утвердить 9 новых программ и подпрограмм, завершив в 2004 году реализацию 13 программ и подпрограмм и прекратив реализацию 10 программ отраслевого характера, не финансировавшихся в последние годы. При подготовке этих предложений учитывалось достижение намеченных на 2005 год целей программы, наличие количественных параметров, характеризующих цели, ожидаемые результаты и эффективность реализации программы, обеспечение возможностей их финансирования с учетом приоритетов государственной политики и значимости объектов.

Таким образом, рассмотрев основные виды расходов федерального бюджета в 2005 году, можно сделать некоторые выводы (мы будем анализировать по разделам функциональной классификации). Итак, по разделам функциональной классификации наиболее значимыми по величине расходами являются следующие направления:

межбюджетные трансферты (раздел 11), объем которых составит в 2005 году 31,3 % бюджетных расходов (или 34% непроцентных расходов). Финансирование по данному разделу имеет преимущественно социальную направленность, его подразделы обеспечивают:

— выравнивание бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации (подраздел 01 " Финансовая помощь бюджетам других уровней")

— трансферты социальным внебюджетным фондам (подраздел 04 "Трансферты внебюджетным фондам", а также субвенции и субсидии фонда компенсаций (подраздел 02 "Фонд компенсаций").

Кроме того, межбюджетные трансферты стимулируют социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, улучшая обеспеченность регионов инженерной и социальной инфраструктурой (подраздел 03 "Фонд регионального развития").

поддержание обороноспособности и обеспечение национальной безопасности и правопорядка. Для этой цели в 2005 году предусмотрено использовать средства разделов 02 "Национальная оборона" и 03 "Национальная безопасность", составляющие 30,5% общего объема расходов (или 33,2% непроцентных расходов);

деятельность государства в сфере экономики (раздел 04 "Национальная экономика"). На поддержание и развитие экономической инфраструктуры и потенциала ее развития в 2005 году выделено 7,9% расходов федерального бюджета (или 8,6% непроцентных расходов);

реализация социальной политики (раздел 10). Для этой цели в 2005 году предусмотрено использовать 5,5% расходов (6% непроцентных расходов);

образование (раздел 07). Его финансирование составит 5,1% расходов бюджета (5,5% непроцентных расходов);

обеспечение функционирования законодательной власти, судебной системы, высших федеральных органов исполнительной власти, финансовых, налоговых и таможенных органов, а также проведение выборов и референдумов (раздел 01 - общегосударственные вопросы). Расходы на это составляют 4,2% расходов федерального бюджета (4,6% непроцентных расходов);

На здравоохранение и спорт предусмотрено израсходовать 2,8% средств (3,1% непроцентных расходов).

Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета по темпам роста выделяемых ресурсов (см. рисунок ниже) являются национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, доля расходов на которые возрастет с 27,5 до 30,5%.

Доля расходов социальной направленности (межбюджетных трансфертов и социальной политики) в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 36,5 до 36,8%. Но, несмотря на это, доля расходов на сами отрасли социальной сферы снизится.

В 2005 заложены цифры, анализируя которые, можно сказать, что в нынешнем году продолжится сокращение доли расходов на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений.

Изменение объема и доли расходов капитального характера

 (включая межбюджетные трансферты)

Структура расходов капитального характера по разделам федерального бюджета представлена на следующем рисунке.

Распределение расходов на федеральные целевые программы в бюджете 2005 года свидетельствует об их направленности в первую очередь на нужды национальной экономики (42%), регионального развития (25%) и национальной обороны (15%). Это, на мой взгляд, и является определяющим моментом всех расходов Федерального бюджета на 2005 год.

Важно отметить, что одной из главных задачей бюджетной политики в области расходов в 2005 году, является повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, обеспечение их целевой направленности в соответствии с установленными на 2005 год приоритетами социально-экономической политики.

Но не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Я считаю, что одной из главных ошибок законопроекта «О федеральном бюджете на 2005 год» в области государственных расходов является сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (оно составит 41%). Кроме этого, совершенно необоснованно снижены расходы на образование на 2 миллиарда рублей!

По-видимому, это связано с тем, что федеральные власти стремятся всеми способами увеличить профицит бюджета, сокращая при этом важнейшие статьи расходов федерального бюджета.

Что же касается нашей области, то в 2005 году Нижегородской области будет выделено из федерального бюджета дотация на поддержку мер для осуществления сбалансированности бюджета. Но, к сожалению, большинство этих средств (35% по состоянию на 1 марта 2005 года) так и не были получены из федерального бюджета.

Что же касается бюджета самого Нижнего Новгорода, то ни о какой сбалансированности говорить пока не приходится, т.к. дефицит бюджета в 2005 году планируется в размере 557,43 миллиона рублей (к примеру, дефицит бюджета в 2004 году составил 278,71 миллиона рублей*).

Таким образом, можно сделать вывод, что сокращение некоторых статей расходов федерального бюджета на 2005 год, приводит не к экономическому росту, а недофинансированию бюджетов субъектов РФ (что и было показано на примере Нижегородской области).

* Подробнее о дефиците бюджета Нижнего Новгорода см. в пункте 3.3 «Проблема дефицита бюджета Нижнего Новгорода в 2005 году»



2019-07-03 308 Обсуждений (0)
Расходы федерального бюджета В 2005 годУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расходы федерального бюджета В 2005 годУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)