Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности



2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь руководителю компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.

Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.

Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи.

Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибылях и убытках (форма №2) предприятия.

Отчет о движении денежных средств (форма №3) также может быть проанализирован с помощью методов горизонтального анализа. Технология проведения анализа принципиально не изменяется по сравнению с предыдущим подходом.

Однако, сам формат отчета следует видоизменить, сгруппировав поступления и выплаты денежных средств и представив все числовые данные в виде положительных чисел. Дело в том, что горизонтальный анализ отрицательных числовых данных не нагляден и может вызывать затруднения в интерпретации. Необходимо также отметить, что для целей горизонтального анализа отчета о движении денежных средств более нагляден отчет, составленный на основе прямого метода.

Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе бухгалтерского баланса (Фома №1)) и выручку (при анализе отчета о прибылях и убытках) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.

Как следует из приведенного выше описания, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия является эффективным средством для исследования состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, сделанные на основе этого анализа носят конструктивный характер и могут существенно улучшить состояние предприятия, если удастся их воплотить в жизнь.

В то же время возможности данного вида анализа ограничены при условии сильной инфляции, что характерно для стран СНГ в настоящее время. В самом деле, инфляция сильно искажает результаты сопоставления значений статей баланса в процессе горизонтального анализа, так как оценка различных групп активов испытывает различное влияние инфляции. При условии высокой оборачиваемости оборотных средств оценка их основных составляющих (дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов) успевает учесть изменение индекса цен на материальные ресурсы, как входящие в предприятие, так и выходящие из него в виде готовой продукции. В то же время, оценка основных средств компании, сделанная на основе принципа исторической стоимости, не успевает учесть инфляционное увеличение их реальной стоимости. Для устранения этого недостатка государство вводит так называемую индексацию основных средств, позволяющую с помощью определенных повышающих коэффициентов увеличить балансовую стоимость основных средств. Однако в реальной практике эти повышающие коэффициенты не в состоянии учесть реальных уровней инфляции. Это приводит к значительной диспропорции в структуре активов предприятия, и, следовательно, также искажает результаты вертикального анализа.

Существуют, по крайней мере, три подхода к устранению влияния инфляции на результаты горизонтального и вертикального анализа:

1. пересчет балансовых данных с учетом различных индексов изменения цен для различных видов ресурсов,

2. пересчет балансовых данных с учетом единого индекса инфляции для различных видов ресурсов,

3. пересчет всех статей баланса для каждого момента времени в твердую валюту по биржевому курсу на дату составления баланса.

С точки зрения каждого из подходов один из балансов принимается в качестве базового (например, самый ранний или самый поздний по времени составления бухгалтерский баланс). Затем данные всех остальных балансов пересчитываются с учетом допущения, сделанного в рамках перечисленных подходов. И только после такого пересчета происходит сопоставление статей балансов по горизонтали или по вертикали.

К сожалению, ни один из этих подходов не может устранить влияние инфляции в реальной практике. Первый из подходов представляется наиболее точным. Однако, при его использовании требуются значения индексов инфляции для каждого отдельного вида ресурса (оргтехника, офисная мебель, технологическое оборудование и т.п.). Таких значений, к сожалению, получить из официальных источников в реальных условиях невозможно. А специально заниматься поиском исходных данных для оценки этих индексов для предприятия, как правило, очень дорого.

В рамках второго подхода используется единый индекс инфляции, и он, очевидно, не отражает изменение реальной стоимости различных активов. Формально пересчет стоимости активов может быть произведен, и полученные таким образом данные являются более сопоставимыми для целей горизонтального и вертикального анализа по сравнению с исходными данными. Однако реального соотношения стоимости активов такой подход гарантировать не может.

Наконец, пересчет балансовых данных в твердую валюту с помощью обменного курса на дату составления баланса также не гарантирует реального соотношения стоимостей различных активов. Дело в том, что обменный курс отражает соотношение стоимостей в различных валютах только для монетарных активов (по существу, только денежных средств и рыночных ценных бумаг). Разумеется, балансовая стоимость основных средств, пересчитанная по обменному курсу и сопоставленная на начало и конец года, не будет отражать реальной рыночной стоимости этих активов. Следует учесть также и тот факт, что твердая валюта внутри страны с сильным уровнем инфляции также подвержена инфляции, т.е., например, долларовая стоимости актива может меняться с течением времени существенно, несмотря на то, что в США уровень инфляции не превышает двух процентов.

Заключительный вывод таков: в процессе проведения горизонтального и вертикального анализа следует использовать национальную валюту страны и не пересчитывать статьи баланса в связи с изменением уровня цен. В то же время одновременно с представлением результатов анализа следует указывать темп инфляции за период, на границах которого составляется баланс предприятия. Если годовой темп инфляции не превышает 6 – 8 процентов, то результаты горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности можно считать полезными и делать на их основе соответствующие выводы.

Анализ коэффициентов

 

Наиболее распространенным приемом финансового анализа в условиях рыночной экономики является использование различных финансовых коэффициентов.

Коэффициенты являются относительными величинами, при исчислении которых одну из величин принимают за единицу, а другую выражают как отношение к единице. Расчет финансовых коэффициентов основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями баланса. Они являются исходной базой для последующего факторного анализа финансового положения предприятия и выражают математические взаимоотношения между двумя величинами, анализ которых позволяет исследователю выявить скрытые явления. От правильности истолкования их зависит полезность анализа соответствующих коэффициентов для принятия решений. Это самый трудный аспект анализа отношений, так как он требует знания внутренних и внешних факторов их формирования, например, общеэкономических условий в отрасли, политики руководства предприятия и др. Интерпретировать отношения надо с большой осторожностью, так как одни и те же факторы могут влиять и на числитель, и на знаменатель. Фактический уровень отношений сравнивается с прошлым, с теоретически обоснованным, с отраслевым. Интерпретация отношений должна быть ориентирована на перспективу.

Не следует, и переоценивать роль анализа отношений, так как они не имеют универсального значения и не могут являться своего рода индикатором для диагностики. Более углубленный анализ не всегда подтверждает выводы, сделанные на основании отношений, так как на их уровень влияет специфика отдельных предприятий, усредненность отраслевых данных, неоптимальность фактически достигнутого уровня в предшествующие годы или его оптимальность для условий тех лет, но не соответствует требованиям современных и будущих условий.

Механическое перенесение зарубежного опыта проведения финансового анализа на основе относительных показателей во многих случаях оказывается малоэффективным, поскольку при этом не принимается во внимание специфика наших предприятий. В результате рекомендации о допустимых значениях того или иного показателя часто «не срабатывают». Тем не менее, изучение относительных показателей при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо, так как оно позволяет понять происходящие процессы и более правильно оценить их не только для текущего момента, но и на перспективу.

Относительные показатели финансового положения предприятия подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового положения составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения за отчетный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым положением предприятия по балансу.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового положения или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового положения периодам; среднеотраслевые значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчетности на наиболее удачливого конкурента, оптимальные значения относительных показателей.

Для точной и полной характеристики финансового положения предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового положения предприятия. Наиболее распространенными и изучаемыми являются показатели ликвидности, финансовой устойчивости, доходности и деловой активности.

Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы соотносительно с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. При этом методе оценку происходящему дают через сходные понятия и явления. Он позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выводы. Необходимым условием применения этого метода является соблюдение сопоставимости показателей. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек за 3—5 и более лет (а в условиях инфляции и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Соблюдение сопоставимости требует пересчета оборотов в одинаковые (единые) цены, пересчета ряда издержек производства с применением индекса цен, тарифов, ставок, а также сравнимости календарных периодов, однородности показателей по экономическому содержанию, единой методики их исчисления и учета ряда других факторов: социальных, этнографических, природных.

Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Наряду с вышеназванными методами при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используются традиционные приемы экономического анализа, экономической и математической статистики, экономико-математические методы.

Следует отметить, что в настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, так как (впрочем, это было всегда) наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук. В финансовом анализе применяются различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. Умелое их использование позволяет проанализировать финансовое положение предприятия и разработать предложения по укреплению его финансовой устойчивости.

В последнее время в периодической печати, а также отдельными изданиями был опубликован целый ряд методических рекомендаций по проведению финансового анализа. Авторы этих работ предлагают различные методики финансового анализа. В основе большинства из этих методик, что является важнейшей особенностью их, лежит анализ целой системы новых показателей, которые в нашей отечественной практике не использовались. Наши научные и практические работники активно осваивают зарубежный опыт финансового анализа и управления хозяйствующими субъектами. Определенный интерес вызывают у них предложения авторов опубликованных методических разработок в отношении последовательности проведения анализа финансового положения предприятия.

Существует оригинальная методика анализа финансового положения предприятия. Она включает в себя следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса; анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу — нетто, а также анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости, по их мнению, составляют тот основной исходный пункт, из которого должны развиваться остальные блоки анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса, исходя из анализа устойчивости, должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем.




2019-07-03 191 Обсуждений (0)
Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)