И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Курс лекций)
Ставрополь, 201__
ПРЕДИСЛОВИЕ Каждый час в России погибает один человек, двое становятся инвалидами. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (в расчете на тысячу работающих) в нашей стране в8 раз выше, чем в Великобритании и в 7 раз, чем в Японии. Россия занимает первое место по травматизму среди развитых стран, а профессиональная патология в России самая высокая в мире. Для многих стран мира стало типичным аварийное загрязнение среды обитания токсичными химическими веществами. По некоторым оценкам стихийные явления приводят к гибели до 250 тысяч человек и подвергают опасности жизнь около 25 миллионов человек в год. Приведенные данные отображают нарастающее негативное воздействие на человека и природную среду опасных и вредных факторов, свидетельствуют об огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия со средой обитания и вопросы защиты от негативных факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях. Основная задача пособия - в рамках изучения дисциплины обеспечить обучающихся студентов университета знаниями, необходимыми для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности человека, идентификации негативных воздействий среды обитания, разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов и объектов экономики и промышленности с требованиями по безопасности; обеспечение устойчивости функционирования объектов в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятие решений о защите персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также принятие мер по ликвидации их последствий. В результате изучения дисциплины специалист должен знать основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания», правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, эффективно применять средства защиты от негативных воздействий, планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях. РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ План 1. Безопасность жизнедеятельности – как учебная дисциплина. 2. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. 3. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности. 1. Безопасность жизнедеятельности – как учебная дисциплина Деятельность человека является предметом научной дисциплины Безопасность жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности (БЖ) - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек (природа), защита. Любая деятельность потенциально опасна. Из этого положения следует вывод, что всегда существует некоторый риск и что риск не может быть равен нулю. Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Предметом науки БЖ является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом. Цель науки БЖ – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению. Специфической особенностью науки БЖ является то, что ее феномен нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Ясно, что здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук. Естественно-научная ориентация науки БЖ выражается в том, что она, оформляясь в качестве самостоятельной области знаний, методологически опирается на уже сложившиеся стандарты в классическом естествознании - в биологии, физике, химии, медицине и т.д. Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, охватывая такие науки, как история, политология, философия, психология, социология, экономика и др. Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений - от техники безопасности при производственных процессах до информатики и кибернетики. В методологическом плане наука БЖ по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальной в том смысле, что исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается никакой другой ныне существующей наукой: никакие отдельные науки и научные направления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки о безопасности жизнедеятельности проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований разрабатываются такие практически ориентированные решения, которые на базе отдельных наук в государственном плане и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих мероприятий, методов и процедур. БЖ - интегративная дисциплина, ее исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций. Теоретическая и методологическая основы науки о безопасности жизнедеятельности формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин и изучающей феномены, закономерности и механизмы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества. К основным задачам дисциплины БЖ следует отнести: 1. Изучение и эффективное применение на практике законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц в части их реализации. 2. Исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности как в условиях возможной чрезвычайной ситуации, так и в повседневной деятельности. 3. Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны на объектах экономики и защиты населения в условиях мирного и военного времени. 4. Защита человека в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях. 5. Освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим. 6. Придание профессиональной направленности и повышение уровня обученности основам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. Дисциплина БЖ состоит из четырех разделов: 1) общие вопросы БЖ; 2) БЖ в условиях производства(охрана труда); 3) природные аспекты БЖ (защита окружающей среды); 4) БЖ в условиях чрезвычайных ситуаций. Объектом изучения БЖ как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную (рис 1).
Рис. 1. Элементы среды обитания человека
Основным элементом состоящих из действующих как субъектов, так и машин, ПрТ– продуктов труда, как целевых, так и побочных, в виде образующихся вредных и опасных примесей к воздушной среде и т.п.,ПО – производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду; отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.). Природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов; стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и других природных источников; природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и в производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и других. Общую культуру субъектов составляют такие элементы, как нравственная культура (НК), общеобразовательная (ОК), правовая (ПК), культура общения (КО). Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖ. Поэтому, изучая среду обитания, БЖ обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе нетрадиционно реализовывать конечную цель БЖ. Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и других. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами. Свои предметы изучения имеет и БЖ. К ним можно отнести физиологические и психофизиологические возможности человека с точки зрения БЖ, формирование безопасных условий и их оптимизации и т.д. Таким образом, безопасность жизнедеятельности – совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера. В условиях подготовки специалистов различных областей знание всего комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности является несомненно актуальной и одной из важнейших задач современности. Вся деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций должна быть направлена на решение этой задачи. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Негативные воздействия в системе «человек-среда обитания» принято называть опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления. Например, мы до определенного момента не ощущаем увеличения концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % СО2. В помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. Но организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму, человеческим жертвам и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные. К вредным относятся такие, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. Опасные факторы приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно. Вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. Определенная часть опасных и вредных факторов (преимущественно в производственной и в некоторых других средах обитания) имеет обычно внешне определенные, пространственные области проявления. Они называются опасными зонами и характеризуются увеличением риска несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией. В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в весьма опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают таких пределов, когда индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Подобные ситуации называют экстремальными. Потенциальная опасность – возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Под риском понимается отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск – это риск для группы людей. Он выражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Речь идет о таком риске, когда защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности. Введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека и его безопасность. Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |