Современные организационные структуры управления: горизонтальные, сетевые и виртуальные
Перенесение рыночных отношений на внутрифирменные связи вызвало появление новых типов структур – горизонтальных, сетевых и виртуальных. В последнее время много внимания уделяется так называемым «горизонтальным корпорациям», анализу опыта создания компаний такого типа, исследованию путей перехода к ним. Предполагается, что горизонтальная корпорация займет ведущее место среди организаций будущего. Горизонтальная компания – это компания, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными параметрами эффективности, чем те, которыми обладает традиционное вертикальное управление (субординационные связи). Главная особенность горизонтальной компании заключается в постепенном сокращении числа задач, обусловленных внутренними факторами, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов заказчика. Такое предприятие образуется скорее вокруг процессов, чем задач, и содержит немного уровней иерархии. Концепция горизонтальной компании в наибольшей степени затрагивает деятельность менеджеров среднего звена, обычно координирующих работу отделов и служб. По мере сокращения средних управленческих уровней менеджеры должны выполнять больший объем работ меньшими силами. В рамках горизонтальной компании изменяются и профессиональные качества менеджеров. От них в большей степени требуется инициативность, чем исполнительность, а также обязательность и убеждение, что они работают для клиента, а не для начальника и от них напрямую зависят результаты работы компании. К основным преимуществам организационных структур горизонтального типа относятся: мобилизация всех ресурсов компании, сокращение нерациональных затрат, возросшая гибкость компании. Организационной формой, наиболее адекватной новой экономике, информационной и глобальной одновременно, стали сетевые структуры. Специалисты в области менеджмента связывают будущее компаний именно с сетевыми структурами, которые используют абсолютно новые принципы менеджмента. Сетевая структура - это структура, где установлены устойчивые отношения координации и взаимодействия между самоуправляемыми фирмами. Использование сетевых структур становится ведущим направлением в менеджменте. Это обусловлено следующим: - постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям; - постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности компаний; - повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления); - расширением пространства компании (если она хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов); - низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности; - стремлением к автономным формам труда; - наличием межорганизационных систем информации и коммуникации. Следует отметить, что в торговле сетевой принцип начал внедряться в первой половине ХХ в. В настоящее время торговые сети занимают ведущее положение в торговом бизнесе. На их долю приходится 60-90 % объема розничного товарооборота развитых стран. Новое поколение представлено такими сетевыми гигантами, как «Target», «Woolco», «Wal-Mart». Розничные торговые сети формируются на основе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов. Типичными представителями розничных торговых сетей у нас в стране являются: «М-Видео» (электроника), «Старик Хоттабыч» (стройматериалы), «Седьмой континент» (продукты питания) [30, с. 97]. Преимуществами сетевых структур являются их адаптивность к изменяющимся условиям, концентрация компании на уникальных процессах, рационализация издержек, привлечение к совместной деятельности лучших исполнителей. В качестве недостатков сетевой структуры управления можно назвать чрезмерную зависимость от кадрового состава, от рынка, ресурсов, отсутствие материальной и социальной поддержки участников сети, корпоративной культуры. Сетевую компанию можно отнести к виртуальной, если в ходе замены старой структуры меняются ее физические и правовые характеристики. Виртуальные структуры отличаются использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, объединением компетенций партнеров, открытостью и гибкостью; они являются уникальными структурами, как в техническом решении, так и в архитектуре сети, которая может позволить наилучшим образом достичь целей в новых условиях. Единственным, уже сейчас очевидным недостатком виртуализации, является стирание границ между компаниями, странами, культурами, и при неконтролируемом развитии данный процесс может привести к созданию стандартизированного и унифицированного общества. Примером успешной деятельности предприятия с новой организационной структурой управления в России является компания «Милликом». Компания на глобальном уровне является виртуальной. Каждый из высших руководителей компании находится в своей стране. «Милликом» работает в России с 1992 года. У главы представительства в России есть небольшой штат, а руководитель, отвечающий за регион бывшего СССР, находится в Люксембурге и имеет четырех заместителей. Аппарат компании «Милликом» в 5-6 раз меньше аппарата обычной компании с подобным профилем деятельности, и во столько же раз эффективнее. Опыт компании свидетельствует о перспективности новых видов управленческих структур и о широком спектре их применения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |