Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельное практическое задание по теме «Психодиагностика в спорте»



2019-07-03 411 Обсуждений (0)
Самостоятельное практическое задание по теме «Психодиагностика в спорте» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Приобретение навыков целостного психодиагностического эксперимента и анализа полученных психологических феноменов, а так же составление практических психолого-педагогических рекомендаций.

Студенты составляют социо-психограмму избранного вида спортивной специализации. Задание включает первичную психодиагостику репрезентативной выборки представителей спортивной специализации; статистическую обработку; интерпретацию и презентацию результатов проведенного исследования; формулирование психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации спортивно- тренировочного и учебно-воспитательного процессов.

 

Рекомендуемая литература:

· Баранов А.А., Фефилов А.В. Дифференциальная психология личности. Ижевск, Издател. Дом УдГУ, 2002.

· Фефилов А.В. Введение в профессиональную консультацию и диагностику: основные парадигмы и методы. (Учебно-методическое пособие для студентов). Ижевск: «Издател. Дом Удмуртский Университет», 2009.

· Лабораторные занятия по дифференциальной психофизиологии: Метод. рекоменд. для студентов /Составитель А.А.Баранов. Ижевск, 1991.

· Лабораторные занятия по возрастной психологии и психологии физического воспитания и спорта: Метод. указания для студентов-заочников Сыктывкарского филиала УдГУ / Состав. А.А.Баранов. Ижевск, 1994.

· Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие / Под ред. В.А.Марищука, В.А.Плахтиенко. М., 1990.

Еще одной формой самостоятельной работы, перспективной для развития различных компетенций учащихся, может быть разработка и модификация определенных компьютерных программ и их приложений, например, выполнение электронной презентации на указанные или выбранные самостоятельно темы, использование средств расчета и формул в электронных таблицах, самостоятельный подсчет статистики с помощью различных компьютерных программ и технологий (Microsoft Power Point, Excel, SPSS, Word, др.).

В ходе обучения и самостоятельной работы студент также приобретает знания, умения и навыки в области программных продуктов, связанных с созданием и поддержанием работы сайтов, личных кабинетов, сбором и обработкой результатов, вычислением статистики (Excel, SPSS, др.), обеспечением Интернет-рекламы, высокоскоростной, надежной и защищенной работы в Интернете (включая особенности работы с различными Интернет-провайдерами), и общей информационной защиты компьютеров, планшетов и смартфонов, каналов выхода в Интернет. Другие конкретные названия программ и приложений, электронных ресурсов, некоторых методик и изданий будут приведены чуть ниже.

За использование вышеперечисленных технологий и методов студентам начисляются определенные баллы, так же как и за более привычные формы самостоятельной и коллективной работы. Если студент активно работал на протяжении всего семестра, имел высокие оценки за БРС, то его самостоятельная работа может стать основой для выставления оценки на экзамене или зачете.

При подготовке к практическим занятиям следует чаще использовать дополнительную литературу, материалы лекций и вопросы для самостоятельной работы.

-

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

Структура реферата должна включать:

1. титульный лист

2. содержание

3. введение

4. основную часть

5. выводы

6. список использованной литературы

 На титульном листе указывается учебное заведение, тема реферата, фамилия студента, группа, курс обучающегося, специальность, по какому предмету выполняется реферат, кафедра, должность, научная степень, фамилия, отчество преподавателя. В содержании перечисляются основные части работы с указанием страниц. Во введении обозначается актуальность темы, раскрывается научная проблема, цель работы. Основная часть направлена на раскрытие темы реферата. Желательно отразить несколько подходов к разработке данной проблемы. Выводы включают обобщение данных разных исследований и обозначение собственной позиции. Список литературы оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями.

Требования к оформлению реферата:

1. Реферат должен включать информацию на заданную тему из нескольких источников (минимум три)

2. Необходимо делать ссылки на использованный источник в конце абзаца, например, [1] – номер издания в библиографическом списке или указывается фамилия автора и год публикации – Малых С.Б. (2006)

3. Шрифт 14, интервал 1,5, поля 2 см. (допускается оформление реферата в рукописном варианте)

Темы рефератов

1. Динамика мыслительных процессов при различных физических нагрузках

2. Особенности восприятия времени в зависимости от интенсивности и объема физических нагрузок

3. Динамика психических процессов в различных возрастных группах в зависимости от физических нагрузок

4. Особенности влияния оценочных высказываний учителя физической культуры на учеников с различными свойствами личности

5. особенности самооценки развития физических качеств в зависимости от пола и возраста школьников

6. Предпочтения школьников различных форм проведения уроков физической культуры (занятия в зале, на улице, игровые, гимнастические и пр.) в зависимости от свойств темперамента

7. Проявление волевых качеств на уроках физической культуры школьниками с различными индивидуально-психологическими особенностями

8. Связь индивидуально-психологических особенностей с выбором спортивной специализации

9. Особенности переживания побед и поражений спортсменами в зависимотси от свойств личности

10. Самооценка готовности и уровень выступления на соревнованиях в зависимости от спортивного разряда

11. Приемы понижения чрезмерного технического напряжения спортсменами разных видов спорта, квалификации и опыта

12. Влияние стимулирующих действий тренера на спортсменов в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей

13. Психологические особенности спортсменов высокой квалификации различных видов спортивной деятельности

14. Учет психологических особенностей начинающих спортсменов при определении функциональных ролей в игровых видах спорта

15. Основы психологической подготовки спортсменов в различных видах единоборств

16. Особенности проявления эмоциональной неустойчивости у тревожных спортсменов в различных видах спортивной деятельности

17. Динамика успешности выступления в зависимости от стрессоустойчивости спортсмена

18. Индивидуально-психологические особенности формальных и неформальных лидеров в различных видах спорта (с учетом пола, возраста, уровня мастерства)

19. Пути и механизмы психологической совместимости в команде и успешность выступления

20. Особенности общения тренера с лидерами и «отверженными» в команде в зависимости от значимости от соревнований

21. Особенности стиля руководства тренера на неформальные социально-психологические отношения в команде

- Примерные тестовые задания для текущего контроля………………………….

-

 тестовые задания (по Барышеву Т.Д.)

Инструкция: Прочитайте текст задания и выберите один из предлагаемых ответов. Свой выбор обозначьте в бланке.

Образец бланка:

Вариант 1.

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20

Вариант 2.

21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40

Вариант 1.

1. Психология спорта - это …

А - независимая наука, изучающая особенности спортивной деятельности,

Б - область психологии, разрабатывающая вопросы спортивной деятельности и физической культуры,

В - наука, оптимизирующая спортивную деятельность.

2. Психология спорта стала развиваться в нашей стране:

А - с середины 19-го века,

Б - с 20-х гг. 20-го века,

В - с 50-х гг. 20-го века.

3. Психология спорта взаимосвязана с таким комплексом наук, как:

А - педагогика, теория управления, кибернетика,

Б - социальная психология, дидактика, история,

В - биофизика, спортивная медицина, культурология.

4. Первоначально психологическая подготовка спортсменов рассматривалась как:

А - развитие двигательных навыков,

Б - развитие волевых качеств,

В - развитие личности спортсмена.

5. Современное состояние психологии спорта характеризуется:

А - разработкой психологических технологий подготовки спортсменов,

Б - интенсивным развитием исследований личности спортсмена,

В - накоплением эмпирического материала об особенностях развития двигательных навыков.

6. Физическая культура - понятие более широкое, чем:

А - психология спорта,

Б - физическое воспитание,

В - культурология.

7. Уроки физической культуры в школах России появились:

А - в 10-е гг. 20-го века,

Б - в 20-е гг. 20-го века,

В - в 30-е гг. 20-го века.

8. В разных возрастных группах людей мотивы занятия физкультурой:

А - различны,

Б - сходны,

В - одинаковы.

9. Обязательным условием успешности и пользы от занятий физкультурой является:

А - нагрузка,

Б - здоровье,

В - комфортность.

10. Показатели, по которым можно определить оптимальность нагрузок на занятиях физкультурой:

А - гигиенические нормы двигательной активности,

Б - культурные нормативы и требования,

В - физиологические и психологические показатели.

11. К причинам, по которым женщины меньше занимаются физкультурой, относятся:

А - бытовые проблемы,

Б - низкая потребность в двигательной активности,

В - стрессовые состояния.

12. К сильным мотивациям, характерным для женщин и проявляющимся в занятиях аэробикой, шейпингом, относятся:

А - желание быть красивой и иметь хорошее здоровье,

Б - желание достичь результатов и победить конкуренток,

В - желание участвовать в красивом шоу и выступать перед публикой.

13. Кого предпочитают видеть школьники в роли учителя физической культуры:

А - девочки младших классов - женщин,

Б - мальчики и девочки старших классов - мужчин,

В - мальчики старших классов - женщин.

14. Психология восстановительной физкультуры занимается проблемами:

А - восстановления физкультурных традиций,

Б - восстановления связей со спортивными организациями,

В - восстановления временно утраченных функций психики.

15. Физические данные человека в настоящее время:

А - ухудшаются,

Б - не ухудшаются и не возрастают,

В - возрастают.

16. Психологические аспекты физического воспитания проявляются:

А - в формировании сенсорной культуры,

Б - в повышении умственной работоспособности и двигательном развитии,

В - в развитии психомоторики.

17. Идеомоторные реакции впервые были обнаружены:

А - Шеврелем и Фарадеем в середине 19-го века,

Б - Сен-Сансом и Бромом в конце 17-го века,

В - Эббингаузом и Рибо в конце 19-го века.

18. Идеомоторная тренировка - это:

А - развитие идейных убеждений спортсмена,

Б - морально-волевая подготовка спортсмена,

В - психологическая тренировка путем представления движений.

19. Какое мышление должно в больше степени развиваться в спортивной деятельности:

А - практическое,

Б - абстрактное,

В - наглядно-действенное.

20. Специфика интуиции спортсмена характеризуется:

А - вдохновением и активной работой подсознания,

Б - быстрым принятием решения в неопределенных ситуациях,

В - сплавом опыта и необходимости мгновенного ответа на ситуацию.

Вариант 2.

21. Среди проблем, которыми занимается спортивная психология, имеется:

А - изучение пределов и резервов психики человека,

Б - изучение возрастных особенностей личности,

В - обучение навыкам решения проблем в деятельности.

22. Основоположниками психологии спорта в России были:

А - Бехтерев, Павлов, Лесгафт,

Б - Пуни, Рудик, Чиж,

В - Ласкер, Нечаев, Петровский.

23. Спортивная деятельность отличается от других деятельностей:

А - соревновательным характером,

Б - высоким уровнем эмоциональности,

В - получением значимых результатов.

24. Вопрос о необходимости психологической подготовки спортсмена был поставлен:

А - Пуни в 20-е гг. 20-го века,

Б - Рудиком в 60-е гг. 20-го века,

В - Лалаяном в 50-е гг. 20-го века.

25. В 19-м веке все физические упражнения делились на 3 группы:

       А - физкультура, шахматы, конный спорт,

Б - атлетика, спорт, гимнастика,

В - гольф, гимнастика, физвоспитание.

26. Объектом воздействия на социально-психологическом уровне психологической подготовки является:

А - соревнование,

Б - спортсмен,

В - команда.

27. На практике достаточно мало людей занимаются физическими упражнениями потому, что:

А - нет подходящих условий для занятий,

Б - нет свободного времени,

В - нет мотивации к занятиям.

28. Потребность в двигательной активности у разных людей определяется:

А - воспитанием,

Б - индивидуальными особенностями,

В - тренировками.

29. Главный мотив занятий физическими упражнениями в структуре мотивации людей старшего возраста - это …:

А - волевые усилия,

Б - инстинкт самосохранения,

В - рациональный образ жизни.

30. Условием вовлечения детей в физическую культуру является:

А - эффект подражания,

Б - эффект усиления,

В - эффект предпочтения.

31. При определении физических нагрузок для детей необходимо учитывать:

А - эмоциональное состояние, психологическую готовность, уровень их физического развития,

Б - состояние здоровья, морфофункциональное развитие, физическую подготовленность,

В - время реакции, развитие двигательных навыков.

32. Что не является типично женским мотивом занятия физической культурой:

А - чувствительность к мнению окружающих,

Б - борьба мотивов,

В - стремление к достижению результатов.

33. Удовлетворенность школьников уроками физкультуры зависит от:

А - количества часов на занятия физическим воспитанием в школе,

Б - степени оснащенности спортивного зала,

В - содержания и качества урока физической культуры.

34. С кем предпочитают работать учителя физической культуры:

А - мужчины - с учениками старших классов,

Б - женщины - с младшими школьниками,

В  - женщины - со старшими школьниками.

35. Психология физической рекреации занимается проблемами:

А - создания психологической атмосферы для занятий физической культурой,

Б - активизации и поддержания физических и духовных сил человека,

В - обеспечения досуговой деятельности человека.

36. Ученики на уроке физической культуры должны:

А - повторять упражнения, подражая учителю,

Б - осмысливать выполняемое упражнение,

В - эмоционально реагировать на упражнения, демонстрируемые учителем.

37. Что такое кинестезия:

А - мышечное двигательное чувство,

Б - чувство осознания времени,

В - чувство моральной ответственности.

38. За счет каких условий можно установить современный мировой рекорд в спорте:

А - преданность спорту и развитие природных данных,

Б - физическая одаренность и везение,

В - тренировочный труд и научно проработанные методики подготовки.

39. Идеомоторные реакции - это …:

А - индивидуальные особенности проявления моторных реакций,

Б - реакции организма, возникающие при передвижении в пространстве,

В - реакции, возникающие при представлении движения.

40. Разновидностью практического интеллекта спортсмена является:

А - стратегическое мышление,

Б - тактическое мышление,

В - теоретическое мышление.

Шкала для оценивания ответов по 2-м вариантам:

Оценка Баллы Ошибки
Отлично 31 - 40 1 - 9
Хорошо 21 - 30 10 - 19
Удовлетворительно 11 - 20 20 - 29
Неудовлетворительно 10 и менее 30 и более

 

 

- Примерные тестовые задания для рубежного контроля

Вариант 1.

1. Гормоны стресса, тревоги, агрессии.

2. Гормоны, выделяющие преимущественно у мужчин.

3. Различия между мужчинами и женщинами в области эмоций и мотивации, в т.ч. в спорте.

4. Свойства нервной системы и темперамента, более желательные или необходимые для достижений в спорте.

5. Понятие «оптимум мотивации», его контроль и регуляция.

6. Особенности психики, заметно проявляющиеся в спорте и связанные с факторами культурной, национальной и государственной принадлежности.

7. Особенности мотивации, проявляющиеся больше в индивидуальных видах спорта.

8. Виды биологических ритмов, влияющие особенно заметно на достижения спортсменов и тренеров.

9. Основные теории и методики тестирования свойств темперамента и нервной системы. 

10. Примеры музыки и музыкал. Исполнителей, которые обычно повышают возбуждение, работоспособность и активность нервной системы, а также скорость реакции.

11. Примеры художественных фильмов и книг, снижающих эмоциональное и умственное напряжение и отвлекающих от стрессовых факторов, в т.ч. часто бывающие в спортивной деятельности

 

Вариант 2.

1. Гормоны радости, спокойствия, удовольствия.

2. Гормоны, выделяющие преимущественно у женщин.

3. Различия между мужчинами и женщинами в области способностей, памяти и внимания, в т.ч. в спорте.

4. Особенности мышления, памяти и внимания, более желательные или необходимые для достижений в спорте.

5. Понятие «стресса и дистресса», способы его регуляция.

6. Особенности мотивации, в т.ч. в области спортивных достижений, связанные с факторами культурной, национальной и государственной принадлежности.

7. Особенности мотивации и стресса, проявляющиеся больше в командных видах спорта.

8. Влияние биологических ритмов на физическое и психическое здоровье спортсменов и тренеров.

9. Основные функции и особенности проективного тестирования психических состояний, эмоций и мотивации, на примере методики Люшера.  

10. Примеры музыки и музыкал. Исполнителей, которые обычно понижают возбуждение, напряжение и активность нервной системы, а также скорость нервных процессов.

11. Примеры художественных фильмов и книг, развивающих способности, память и внимание, в т.ч. необходимые в спортивной деятельности. 

Вопросы к экзамену

1. Предмет психология физической культуры: задачи, методы.
2. Цель и особенности физического воспитания и культуры.
3. Мотивация при занятиях физической культурой и спортом.
4. Воспитательное воздействие физической культуры и спорта.
5. Учет возрастных особенностей в физическом воспитании.
6. Виды активности и факторы ее обуславливающие.
7. Способы повышения активности учащихся на уроке.
8. Особенности внимания учащихся на уроке и управление им.
9. Теории построения и управления движениями.
10. Предпосылки к обучению движениям.
11. Алгоритмизация обучения движениям.
12. Индивидуализация обучения движениям.
13. Функции педагога в процессе обучения движениям.
14. Понятие воли и ее значение в физическом воспитании.
15. Структура волевого акта.
16. Возрастные проявления воли.
17. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой.
18. Волевые качества.
19. Волевые усилия.
20. Структура спортивно-педагогической деятельности.
21. Особенности деятельности спортивного педагога.
22. Характеристика стилей руководства.
23. Творчество в деятельности учителя физической культуры.
24. Профессионально-педагогическая направленность личности преподавателя физического воспитания.
25. Интерес к спортивно-педагогической деятельности.
26. Формирование профессионального интереса.
27. Склонность к педагогической деятельности.
28. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности.
29. Физическая культура и спорт как фактор выбора профессии.
30. Профориентация – управление профессиональным самоопределением школьников-спортсменов.
31. Методика изучения личности школьника в профориентационной работе.
32. Содержание профориентационной работы учителя физкультуры в школе.
33. Предмет психология спорта. Методы и проблемы в психологии спорта.
34. Психологическая структура спортивной деятельности.
35. Этапность спортивной деятельности.
36. Психологические особенности спортивной деятельности.
37. Психофизиологические особенности, спортивные способности и выбор спортивной деятельности.
38. Тактика, тактическая подготовка и ее задачи.
39. Особенности мышления спортсмена в период подготовки к соревнованиям и в процессе соревнований.
40. Факторы, обуславливающие принятие решений.
41. Условия, способствующие максимальному проявлению физических качеств.
42. Психологические особенности спортивного соревнования.
43. Динамика возбуждения перед соревнованием и факторы, его обуславливающие.
44. Эмоции и чувства в соревновании.
45. Предстартовые психические состояния: характеристика, причины возникновения, пути предотвращения.
46. Состояние психической готовности спортсмена.
47. Психические состояния в процессе спортивной деятельности: причины возникновения и пути предотвращения.
48. Значение, виды и место психологической подготовки в спорте.
49. Общая психологическая подготовка: цель, задачи, средства.
50. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию: цель, задачи, средства.
51. Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу.
52. Понятие и признаки спортивного коллектива.
53. Структура спортивной команды.
54. Динамические процессы в команде.
55. Совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности.
56. Конфликты в спортивных коллективах: виды, стадии развития.
57. Общение в спорте: понятие, виды и функции.
58. Управление общением в команде: непосредственное и опосредованное.
59. Коммуникативная компетентность: понятие, структура.
60. Понятие идеомоторного акта.
61. Принципы идеомоторной тренировки.
62. Методические рекомендации по идеомоторной тренировке.
63. Психическая саморегуляция: понятие, значение в спорте.
64. Диагностика навыка психической саморегуляции.
65. Формирование навыка психической саморегуляции.
66. Методы психорегуляции.



2019-07-03 411 Обсуждений (0)
Самостоятельное практическое задание по теме «Психодиагностика в спорте» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельное практическое задание по теме «Психодиагностика в спорте»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)