Порядок выполнения работы
1. Собрать электрическую цепь по схеме (Рис. 1), дать на проверку преподавателю. 2. Поставить переключатель в среднее положение, включить источник питания и установить по указанию преподавателя напряжение. 3. Установить переключатель в положение 1 (заряд), начать заряжать конденсатор. Через каждые 20 – 30 секунд записывать показания электростатического вольтметра V2, подключенного к конденсатору. Для каждого опыта определить величину зарядного тока: I = (U – Uc )/R. Показания приборов и результаты вычислений записать в таблицу 1
Таблица 1. Результаты измерений и вычислений
4. Построить графики зависимости I = f(t) и Uc = f(t) 5. Пользуясь графиком, определить постоянную времени τ. Для этого на кривой Uc = f(t) надо найти точку, ордината которой равна 0,63 U. Абсцисса этой точки в выбранном масштабе выражает постоянную времени. 6. Определить τ расчетом и сравнить полученные результаты. 7. Поставить переключатель в положение 2 (разряд) и произвести разрядку конденсатора, записывая показания вольтметра через каждые 20 – 30 секунд. Для каждого опыта вычислить величину разрядного тока I = - Uc/R. Показания приборов и результаты расчетов записать в таблицу 2. Таблица 2. Результаты измерений и вычислений
8. По полученным данным построить графики зависимости: U = f(t), Uc = f(t). 9. Составить отчет о проделанной работе. 10. Ответить на контрольные вопросы: · Что такое переходный процесс, когда он происходит? · Почему конденсатор не пропускает постоянный ток, а при зарядке и разрядке его ток существует какое-то время? · От чего зависит время заряда и разряда конденсатора? · Что такое постоянная времени заряда и разряда конденсатора?
4.16.Технологическая карта-инструкция по выполнению лабораторной работы № 16 «Исследование полупроводниковых диодов» Цель работы: Снятие и анализ вольтамперных характеристик (ВАХ) германиевого и кремниевого диодов; определение их параметров по характеристикам.
Приборы и оборудование: 1. Макет 2. Источники питания: от 0-1 В; от 0 – 20 В. 3. Диоды: VD1 тип Д220, VD2 тип Д311. 4. Вольтметры РV1 и РV2. 5. Амперметры РА1. 6. Проводники. Схема опыта: Рис.1. Схема исследования полупроводниковых диодов
Порядок деятельности: 10. Зарисовать схему исследования, изображенную на рисунке 1. Выписать из справочника (3) параметры исследуемых диодов VD1 типа Д220 и VD2 типа Д311: Uпр, Iобр, Iпрmax, Uобрmax. 11. Включить питание макета. 12. Снять прямые ветви ВАХ диодов. Для этого переключатель S1 поставить в положение «вверх», а S2 в положение 1 (включается VD1). Потенциометром источника питания плавно изменять напряжение по РV1 от 0 до 1 В. Следить за изменением прямого тока по РА1. Предел измерения изменять по мере роста тока от «0,1 мА» до «0,1 А». Затем поставить S2 в положение 2 и снять характеристику для VD2, при этом напряжение изменять от 0 до 0,4 В. Результаты измерений занести в таблицу 1. 13. Снять обратные ветви ВАХ диодов. Для этого изменить полярность напряжения источника питания – поставить S1 в положение «вниз». Поменять полярность включения приборов РV1 и РV2. Поочередно снять обратные ветви ВАХ диодов, изменяя напряжение источника питания по РV1 от 0 до 30 В. Следить за изменением обратного тока по РА1 – предел измерения «0,1 мА». Результаты измерений занести в таблицу 2. 14. По данным таблиц 1 и 2 построить ВАХ диодов в единых координатных осях. 15. По характеристикам определить для каждого диода параметры: Uпр и Iобр при определенных значениях Uпр и Iобр, указанных в справочнике. 16. Составить отчет: Таблица 1 Результаты измерений – Iпр= f(Uпр)
Таблица 1 Результаты измерений – Iобр= f(Uобр)
Контрольные вопросы · Что такое обеднённый слой и за счёт чего он образуется? · Что необходимо приложить к диоду чтобы свободные электроны преодолели потенциальный барьер? · К какому типу полупроводника подключается «+» и к какому «-» напряжения питания при прямом включении диода? · Основное свойство выпрямительных диодов? · До какого значения обратного напряжения ток утечки имеет практически постоянное значение? · Что такое лавинный и тепловой пробой и чем они опасны для диода? · Сравните германиевый и кремниевый диоды, используя их ВАХ. · Перечислите основные параметры выпрямительных диодов?
4.17. Технологическая карта-инструкция по выполнению лабораторной работы № 17« Исследование стабилитрона»
Цель работы: снятие и анализ вольтамперной характеристики (ВАХ) полупроводникового стабилитрона; определение ВАХ его параметров. Приборы и оборудование: 1. Стабилитрон КС133А. 2. Вольтметры РV1 и РV2. 3. Амперметр РА1. 4. Макет исследование стабилитрона. 5. Проводники.
Схема опыта: Рис.1. Схема исследования стабилитрона
Порядок деятельности: 1. Зарисовать схему исследования, изображенную на рис. 1. Выписать из справочника (2) параметры стабилитрона типа КС133А: Uст, Rст, Iстmin, Iстmax. 2. Включить питание и приборы. 3. Снять обратную ветвь ВАХ стабилитрона Iст= f(Uст). для этого потенциометром источника питания изменять по РV1 напряжение на входе от 0 до 20 В. Следить за изменением тока Iст по РА1, напряжения Uст по РV2. Результаты измерений занести в таблицу 1. 4. По данным таблицы 1 построить в координатных осях график ВАХ стабилитрона Iст= f(Uст). 5. Определить ВАХ параметры: Uстmin, Uстmax, Iстmin, Iстmax. 6. Рассчитать дифференциальное сопротивление стабилитрона: rст = 7. Рассчитать ограничительное сопротивление R1: R1 = где Uвх = 20 В Uст = 3,35 В Iстср = 8. Составить отчет. Таблица 1 Результаты измерений - Iст= f(Uст)
Контрольные вопросы. · Какой участок ВАХ стабилитрона является рабочим? · Как изменяется напряжение стабилитрона при изменении протекающего через него тока? · Какие свойства стабилитрона оцениваются дифференциальным сопротивлением? · Каковы основные параметры стабилитрона? · С какой целью последовательно со стабилитроном включается ограничительное сопротивление?
4.18. Технологическая карта – инструкция по выполнению лабораторной работы № 18 «Исследование биполярного транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером» Цель работы: снятие и анализ входных и выходных характеристик; определение по ним h-параметров. Приборы и оборудование: 1. Транзистор VТ1 типа МП42. 2. Резисторы R1 и R2. 3. Амперметр РА1 и РА2. 4. Вольтметры РV1 и РV2. 5. Проводники. Схема опыта: Рис.1. Схема исследования транзистора. Порядок деятельности: 1. Зарисовать схему исследования, изображенную на рис. 1. Выписать из справочника (2) параметры транзистора VТ1 типа МП42: Fα, h21оэ, Uкэmax, Iкmax Ркmax. 2. Включить питание и приборы. 3. Снять входную статическую характеристику транзистора Iб= f(Uбэ) для двух значений Uкэ. Для этого установить необходимое значение Uкэ потенциометром R2 по РV2 и поддерживать его неизменным при снятии характеристики. Напряжение Uбэ изменять потенциометром R1 по РV1. Следить за изменением тока Iб по РА1. Результаты измерений занести в таблицу 1. 4. Снять входную статическую характеристику транзистора Iк= f(Uкэ) для трех значений тока Iб. Для этого установить необходимое значение Iб потенциометром R1 по РА1 и поддерживать его неизменным при снятии характеристики. Напряжение Uкэ изменять потенциометром R2 по РV2. Следить за изменением тока Iк по РА2. Результаты измерений занести в таблицу 2. 5. По данным таблиц 1 и 2 построить в координатных осях графики входных и выходных характеристик транзистора. 6. Выбрать рабочую точку на входных и выходных характеристиках. 7. Выполнить построения на входных и выходных характеристиках для определения h-параметров транзистора. Рассчитать по входным характеристикам h11, h12; по выходным h21, h22 по формулам: h11 = ; h12 = ; h21 = ; h22 = . 8. Определить в рабочей точке электрические параметры: Iб0, Iк0, Uбэ0, Uкэ0. 9. Составить отчет. Таблица 1 Результаты измерений - Iб= f(Uбэ) при Uкэ = const.
Таблица 2 Результаты измерений – Iк= f(Uкэ) при Iб = const.
Контрольные вопросы. · Назовите особенности схемы включения с ОЭ. · Почему h21э значительно больше 1? · Чем объяснить увеличение входного сопротивления транзистора в схемы с ОЭ. · Какие параметры транзистора характеризуют его рабочую точку? · Каков физический смысл h-параметров? · Почему схема с ОЭ наиболее распространена?
4.19. Технологическая карта-инструкция по выполнению лабораторной работы № 19 «Исследование полевого транзистора» Цель работы: снятие и анализ вольтамперной характеристики транзистора; определение параметров.
Приборы и оборудование: 1. Транзистор VТ1 типа КП103М. 2. Резисторы R1 и R2. 3. Амперметр РА1 и РА2. 4. Вольтметры РV1 и РV2. 5. Проводники.
Схема опыта: Рис.1. Схема исследования полевого транзистора. Порядок деятельности: 1. Зарисовать схему исследования, изображенную на рис. 1. Выписать из справочника (2) параметры транзистора VТ1 типа КП103М: S, Iснач, Uотс, Uзи max, Uси max, Iсmax Рсmax. 2. Включить питание и приборы. 3. Снять стокозатворную характеристику транзистора Iс= f(Uзи) при Uси = const. Для этого потенциометром источника G2 установить Uси = 7 В по РV2 и поддерживать его неизменным при снятии характеристики. Напряжение Uзи изменять потенциометром G1 по РV1. Следить за изменением тока Iс по РА1. Результаты измерений занести в таблицу 1. 4. Снять семейство стоковых характеристик транзистора Iс= f(Uси) для трех значений Uзи. Для этого установить необходимое значение Uзи потенциометром источника G1 по РV1 и поддерживать его неизменным при снятии характеристики. Напряжение Uси изменять потенциометром G2 по РV2. Следить за изменением тока Iс по РА1. Результаты измерений занести в таблицу 2. 5. По данным таблиц 1 и 2 построить в координатных осях графики стокозатворной и стоковых характеристик. 6. Выполнить построение на характеристиках и рассчитать по стокозатворной характеристике крутизну S = , при Uси = const; По стоковым характеристикам выходное дифференциальное сопротивление Rд = , при Uзи = const; 7. По стокозатворной характеристике определить напряжение отсечки Uотс. 8. Составить отчет Таблица 1 Результаты измерений - Iс= f(Uзи) при Uзи = 7 В = const
Таблица 2 Результаты измерений - Iс= f(Uзи) при Uзи = const
Контрольные вопросы: · Какие транзисторы называют полевыми? · Чем объясняется высокое входное сопротивление полевых транзисторов? · Чем отличается полевой транзистор от биполярного? · Какой параметр определяет усилительные свойства полевого транзистора? 4.20. Технологическая карта-инструкция по выполнению лабораторной работы № 20 «Исследование тиристора» Цель работы: снятие и анализ вольтамперной характеристики (ВАХ) тиристора; определение его параметров.
Приборы и оборудование:
1. Тиристор VS1 типа 2У101А. 2. Резисторы R1 и R2. 3. Амперметр РА1 и РА2. 4. Вольтметры РV1 и РV2. 5. Проводники.
Схема опыта: Рис.1. Схема исследования тиристора.
Порядок деятельности: 1. Зарисовать схему исследования, изображенную на рис. 1. Выписать из справочника (2) параметры тиристора VS1 типа 2У101А: Iоткр max, Iуд откр, Uвкл max, Uотс max, Iзакр max, Uобр max, tвкл, tвыкл. 2. Включить питание и приборы. 3. Снять ВАХ тиристора при токе управления равном нулю. Для этого потенциометром источника G1 по РА1 установить Iу = 0. Напряжение между анодом и катодом изменять потенциометром источника G2 по РV1. Следить за изменением тока в цепи анода по РА2. Обратить внимание на момент включения транзистора, при котором ток резко увеличивается, а напряжение между анодом и катодом уменьшается до значения близкого к 1 В. Результаты измерений занести в таблицу 1. 4. По данным таблицы 1 построить в координатных осях семейство ВАХ тиристора Iу = f(U) для трех значений тока управления. 5. Определить параметры тиристора по ВАХ для Iу = 0: Uвкл max, Uотс max, Uвкл max, Uотс max, Iзакр max. 6. Составить отчет.. Таблица 1 Результаты измерений - Iу = f(U) при Iу = const
* Напряжение изменять до включения тиристора
Контрольные вопросы: · Почему тиристор является ключевым элементом? · В чем преимущества тиристоров по сравнению с ключевыми элементами других типов? · Каково назначение управляющего электрода тиристора? · Сохранится ли открытое состояние тиристора при снятии сигнала управления? · Назовите основные параметры тиристора
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |