Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сроки существования гражданских прав

Реализация гражданских прав и исполнение обязанностей требуют определенного времени: сроков, установленных законами, иными правовыми актами, условиями договоров. Да и времени для обеспечения управомоченным, обязанным лицом возможностей выбора, вытекающего из содержания субъективного права и юридической обязанности.

Каждый из правомочий, входящий в содержание субъективного права: право требования, право на положительные действия, притязание (возможность приведения в действие аппарат государственного принуждения относительно обязанного лица), связан со сроками реализации (осуществления гражданских прав).

Эти сроки обычно именуются сроками осуществления гражданских прав, в течение которых управомоченный субъект вправе (обязан) сам реализовать принадлежащее ему право либо потребовать совершения определенных действий от обязанного лица. Поскольку "осуществление" во всех случаях определяется через "реализацию", правильнее было бы, как представляется, их просто называть "сроками реализации".

Как считал В.П. Грибанов, право требования «может быть реализовано управомоченным лицом лишь в рамках срока существования субъективного права, а в определенных случаях — лишь в пределах так называемого "пресекательного" срока. Для осуществления второй возможности характерны так называемые "гарантийные" и "претензионные" сроки. Для реализации третьей возможности путем обращения к компетентным государственным органам с требованием принудительного осуществления или защиты права необходимо соблюдение установленных законом сроков исковой давности»[85].

Установление жестких границ применения сроков реализации относительно правомочий управомоченного лица (т.е. в рамках существования субъективного права) вряд ли соответствует смыслу закона о сроках. Сроки реализации гражданских прав могут быть установлены сторонами в договоре по своему усмотрению, т.е. возможны изменения "рамок" существования субъективных прав.

Спорна также позиция В.П. Грибанова относительно существования субъективных прав только в пределах пресекательного срока. Субъективные права могут принадлежать лицу и за пределами пресекательного срока в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 1155 ГК РФ "Принятие наследства по истечении установленного срока").

В юридической литературе преобладает точка зрения, что сроки осуществления гражданских прав (сроки реализации гражданских прав) классифицируются на: сроки существования гражданских прав; пресекательные, претензионные, гарантийные, а также на сроки годности, службы, реализации, хранения, транспортабельности.

Сроки существования гражданских прав, в отличие от бессрочных субъективных прав (в частности, по праву собственности), определяются как сроки действия (существования) субъективных прав в течение определенного периода времени. Как представляется, эти сроки следовало бы обозначить, как "временные" сроки принадлежности субъективных прав.

Так, мировой судья судебного участка № 1 Шигонского района рассмотрел дело по иску Солощевой Капитолины Ивановны к администрации Шигонского района о признании права собственности на жилой дом.

Солощева К.И. обратилась к мировому судье с иском о признании права собственности на жилой дом, указывая, что с 1962 года по настоящее время проживает в доме и с. Шигоны, Шигонского района. Самарской области, ул. Почтовая, 90. Данный дом ей был куплен, фамилию продавца не помнит. Документов, подтверждающих покупку дома, не сохранилось, нет их в администрации Шигонской волости. Дом с приусадебным земельным участком, па который выдано свидетельство о праве собственности. В РегПалате ей отказались регистрировать право собственности на дом, поскольку нет правоустанавливающих документов. Просит признать право собственности на дом.

Выслушав пояснении истца, исследован материалы дела, мировой судья считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Факт постоянного проживания Солощевой в указанном доме на протяжении более 40 лет подтверждается копией технического паспорта, копией свидетельства о праве собственности на землю, пояснениями сомой истицы. Согласно справок из ГУ ФРС и ЦТИ право обременения на спорный дом не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах мировой судья полагает возможным признать за истицей право собственности на дом[86].

К ним относятся: срок действия доверенности (ст. 186 ГК РФ), авторских прав на произведения науки, литературы и искусства (в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти — ст. 27 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.), патента на изобретение (в течение 20 лет), промышленный образец (10 лет), полезную модель — (5 лет) с даты правильно оформленной заявки.

 

Пресекательные сроки

 

Пресекательные сроки (преклюзивные) — это сроки, с истечением которых как бы "прекращаются" субъективные гражданские права. Законом установленный срок предоставляет управомоченному лицу время для реализации принадлежащего ему права.

Пресекательные сроки отличаются от вышеназванных "временных" сроков принадлежности субъективных прав по признаку объективной возможности "существования" при надлежащем осуществлении субъектом своих полномочий в течение установленного времени[87].

Эти сроки являются своеобразной санкцией за несвоевременную реализацию субъективных прав. Как заметила Е.В. Кулагина, "...если сроки существования субъективных прав имеют назначением обеспечение реальной возможности использовать принадлежащие лицу права, то пресекательные сроки направлены на пресечение случаев неосуществления или ненадлежащего осуществления субъективного права. Поэтому пресекателъные сроки в гражданском праве — это сроки исключительные, установленные лишь для особых случаев"[88].

Как писал М.А. Гурвич, "пресекательный срок — это граница существования субъективного материального права"[89].

Поддерживая эту позицию А.В. Люшня отмечает, что "... правопрекращающее действие пресекательного срока видно из содержания нормы, предусматривающей тот или иной пресекательный срок"[90].

В действующем законодательстве РФ нет нормы, содержащей название "пресекательные сроки". Предполагается наличие существенных признаков этого научного понятия через выражения "утрата права", "сроки принятия" и т.п. К разновидностям пресекательных сроков можно отнести: положения ст. 228 ГК РФ ("Приобретение права собственности на находку"), ст. 231 ("Приобретение права собственности на безнадзорных животных"); ст. 1154 ("Срок принятия наследства"), допускающую, как исключение из общих правил, возможность восстановления срока - ст. 1155 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Федеральным законом от 27 сентября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"[91] установлено: "Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований" (ст. 71).

Данный срок не может быть восстановлен арбитражным судом. Кредиторы, не предъявившие свои требования в указанный срок, вправе в дальнейшем предъявить их к должнику в ходе "внешнего управления и конкурсного производства".

Пресекательные сроки не подлежат восстановлению, если только в самом законе не предусмотрена такая возможность (выше было указано на положения ст. 1155 ГК РФ).

При рассмотрении конкретных споров, связанных с пропуском сроков, суды должны проанализировать правовую природу пресекательных сроков, обращая внимание на особенности последних в сравнении с претензионными, иными сроками.

Открытое акционерное общество "ЛУКОЙЛ-Астрахань нефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Управлению Приволжской железной дороги о взыскании 935 100 руб. штрафа за просрочку доставки моторного масла его структурному подразделению — Зензелинской нефтебазе по отправке Татьянке-Зензели.

Решением от 29 января 2006 г. штраф взыскан с ответчика в сумме 779 250 руб., а в остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 21 марта 2006 г. решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17 мая 2006 г. отменил названные судебные акты и прекратил производство по делу по тому мотиву, что претензия к железной дороге по поводу уплаты штрафа за просрочку доставки груза предъявлена истцом с пропуском установленного ст. 174 Устава железных дорог 45-дневного срока, который является пресекательным и не может быть восстановлен судом.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ предлагается отменить постановление кассационной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 797 Гражданского кодекса РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего по перевозкам грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Однако в указанной статье не выделено, что установленные на предъявление претензий сроки являются пресекательными. Поэтому с вводом в действие части второй Гражданского кодекса РФ указанные сроки не могут признаваться пресекательными.

Как видно из материалов дела, претензия к железной дороге по поводу уплаты штрафа за просрочку доставки груза предъявлена акционерным обществом в порядке, предусмотренном ст. 170, 173 действовавшего в то время Устава железных дорог, а иск — в пределах годичного срока исковой давности, установленного ст. 797 Гражданского кодекса РФ. Рассматриваемые спорные правоотношения возникли после ввода в действие части второй названного Кодекса[92].

 


Претензионные сроки

 

Претензионные сроки, как разновидность сроков реализации права, предписывают субъектам по предварительному обращению непосредственно к обязанному лицу (в случае неисполнения) до рассмотрения дела в суде. Такой порядок позволяет урегулировать и решить спор между кредиторами и должниками до суда, избежать неоправданных судебных расходов и сократить время тяжбы. По ряду бесспорных требований сторонам очевидны обоснованность требований, нецелесообразность обращения в суд. В принципе по любым гражданско-правовым спорам возможно (допустимо) предъявление претензии к должнику, обязанному лицу (т.е. когда нет установленной законом обязанности предъявления претензии).

Претензионный порядок урегулирования споров по действующему законодательству является обязательным только в отношениях между организациями транспорта, связи и их клиентурой. Как выделено ст. 797 ГК РФ, "до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии...".

По другим спорам (по тем, по которым закон не предписывает обязанности по претензии) предъявление претензии, как отмечалось, возможно по усмотрению заинтересованной стороны. И на эти случаи добровольного предъявления претензий действующее законодательство предусматривает их основания и условия, сроки. В соответствии со ст. 477 ГК РФ, "если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи".

В частности, по ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. "в случае выявления существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги), допущенных по вине исполнителя, потребитель вправе предъявить исполнителю требования о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) по истечении гарантийного срока, установленного на выполненную работу (оказанную услугу) исполнителем или по истечении сроков. (6 мес, 2 года). Указанное требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы выполненной работы (оказанной услуги) или в течение 10 лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), если срок службы выполненной работы (оказанной услуги) не установлен".

Длительность претензионных сроков (от 1 месяца до 2 лет (по спорам о строениях и иной недвижимости), порядок их исчисления, соотношения со сроками исковой давности изложены в ГК РФ, законах (в частности, в законе о связи), транспортных уставах, кодексах.

По Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997 г.[93] претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6 месяцев. И этот срок исчисляется со дня, следующего за днем выдачи груза; в отношении почты — с даты составления коммерческого акта; в случае утраты груза — через 10 дней по истечении срока доставки. По Закону «О почтовой связи» претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. При этом письменные ответы на претензии должны быть даны: в течение 5 дней (по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств в пределах одного населенного пункта), 2 месяцев — по другим почтовым отправлениям и почтовым переводам.

Так Определением Железнодорожного районного суда г. Самара иск Р. к п\о № 82 ФГУП "Почта России" о признании почтовой корреспонденции утраченной оставлен без рассмотрения.

Судебная коллегия по гражданским делам определение отменила, указав следующее.3

Как видно из материалов гражданского дела, Р. обратилась в суд с иском к почтовому отделению № 82 г. Самары о признании почтовой корреспонденции утраченной, указывая, что областным судом ей было направлено уведомление об отложении в кассационной инстанции слушания дела с 24.09.2007 г., однако по вине ответчика это письмо не было доставлено.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебной порядок урегулирования спора.

По смыслу ст. 222 ГПК РФ досудебный порядок урегулирования спора имеется в виду обязательный. Согласно ст. 37 ФЗ от 17.07.99 № 176-ФЗ "О почтовой связи"[94] при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Таким образом, предъявление претензии является правом, а не обязанностью пользователя услуг почтовой связи.

Кроме того, ст. 37 ФЗ "О почтовой связи" предусмотрен срок предъявления претензии - в течение шести месяцев со дня почтового отправления. Данный срок является пресекательным.

Из искового заявления Р. видно, что письмо ей было отправлено в сентябре - октябре 2003 г., т.е. срок на предъявление ею претензии истек.

В то же время истечение срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в судебной защите, что разъяснено и в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7.

При таких обстоятельствах определение нельзя признать правильным.

Определение отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение[95].

Принципиально изменен порядок исчисления претензионных сроков кодексами торгового мореплавания РФ и внутреннего водного транспорта РФ. Претензии к перевозчикам или буксировщикам теперь могут быть предъявлены в течение срока исковой давности (ст. 406 Кодекса торгового мореплавания, ст. 161 — Кодекса внутреннего водного транспорта), т.е. сроки претензии как бы поглощаются сроками исковой давности.

При несоблюдении требований закона о предъявлении претензии (до рассмотрения дела в суде) требования лица не рассматриваются, т.е. согласно п. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ судья возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. Возвращая исковое заявление по причине несоблюдения претензионного порядка урегулирования споров, судам следует анализировать сроки претензий в том или ином случае, порядок их исчисления с учетом сроков годности, службы, а также причины не предъявления или пропуска сроков.

Решением суда Ю. отказано в иске к универмагу о замене полусапожек на доброкачественные той же марки или аналогичные на том основании, что истица пропустила срок на предъявление претензии.

Президиум областного суда удовлетворил протест, внесенный в порядке судебного надзора, отменил решение и дело направил на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить претензии по поводу недостатков товара, являющегося недвижимым, в течение 2 лет, а по всем остальным товарам — в течение 6 месяцев.

Ю. купила полусапожки 1 июня 2006 г., а для проведения экспертизы по поводу качества обратилась 20 февраля 2007 г. Поскольку полусапожки относятся к сезонному товару, то срок годности исчисляется со дня наступления соответствующего сезона. В соответствии с распоряжением города «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в городе» для товаров весенне-осеннего ассортимента срок определен с 1 сентября по 15 ноября и с начала этого периода определяется срок исковой давности.

Суд указал, что универмаг проинформировал истицу о наличии гарантийного срока и при этом сослался на товарный чек, выданный истице при покупке полусапожек. В нем указано, что начало течения гарантийного срока на обувь — день продажи. Это противоречит абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которому для сезонных товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Судом при разрешении спора не принято во внимание, что ответчик неправильно информировал истицу о начале течения срока на предъявление претензии по поводу качества купленных ею полусапожек.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" магазин обязан проинформировать покупателя, в том числе и о гарантийном сроке службы продаваемого товара, а также сообщить ему о необходимых действиях по истечении указанных сроков (претензии), если товары по истечении этих сроков становятся непригодными для использования по назначению. За предоставление недостоверной или неполной информации о товаре продавец несет ответственность на основании ст. 12 упомянутого Закона, в том числе и в виде возмещения убытков[96].

В случаях, когда предъявление претензии не является обязательным, но заинтересованная сторона по своей инициативе предприняла действия по претензии, то соответствующие документы об отказе в удовлетворении требований, отсутствии данных о рассмотрении служат обычными доказательствами, подтверждающими обоснованность требований к должнику-ответчику. По тем гражданско-правовым спорам, По которым закон не предписывает предъявления претензий и последние не заявлены, суд непосредственно принимает исковые заявления и рассматривает их по существу при наличии других необходимых документов.

 

Гарантийные сроки

 

Гарантийные сроки устанавливаются законами, иными правовыми актами, а также договорами. Они (сроки) предусматривают соответствие количественных, качественных, иных показателей товаров, изделий, машин, оборудования, объектов строительства, как правило, ГОСТам, техническим условиям и предполагают в течение установленного времени возможность использования приобретенного, построенного с целевым назначением и нормальным функционированием, т.е. в пределах разумного срока перечисленные объекты должны быть пригодными в целях, для которых они приобретаются или заказываются.

Вместе с тем эти сроки возлагают на изготовителя, продавца, поставщика, подрядчика и т.п. обязанность по безвозмездному устранению недостатков либо замены... Так, в частности, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара (ст. 503 ГК РФ). Так называемые основные гарантийные сроки устанавливаются, как правило, изготовителем (исполнителем). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность установления дополнительных гарантийных сроков. Например, на основании п. 7 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе устанавливать на товар дополнительные гарантийные сроки сверх основного гарантийного срока.

Установленные ГОСТами, техническими условиями, иногда и образцами, гарантийные сроки начинают течь с момента передачи товара. Если лицо лишено возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств (продавцом).

Изучение показывает, что сложности у судов вызывают вопросы, связанные с гарантийным сроком на товар.

При рассмотрении дел ответчики часто ссылаются на заключенные ими с поставщиком договоры, согласно которых гарантийный срок на товар устанавливается непродолжительный - 1 мес., 2 мес., 3 мес.

Согласно ст.ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Поскольку в соответствии со ст.468, 470 ГК РФ гарантия качества товара - одно из условий договора купли-продажи, гарантийный срок должен быть доведен до покупателя в надлежащей форме.

Право покупателя на предоставление необходимой информации о товаре закреплено и в ст.495 ГК РФ, ст.10 и ч.4 ст.19 Закона «О защите прав потребителей».

Поэтому следует иметь ввиду, что в случаях, когда такой срок не был доведен до покупателя в надлежащей форме (гарантийный талон, товарный чек с указанием гарантийного срока и т.д.), суд при разрешении спора не должен учитывать такой срок, т.е. считать, что гарантийный срок не установлен, и исходить из положения ч.1 ст.19 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии с этой нормой в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные в законе требования, если недостатки товаров обнаружены, в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение двух лет.

Кроме того, в силу ч.5 ст.477 ГК РФ в случаях, когда предусмотренный договором срок составляет менее двух лет и недостатки товара были обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Латышева Т.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Омид» о расторжении договора купли-продажи сапог, у которых через 4 мес. треснула кожа.

По заключению эксперта сапоги имели скрытые дефекты производственного характера.

При таких обстоятельствах Центральный суд обоснованно удовлетворил требования Латышевой Т.И., сославшись на ч.5 ст.477 ГК РФ[97].

Законодательство особо выделяет сроки предъявления претензий по поводу недостатков работы (услуги). В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. требования по поводу недостатков работ (услуг) могут быть предъявлены при принятии вьшолненной работы (оказанной услуги) и в течение гарантийного срока, а если он не установлен — в течение 6 месяцев со дня принятия работ (в отношении строений и иного недвижимого имущества — в течение 2-х лет).

Следует иметь в виду, что при рассмотрении споров, связанных с ремонтом изделий в течение гарантийных сроков, нельзя руководствоваться ст. 29, 30 и др. главы III — упомянутого Закона "О защите прав потребителей" ("Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг"). Как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г., при разрешении спорое, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока купленных товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться главой II ("Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям"), а не главой III, поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара с недостатками. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в указанных случаях с потребителем не заключается.

От сроков по гарантийному ремонту следует отличать сроки по спорам, возникшим по истечении установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования. Такие сроки связаны с договором на абонементное обслуживание или подряда, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники и т.п., производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки (например, кинескопов, моторов). В случае выхода из строя таких деталей и узлов при возникновении спора, связанного с ремонтом в течение гарантийного срока, необходимо руководствоваться главой Ш названного Закона РФ, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, поскольку потребителем в данном случае не заключался договор купли-продажи отдельного узла или детали изделия, находящихся в ремонте.

Когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумные сроки, в пределах 2 лет со дня передачи результата работы.

Сроки годности, службы. В юридической литературе, как было отмечено, преобладает точка зрения, что «гарантийный характер носят и некоторые другие предусмотренные законом сроки, например, сроки годности, хранения, реализации, транспортабельности и др.»[98].

Однако сроки годности имеют некоторые особенности применения (в сравнении с гарантийными сроками). Как предусмотрено и. 4 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», «на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению».

Сроки службы устанавливаются на товары (работы) длительного пользования (в частности, на промышленные изделия). При этом изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за естественные недостатки, возникшие по его вине. Так, если выявленный скрытый недостаток является существенным (невозможность или недопустимость использования) и допущен по вине исполнителя, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении такого недостатка и по истечении гарантийного срока. Требование в этом случае может быть предъявлено в течение срока службы выполненной работы или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен.

В подзаконных актах нередко понятие "сроки службы" употребляется в широком смысле и охватывает и сроки годности изделий, товаров, продуктов.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.[99] утвержден перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

Как предусматривает постановление, "срок службы (годность) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю)".

Сроки выполнения работ (оказания услуг), сдачи-приемки сооруженных объектов, продукции (товаров).

Сроки выполнения работ (оказания услуг) в договорах определяются конкретной датой, периодом времени либо событием, к которому должны быть приурочены выполнение работ, оказание услуг. В конкретных соглашениях нередко предусматриваются начальный и конечный сроки. Применительно к договору подряда могут быть выделены сроки завершения отдельных этапов работ (так называемые промежуточные сроки).

Сдача-приемка выполненных работ по договору подряда осуществляется в течение сроков, согласованных сторонами договора. В подзаконных актах указываются конкретные сроки приемки продукции, товаров по поставкам, контрактации сельхозпродуктов, В частности, в инструкциях о порядке приемки продукции (товаров) по количеству и комплектности приемка производится на складе получателя при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 часов. После выдачи продукции органам транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозе продукции получателем.

Сроки исполнения обязанностей в основном примыкают к срокам выполнения работ, оказания услуг, применительно к договорам подряда, строительного подряда, научно-исследовательских, проектно-изыскательных, опытно-конструкторских работ.

Сроки исполнения могут быть выделены как самостоятельные сроки применительно к другим договорам, в частности, купли-продажи, имущественного найма (аренды) и т.п.

Как предусматривает ст. 314 ГК РФ, "если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В случаях же, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства".

При наличии в тексте договора срока исполнения обязательства нет необходимости включать дополнительные сроки, как-то: "договор действует до полного погашения долга", "передачи денежной суммы" и т.п.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая исследование института сроков в гражданском праве и исковой давности - одного из элементов системы гражданско-правовых сроков, необходимо отметить его достаточно подробную регламентацию действующим законодательством. В новеллах Гражданского кодекса РФ учтен позитивный российский дореволюционный, советский, а также зарубежный опыт законотворческой деятельности в этой сфере. Вместе с тем отдельные положения закона не лишены определенных недостатков (неточность формулировок, наличие пробелов), что позволяет по-разному толковать их в процессе практического применения. В целях совершенствования правового регулирования института гражданско-правовых сроков в целом и исковой давности, в частности, предлагается внести следующие изменения в ГК РФ.

1. В целях правильной квалификации конкретных сроков в качестве гражданско-правовых представляется необходимым легально закрепить определение понятия гражданско-правового срока, дополнив ст. 190 ГК РФ новым абзацем следующего содержания:

"Сроком признается момент или период времени, с наступлением или истечением которого закон, иной правовой акт, сделка, судебный акт или правовой обычай связывает возникновение определенных гражданско-правовых последствий".

Соответственно, название статьи необходимо изложить в следующей редакции: "Понятие и порядок определения срока".

В предлагаемом определении гражданско-правового срока, во-первых, отражена временная сущность срока, тесная связь (но не тождественность) категорий "время" и "срок". Во-вторых, учтено подразделение всех сроков на сроки, представляющие собой определенный временной отрезок (сроки-периоды) и сроки, представляющие собой произвольно выбранную точку во временном потоке (сроки-моменты). В-третьих, отражены виды волевого использования человеком времени в процессе установления сроков (по субъекту волеизъявления) - выражение воли субъектами сделки, правотворческим, правоприменительным органом или участниками делового оборота. В-четвертых, содержится указание на характер механизма воздействия сроков на общественные отношения - порождение самого широкого спектра гражданско-правовых последствий при наступлении или истечении сроков.

2. В работе предлагается изложить ст. 191 ГК РФ в следующей редакции:

"Если начало течения срока, исчисляемого календарным периодом времени (неделями, месяцами, годами и т.п.), определяется указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, течение срока начинается на следующий день после наступления соответствующего события. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Если начало течения срока, исчисляемого периодом времени, определяется календарной датой, то дата начала течения срока включается в срок".

Целесообразность внесения таких изменений обосновывается недопустимостью смешения ситуаций, когда событие, с которым связывается начало течения срока, наступило в середине или в конце какого-либо дня (в этом случае, очевидно, что день не должен включаться в срок) и когда начало течения срока обозначается конкретной датой (в этом случае нет никаких препятствий для того, чтобы дату начала течения срока включать в срок, т.к. это полный день).

Включение в часть первую рассматриваемой статьи второго предложения необходимо для того, чтобы учесть случаи, когда в силу императивной нормы закона устанавливается иное правило определения начала течения гражданско-правового срока (например, исковой давности — п.1 ст.200 ГК РФ). При существующем варианте правовой регламентации между императивными нормами ст. 191 и п.1 ст.200 ГК РФ имеется противоречие, которое должно быть устранено.

3. Статью 192 ГК РФ следует дополнить словами: «Под соответствующим днем окончания срока понимается день, который по своему названию дня недели или числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока». Такое понимание окончания срока снимет проблему определения окончания срока.

4. В пункт 1 статьи 471 и пункт 1 статьи 722 ГК РФ предлагается включить легальное определение гарантийного срока как установленного законом или договором периода времени для обнаружения скрытых недостатков товара (результата работы), которое является основанием для п



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)