Этап 11. Проверка домашнего задания к текущему уроку
Проверка выполнения домашнего задания означает: • фиксацию его наличия;
• выявление затруднений, возникших при его выполнении (если они есть); • анализ уровня усвоения знаний и умений прошлого урока. На доске два ученика записывают свои версии домашнего задания. Учитель, проходя по классу, фиксирует наличие домашнего задания и способы его выполнения. Учащимся предлагается проанализировать записанные на доске решения, т. е. ответить на вопросы: 1) Что в предложенных решениях правильно, а что — нет и почему? 2) В чем сходство и различие решений учащихся с решениями, написанными на доске (в способе решения, в форме записи)? 3) Есть ли другие способы решения, отличные от тех, что записаны на доске? В ходе обсуждения выбирается лучшее решение. Решение считается лучшим, если оно или наиболее рациональное, или наиболее обоснованное и т. п. Все зависит от цели и задачи, которые ставит учитель. Почему оно лучшее — обосновывается в ходе обсуждения. В ходе такой фронтальной работы по проверке домашнего задания учитель может оценить уровень освоенности всего учебного материала. Поясним это на следующем примере. Домашняя задача: выполнить математическую постановку задачи (МПЗ) нахождения площади круглой пластины с треугольным отверстием. Два ученика на доске записывают свои версии МПЗ, сделанные дома: длина стороны треугольника, высота треугольника, радиус круга. Версия 1 Дано: а –длина стороны треугольника, h - высота треугольника, R -радиускруга. Связь : S=S1-S2; S1= π * R2 – площадь круга S 2=1/2 a * h – площадь треугольника При: a >0, h >0, вершины треугольника не принадлежат окружности. Версия 2 Дано: R – радиус круга. Связь : S = S1-S2; S1= π * R2 – площадь круга S 2=1/2 a * b * sinA – площадь треугольника При: a >0, b >0, 0< A <180 о вершины треугольника не принадлежат окружности. Учитель: 1) Проанализируйте предложенные решения (при этом надо определить, что анализировать и с какой целью). 2) Кто выполнил МПЗ первым способом? Вторым способом? Ваши мнения о? предложенных решениях? (Обсуждение.) 3) Кто рассуждал иначе? Ученик: Я применил в разделе «Связь» для нахождения площади треугольника формулу Герона, так как удобнее производить измерение длин сторон треугольника, чем его высоты и угла. Учитель показывает это решение с помощью кодоскопа. Подчеркивает, что применение формулы Герона в этой задаче — лучший вариант ее решения, так как наиболее просто реализуется на практике. Предлагает записывать в тетрадь не все решение, а только вывод. Обращает внимание на часть раздела «При»: «вершины треугольника не принадлежат окружности». Показывая бумажную модель задачи, обсуждает с учениками значимость этого замечания. Делается вывод: если вершины треугольника, принадлежат окружности, то цельность пластины круглой формы нарушается, т. е. не выполняется условие задачи. Этап III. Объяснение нового материала Учитель напоминает учащимся, что продолжается работа в рамках более общей темы «Этапы подготовки задачи к решению на компьютере» (используется схема этапов из учебника и большой плакат на доске). Очень кратко вспоминается назначение уже изученных этапов, обращается внимание на этап, название которого созвучно теме урока. Тема урока записывается в тетрадь. Учитель просит учащихся, исходя из темы урока, сформулировать цель их деятельности. Ученики предлагают следующие цели: 1) понять, что такое модель; 2) узнать, какие они бывают; 3) узнать, в чем заключается их роль в УД. Учитель помогает ученикам сформулировать цель окончательно: «понять, в чем суть термина «математическая модель» и какова ее роль в УД». Цель записывается в тетрадь. Учитель предлагает ученикам, опираясь на их знания и умения, зафиксировать процесс работы над новым материалом в виде информационно-логической схемы. Каждый блок схемы — это один из вопросов, выделенный в ходе работы над новым материалом. Количество блоков индивидуально. Учитель напоминает, что в начале изучения темы «Этапы подготовки задачи к решению на компьютере» было отмечено, что термин «формализованная» в нашем контексте является синонимом термина «математическая». Внимание учеников обращается на термин «модель». Учитель предлагает вниманию учеников следующие модели: 1) модель двигателя внутреннего сгорания; 2) модель полевой пушки; 3) модель Солнечной системы; 4) модель математического маятника. Учащиеся приводят примеры моделей, с которыми им приходилось сталкиваться в учебной деятельности: глобус, карта, графики, схемы, чертежи и и. д. Учитель констатирует, что, судя по количеству названных моделей, опыт работы с ними у учеников достаточно большой, и просит учащихся попытаться дать определение модели. Заслушиваются несколько определений, но, по общему мнению учеников, «в них чего-то не хватает». Учитель предлагает обратиться за помощью к учебнику (Каймим В. А. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1990. С. 197.): «Как правило, это обычные системы уравнений и неравенств». Ученики делают вывод, что данное определение подходит не ко всем моделям, а только к математическим. Учитель предлагает прочитать еще одно определение из учебника (с.201); «Модели — это отражение наиболее существенных свойств, признаков и отношений явлений, объектов или процессов предметного мира». Затем зачитывается определение, взятое из философского словаря: «Модель — образец (устройство), воспроизводящий (имитирующий) строение и (или) действие некоторого объекта, процесса или их частей». Под руководством учителя учащиеся проверяют функциональность второго и третьего определений на рассматриваемых моделях, выделяя при этом различия между моделями и определяя, чем они обусловлены. Примеры: Назначение модели Солнечной системы — дать представление о Солнечной системе. Так как модель выполнена в определенном масштабе, то она позволяет сравнить физические размеры планет, их Удаленность от Солнца, друг от друга и т. д. Назначение модели двигателя внутреннего сгорания — продемонстрировать процесс движения поршня в цилиндре двигателя. Вывод, который делают после этого ученики: второе и третье определения функциональны, т, е. ими удобно пользоваться на практике. Именно этого не хватало определениям, которые давали сами ребята. Выясняется, что различия между моделями определяются, во-первых, целями, в соответствии с которыми они создаются, во-вторых, объектом и деталями демонстрации (что будет демонстрироваться), в-третьих, степенью их детальности (сходству с предметом, который моделируется). Учитель, чтобы систематизировать учебный материал, подтвердить и уточнить сделанный вывод, предлагает ученикам прочитать § 46 учебника (с.201 — 203) и проанализировать: 1)совпадают ли сделанные на уроке выводы с выводами, приведенными в учебнике; 2) есть ли в тексте § 46 новая информация о моделях, которая еще не рассматривалась в ходе урока (если да, то надо ее зафиксировать); 3) достигли ли ученики поставленной цели. В результате анализа текста § 46 учащиеся отмечают: 1) вывод о различиях между моделями, сделанный в ходе урока, очень близок к содержанию учебника, не противоречит ему; 2) информация в учебнике о видах модельных представлений является новой только по терминологии, а не по содержанию. В начале изучения новой темы были рассмотрены модели всех видов: • графические представления — схема математического маятника; • словесное описание объекта, базирующееся на понятиях, — математическая постановка задачи (домашнее задание к этому уроку); • математические модели (эта модель получена при проверке домашнего задания); 3) цель урока еще не выполнена. Учитель просит учеников вернуться к определению математической модели (с. 197 учебника), затем прочитать с. 197— 200 учебника и выделить информацию о преимуществах, которыми обладают математические модели по сравнению с другими видами моделей. Итог анализа фиксируется на доске и в тетрадях. Выявляются следующие преимущества математической модели: 1) возможность достаточно легкого преобразования в компьютерную модель;
2) универсальность (в том смысле, что большинство природных процессов и объектов могут быть смоделированы, а также в том, что могут существовать несколько математических моделей одного объекта или процесса); 3) полнота (можно выделить сколь угодно большое число параметров, описывающих модель); 4) сравнительная дешевизна исследования; 5) быстрая коррекция модели; 6) безопасность испытания и т. д. Делаются выводы: • если задача имеет математическую модель, то она, как правило, решается с помощью ЭВМ; • в учебной деятельности ученики постоянно сталкиваются с различными моделями (формулы, графики, карты, макеты и т. д.).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |