Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффективность технологии дистанционного обучения



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Эффективность технологии дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из особенностей развития современного общества является процесс информатизации, который приобрел в настоящее время глобальный характер. Под воздействием информатизации в настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни. Одним из элементов информатизации являются новые информационные технологии, применение которых позволяет находить новые подходы в решении различных проблем. Следствием общей информатизации общества является информатизация образования, одной из форм которой является дистанционное обучение. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология. Однако наряду с интенсивным внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс возникает вопрос: насколько эффективна дистанционная система обучения?

1. Новые источники знаний

До последнего времени в процессе извлечения знаний между учеником и знаниями существовал единственный посредник – учитель.

Однако с развитием техники возникло принципиально новое явление - дистанционное обучение, в котором кроме учителя и ученика (субъекта и объекта) появляется нечто новое, не формулируемое единым термином. С одной стороны – это технический посредник (компьютер) с другой стороны – это бесконечный источник знаний, работающий в режиме мгновенного получения любой информации (интернет). Данный источник знаний действительно имеет двойную сущность: с одной стороны пространство интернет может быть представлено в виде продолжения субъективного Я ученика, продолжения его чувств в виде виртуальной реальности. С другой стороны, та же виртуальная реальность представляет собой объективный набор информационных ресурсов, контактирующий с Я ученика посредством экрана компьютера.

2. Психологический комфорт обучающихся

Кроме диалога учителя и ученика, контроля учителя за учеником, возникает дополнительная необходимость познать инструмент, обеспечивающий не диалог, а общение втроем, причем в данном общении все стороны треугольника становятся равноценны: учитель – Интернет - ученик, и структура преподнесения учебного материала совершенно меняется по сравнению с классической схемой.

Данная схема принципиально меняет подходы к процессам, определяющим структуру познаваемости окружающего мира, а также схемам извлечения знаний из окружающего мира и пространства знаний. Проблема извлечения знаний все больше начинает представлять собой проблему извлечения знаний из виртуального, а не реального пространства. Соответственно реальный мир подменяется виртуальным.

На сегодняшний день существует большое количество различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, однако не существует четкой концепции формирования подобных курсов. Проблема отсутствия единой концепции и отсутствия анализа процесса извлечения знаний на основе новых информационных технологий, учитывая экспоненциальный рост количества обучающихся посредством дистанционного обучения, может в конечном счете привести к понижению эффективности образовательного процесса.

Ограниченность курса, отсутствие живого контакта с учителем и возможность расширения определений и формулировок, порождают недопонимание и в конечном итоге сказываются на качестве обучения.

3. Новые подходы к системе обучения

Новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное, возникает принципиально новый источник информации, фактически безграничный – это мировые Интернет - ресурсы.

Однако преимущества дистанционного обучения в ряде случаев оборачиваются его недостатками. Так, согласно исследованиям, к числу недостатков обучаемые причисляют:

- избыточное количество информации

- чрезмерное дробление дискуссий (фрагментарность)

- проблемы, связанные со временем (асинхронность и пр.)

- отсутствие мгновенного отклика преподавателя на вопрос

Хотя в литературе по дистанционному обучению такие его свойства, как асинхронность, модульность, информативность относят к его положительным качествам.

Таким образом, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов, и эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов, форм, методов и технологий обучения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система высшего образования, в обобщенном виде, может быть сведена к трем типам: одноуровневая, ступенчатая и многоуровневая.

2. Традиционная система высшего заочного образования все более заметно отстает от быстро изменяющейся жизни. Выпускники современной системы высшего заочного образования России, входящие в складывающуюся транснациональную экономику должны обладать унифицированными кодами освоения локальных и глобальных процессов развития цивилизации и культуры.

3. В образовательном обществе востребована личность, способная к самообразованию. Обеспечение непрерывности образования является социальным заказом общества. Дистанционная форма обучения способна обеспечить постоянный образовательный рост личности. Дистанционное обучение, по сути, представляет собой личностно-ориентированную форму обучения. Оно представляет свободу выбора преподавателя (тьютора), возможность подбора учебного материала в зависимости от информационной потребности обучающегося. В отличие от заочной формы средства связи в дистанционном обучении максимально оперативны, учебные программы и курсы гибки и индивидуальны.

4. Дистанционное обучение развивается колоссальными темпами, этому способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Однако, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов, и эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов, форм, методов и технологий обучения.

Скорее всего, дистанционное обучение становится альтернативой заочной формы обучения, но лишенной его недостатков (прерывистость учебного процесса, отсутствие постоянной обратной связи, затрудненный доступ к библиотечным фондам).

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, связанных с организацией дистанционного образования, в силу того, что эти проблемы сложны и многоаспектны. Дальнейшее исследование в этой области может быть посвящено более детальному изучению возможности перехода на сетевую технологию дистанционного обучения на основе использования Интернет как новой коммуникационной среды.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

 

1.1. Закон РФ «Об образовании». Ст.8, Екатеринбург – 2009.

1.2. ФЗ от 10.01.2003 №11-ФЗ. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» [Текст]: СЗ РФ. – 2003. – №2. – ст.163

 



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Эффективность технологии дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффективность технологии дистанционного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)