Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гудвилл: новая экономическая категория рыночной экономики



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Гудвилл: новая экономическая категория рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время функционирование российской экономики и ее дальнейшее развитие сложно представить без профессиональной оценочной деятельности, которая развивается в крупных центрах страны и все дальше проникает в регионы. Основная задача оценщиков заключается в том, чтобы разработать адекватную систему подходов и методов, с помощью которых можно было бы проводить сопоставимую и качественную оценку всех объектов, учитывая при этом особенности отечественной экономики, ориентируясь на накопленный международный опыт, а также на соответствующую теоретическую базу.

В последнее время знания, компетенции, деловая репутация фирмы и другие нематериальные активы стали ключевыми факторами конкурентных преимуществ фирм в экономике наиболее развитых стран.

Нематериальные факторы все больше играют доминирующую роль в процессе создания богатства. В последнее время знания, компетенции, деловая репутация фирмы и другие нематериальные активы стали ключевыми факторами конкурентных преимуществ фирм в экономике наиболее развитых стран. Нужно сказать, что конкурентоспособность между устойчивыми предприятиями на рынке, в первую очередь, объясняется наличием у них такого нематериального актива, как деловая репутация. Лояльность потребителей, наработанные деловые связи, развитая сбытовая сеть обусловливают устойчивые позиции таких предприятий на рынке. Поэтому сегодня очень актуальна оценка деловой репутации предприятий, действующих на российких рынках. В отечественной учетной литературе можно встретить такие понятия, как цена фирмы, доброе имя, деловые связи, партнеры фирмы и др. В англоязычной экономической литературе эти понятия именуются goodwill.

В связи с переходом на МСФО в данной главе мы позволили себе понятие «деловая репутация» заменить иностранным понятием «гудвилл».

Понятие «гудвилл» появилось в Англии в первой половине XV в. С середины 1880-х гг. гудвилл становится объектом обсуждения среди счетных работников. Они обратили внимание на то, что одно упоминание фирмы создает повышенный спрос на ее продукцию и в связи с этим возникает дополнительная прибыль. Актив понимали как средства, приносящие прибыль, и сразу появилась проблема: есть нечто, что приносит прибыль, но вычислить эту прибыль из общей ее массы не представляется возможным, следовательно, невозможно и исчислить стоимость этого, т.е. гудвилла. Дискуссия по этой проблеме стала одной из самых интересных в мировом бухгалтерском учете. И.Ф. Шер (1846–1924) определял гудвилл как «особый вид вуалирования баланса». Он говорил, что этот способ представляет собой так называемое «разводнение капиталов», имеющее место при слиянии акционерных обществ. Стоимость активов приобретенной компании искусственно завышалась на величину гудвилла, а поскольку эти активы списывали неравномерно, искажались финансовые результаты. Ф. Пикслей (1852–1933) определял гудвилл как «дисконтированную стоимость ожидаемых будущих сверхприбылей». Под сверхприбылью он понимал «сумму превышения получаемой предприятием прибыли на вложенный капитал, с учетом присущих бизнесу рисков». Гудвилл свойствен любому предприятию, которое имеет сверхприбыль, функционирует и может быть куплено. Но объектом отражения в бухгалтерском учете может быть только «приобретенный гудвилл».

Понятие «деловая репутация» было давно известно отечественным бухгалтерам, потому что еще в 1925 г. вышла в свет книга И.Ф. Шера «Бухгалтерия и баланс». Но в советский период предприятия не могли быть объектами купли-продажи. Когда Россия перешла к рыночным отношениям, предприятия стали выступать не только в качестве субъектов, но и объектов гражданских прав. Деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета при совершении сделки купли-продажи предприятия.

Международный стандарт финансовой отчетности 22 «Объединение компаний» является предметом постоянных прений, выбор учета объединения компаний и вопрос оценки и учета гудвилла до сих пор не сходит со страниц профессиональной печати. Новые правила учета слияний и поглощений компаний и учета гудвилла для американских компаний утверждены принятыми Положениями о стандартах финансового учета 141 «О коммерческих объединениях» и 142 «Гудвилл и другие нематериальные активы», вышедшими в 2001 г. В России учету гудвилла посвящены следующие документы: ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом МФ РФ от 16.10.2000 г. и Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом МФ РФ № 112 от 30.12.1996 г.

Определение гудвилла, в котором, как в любом классическом определении, содержится набор самых существенных отличительных свойств, характеризующих определяемый объект или явление.

По мнению Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, гудвилл – это активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению.

Джоэл Дж. Сигел, Джей К. Шим трактуют гудвилл как теоретически текущую дисконтированную ценность будущего превышения прибыли данной компании над прибылью других компаний данной отрасли.

Несмотря на оригинальность этих определений, мы считаем целесообразным дополнить и откорректировать данное определение. По-нашему мнению, гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Эти преимущества могут характеризоваться наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим расположением, высококвалифицированным управленческим персоналом, хорошо поставленной системой сбыта, налоговыми льготами, благоприятными кредитными условиями и т.д.

Деловая репутация бывает как положительной, так и отрицательной. Стоимость любого предприятия, взятого в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов. Иными словами, между стоимостью предприятия и совокупной стоимостью его имущества и обязательств всегда есть разница, она и называется гудвилл. Так, например, корпорация «Нестле» приобрела фирму «Роунтри» за 2,55 млрд долл. США, что более чем в пять раз превысило балансовую стоимость фирмы. Корпорация «Моррис» в октябре 1988г. купила фирму «Крафт» почти за 13 млрд долл. США, что в четыре раза больше балансовой стоимости этой фирмы. Указанная разница может быть либо положительная, либо отрицательная.

Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимость активов и пассивов. Таким нечто может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географическое положение, репутация качества, техническое ноу-хау, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т.п. Отрицательная деловая репутация свидетельствует об обратном. Деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемые имущества. Ими нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухгалтерского учета, включая другие виды нематериальных активов.

Для отечественного учета серьезной проблемой является оценка стоимости гудвилла. В балансе такая величина появляется только в том случае, если предприятием была совершена покупка другого предприятия. Стоимость собственной деловой репутации в балансе не отражается.

Различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку гудвилла как источник дополнительных поступлений прибыли (метод избыточных прибылей) и использует методы оценки бизнеса. Например, отрасль состоит из трех предприятий, имеющих равные активы (1000 ден. ед.), одинаковую структуру и одинаковый технический уровень (качество). Но прибыльность активов различна: у предприятия А она составляет 25 %, у предприятия В – 15 %, у предприятия С – 5 %. Средняя рентабельность равна 15 %. Если считать, что средняя цена предприятия 1000 ден. ед., то предприятие А оценивается в 1000·(25/15)= 1667 ден. ед. Следовательно, гудвилл 1667-1000=667 ден. ед., предприятие В – 1000·(15/15)=1000ден. ед., отсюда гудвилл 1000-1000=0 ден. ед., предприятие С=1000·(5/15)=-333,3 ден. ед., гудвилл -333,3-1000=-1333,3.

Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок. Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе. Так, если фирма А куплена за 1700 ден. ед., то гудвилл 1770-1000=700 ден. ед.

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, уровня квалификации персонала, и учитывать как доходы будущих периодов.

Гудвилл имеет богатую историю развития в практике мирового бухгалтерского учета. Но, несмотря на давнее происхождение, он по-прежнему актуален, тем более в современных рыночных отношениях. Нужно сказать, что более широкому применению оценки гудвилла должна способствовать все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний, их заинтересованность в этом. Именно это должно быть одной из основных стратегических целей руководства предприятия. Также велика значимость гудвилла как инструмента, с помощью которого можно не только существенно повысить стоимость предприятия, но и тем самым привлечь новые инвестиции.

 



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Гудвилл: новая экономическая категория рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гудвилл: новая экономическая категория рыночной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)