Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные аспекты внедрения  системы внутреннего аудита



2019-07-03 326 Обсуждений (0)
Организационные аспекты внедрения  системы внутреннего аудита 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исходя из главной концепции аудита, обобщения теории и практики, внутренний аудит следует рассматривать как систему внутрихозяйственного контроля, организованную хозяйствующим субъектом в интересах его руководства и регламентируемую внутренними документами. Он направлен на поддержание обратной связи между объектом и субъектом управления. В отличие от внешнего контроля, в задачи которого входит подтверждение достоверности данных учета и отчетности хозяйствующего субъекта (аудит), правильности исчисления и уплаты налогов (налоговый контроль), расходования средств бюджета (бюджетный контроль, ревизия в корпоративных структурах) и т.п., внутрихозяйственный контроль как неотъемлемая часть системы управления экономического субъекта решает задачи непосредственного управления текущей деятельностью. Поэтому внутрихозяйственный контроль, как правило, проводится непрерывно, в отличие от периодического внешнего контроля, обеспечивается силами самой организации и ориентирован главным образом на повышение эффективности деятельности, а не на проверку достоверности и соответствия бухгалтерского учета. Тем не менее указанные направления также занимают важное место в системе внутреннего аудита, особенно в той её части, которая входит в бухгалтерский учет организации.

Изучение организационной структуры ряда сельскохозяйственных предприятий привели к следующим выводам:

1. Методика контрольных проверок не предусматривает проверки правильности отнесения затрат на себестоимость продукции, начисления налогов, выдачу рекомендаций по налоговому планированию. В связи с этим имеющаяся методика не предупреждает о возможных санкциях при проверках налоговыми органами. Был недостаточно проработан раздел имеющейся методики по аудиту финансовых результатов, формированию фондов, резервов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существовавшая методика была недостаточно информативна для целей принятия управленческих решений: информация предоставлялась в разрозненном виде, без выделения финансовых показателей, необходимых для оперативной и перспективной оценки финансового состояния организации, себестоимости продукции, расходования централизованно распределяемых целевых средств, оценки формирования затрат и доходов.

2. Не используется возможность эффективно применять вычислительную технику: оперативно собирать достоверную информацию о финансовом состоянии структурных подразделений, об их деятельности и обрабатывать её в автоматическом режиме.

3. Методика проведения ревизии направлена на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, в то время как необходимо оказание помощи проверяемому подразделению.

4. Методика ревизии направлена только на выявление нарушений действующего законодательства, но не выявляет, что именно снижает платежеспособность, финансовую устойчивость и ухудшает финансовое состояние организации.

Вместе с этим целый ряд моментов в существующей методике контроля следует сохранить как основу для разработки методики внутреннего аудита. В основном эти моменты касаются проведения проверок состояния бухгалтерского учета и некоторых организационных моментов.

Являясь функцией управления, внутренний аудит тесно связан с ним и взаимодействует в выработке управленческих решений. При создания службы внутреннего аудита в целях повышения уровня организации и эффективности функционирования в организациях данной службы Р.А. Алборов предлагает 12 организационно-методических аспектов. Для повышения уровня организации и функционирования в организациях сельского хозяйства нами пересмотрены организационно-методические аспекты и требования к созданию службы внутреннего аудита сельскохозяйственной организации (табл. 10).

 

Таблица 10

Организационно-методические мероприятия и требования к созданию службы внутреннего аудита на предприятиях сельского хозяйства

Организационно-методические мероприятия Требования к создаваемой службе
1. Внедрение на базе специально созданного подразделения аппарата уп-равления Сотрудники должны иметь достаточную квалификацию, опыт практической работы. Организация внутреннего контроля (аудита) должна осуществляться на основе его концепции, с учетом целей и задач в системе управления
2. Координация работы с юридическим отделом, бухгалтерией, технологической (агрономы и зоотехники) и другими службами административно-уп-равленческого аппарата Аудиторская служба должна соблюдать принцип независимости. Сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь профессиональную подго-товку не только в сфере производства, но и права, технологии сельского хозяйства и экологии
3. Целесообразность разработки соответствующих показателей для оценки эффективности контрольно-аудитор-ской деятельности Показатели могут быть относительные и абсолютные. Оценку эффективности следует проводить после всех мероприятий
4. Привлечение в качестве консультантов специалистов различных сфер деятельности сельского хозяйства Использование аудиторов организаций внеш-него аудита и специалистов по техническим, агрономическим, экологическим и другим вопросам
5. Строгое соблюдение основополагающих требований и допущений при формировании организационной струк-туры службы внутреннего контроля (аудита) и создании подсистемы «внут-рихозяйственный контроль – внутренний аудит» Организация внутреннего контроля (аудита) исходя из его стратегии. Учет основных требований: гибкости, мобильности, активности и адаптивности в условиях системы экономических методов управления; относительная простота и полнота обеспечения информацией с учетом потребности в ней для принятия управленческих решений; соответствие масштабов внутреннего контроля степени его эффективности и размерам деятельности; соответствие структуре, перечню и объему контрольных работ и их характеристикам
6. Выбор оптимальной структуры службы внутреннего контроля (аудита), четкое определение обязанностей, прав сотрудников данной службы для достижения максимальной эффективности контрольно-аудиторской деятельности при подборе кадров Необходимость использования самых разнообразных методов и способов определения компетенции кандидатов (тестирование, собеседование, анкетирование, опрос, испытания и т.д.). Необходимость особого внимания не только к профессионализму, но и личным качествам специалистов по аудиту (они должны воплощать в себе черты психолога, юриста, экономиста, советчика)

 

На основе организационно-методических мероприятий и требований к организации отдела внутреннего контроля возможно создание эффективного отдела внутреннего контроля. Исходя из принятого определения внутреннего аудита его общей задачей является помощь организации в эффективном выполнении ею своих обязанностей в соответствии с её назначением. Система внутреннего аудита – это орудие управления, предназначенное для обеспечения достижения целей управления. Для этого служба внутреннего аудита снабжает управление организации информацией о результатах выполненного анализа, оценках деятельности того или иного структурного подразделения. Результаты деятельности внутреннего аудита используются руководством организации для управления и текущего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и(или) собственниками в зависимости:

- от содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

- сложившейся системы управления экономического субъекта.

На основе данного пункта аудиторского стандарта было определено место внутреннего аудита в системе управления организацией.

В процессе управления производственной деятельностью организации необходимы сведения о достижении заданной цели с тем, чтобы воздействовать на производственный процесс, обеспечивая выполнение управленческих решений. Таким образом, весь процесс управления организацией основывается на системе потоков экономической информации, представляющих собой связь внутренних потоков прямой и обратной информации.

Поскольку наличие подразделения внутреннего аудита не является обязательным и стандарты внутреннего аудита не разработаны, то и задачи, стоящие перед внутренними аудиторами в организации, устанавливаются ею самостоятельно. В стандарте аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» сказано: «Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта». С учетом этого необходимо рассмотреть взаимосвязь службы внутреннего аудита с другими подразделениями организации.

Служба внутреннего аудита является неотъемлемой частью организационной структуры предприятия, подчиняющейся непосредственно назначившему его руководству, и независима от руководителей проверяемых структурных подразделений. Выполнение внутренними аудиторами своих обязанностей позволяет руководству удостовериться, что деятельность организации соответствует принятой учетно-финансовой политике и требованиям законодательства. Вместе с тем служба внутреннего аудита обеспечивает обратную связь с подразделениями организации.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства. В нашем случае в качестве объекта внутреннего аудита выступают объекты бухгалтерского учета и отчетности, а именно:

а) источники собственных средств;

б) общая стоимость имущества предприятия (валюта баланса);

в) сумма собственных оборотных средств;

г) сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств и т.д.

Как мы уже отмечали, оценка финансового состояния организации носит комплексный характер и поэтому нельзя ограничить контроль каким-либо одним направлением, например контролем только ликвидности баланса или платежеспособности. Кроме того, функции внутреннего контроля требуют проверки не только информации финансового и управленческого учета, но и данных планов и прогнозов, нормативных показателей, соответствия операций организации его внутренним регламентирующим документам и действующим нормативным актам. Среди внутренних регламентирующих документов организации необходимо особо выделить приказы, распоряжения и прочие документы, определяющие стратегию развития организации.

Свою работу внутренняя аудиторская служба организации должна строить на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационной обеспеченности в рамках разработанного внутреннего «Положения о структурном подразделении». Разработка данного Положения, применение стандартов внутреннего аудита, определение взаимосвязей внутреннего аудита и прочих служб организации способствуют пониманию целей и задач отдела (службы), эффективному взаимодействию внутренних аудиторов как внутри отдела, так и с другими службами предприятия.

Для обеспечения связи между компонентами организационно-про-изводственной системы, системы окружающей среды необходима оперативная и достоверная информационная система. В процессе управления производственной деятельностью организации необходимы сведения о достижении заданной цели с тем, чтобы воздействовать на производственный процесс, обеспечить выполнение управленческих решений. Отсюда следует, что любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, которая обеспечивает связь внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации экономического субъекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Важность получения оперативных и достоверных данных обусловлена прямой зависимостью результатов принимаемых стратегических решений от точности прогнозных значений финансовых показателей. Необходимо отметить, что надежность прогнозов финансовых показателей связана в большей степени с качеством исходной информации, чем с применяемыми методами анализа.

Основу информационной системы организации составляют внешние и внутренние источники (бухгалтерская информационная система, где хронологически и систематически накапливаются и обрабатываются данные, связанные с учетом, контролем, анализом и регулированием процессов). Сотрудники внутренней службы аудита должны с особой тщательностью подходить к формированию информационной база аудита, т.к. этот этап требует наибольшей трудоемкости и сравнительно трудно поддается формализации и автоматизации. Поэтому возрастает значение систематизации базы данных проведения аудиторских процедур.

Мы предлагаем использовать следующую классификацию источников информационной базы аудиторских процедур:

1) внутренние и внешние (по отношению к организации);

2) первичные и вторичные (по целям первоначального сбора информации);

3) постоянные и динамические (переменные) – в зависимости от периодичности изменения и скорости устаревания информации;

4) по источникам:

- данные нормативных актов (федеральных и местных законов, постановлений Правительства, приказов Министерства финансов и т.п.);

- данные стандартов и правил (Положения по бухгалтерскому учету, аудиторских стандартов и т.д.);

- методические рекомендации и указания, утвержденные государственными органами по учету, контролю;

- общеэкономическая информация (уровень инфляции, уровень процентных ставок и т.д.);

- финансовая информация;

- данные бухгалтерского, управленческого и налогового учета;

- отраслевые и внутрифирменные нормы и нормативы;

- техническая и технологическая информация;

- прочая информация.

Формирование информационной базы должно проходить в тесном взаимодействии с функциональными подразделениями организации.

Основным источником количественной информации для аудита финансовой устойчивости являются данные бухгалтерского учета, технико-экономические показатели бизнес-планов. Нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета, формируют основу анализа и контроля, поскольку непосредственно определяют отражение соответствующих доходов, расходов, активов и обязательств в регистрах учета и отчетности, являющихся информационной базой для принятия управленческих решений.

 


4.4 Сравнительная оценка международных стандартов внутреннего аудита в соответствии с принципом независимости

 

Особое место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Эта система представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные процедуры в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации. Контрольные процедуры осуществляются на предприятии с целью эффективного управления, основой которого является контроль выполнения всеми сотрудниками экономического субъекта своих обязанностей. Внутрихозяйственный контроль широко применяется в мировой практике ведения бизнеса. Его необходимость очевидна в современных условиях хозяйствования в России. Внутрихозяйственный контроль является одной из важнейших функций управления, поэтому чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено:

- решением различных задач, поставленных перед ними;

- различным характером зависимости;

- различием организации работы.

Исследование места внутреннего аудита в системе внутрихозяйственного контроля, проведенное российскими учеными, показывает, что, несмотря на схожесть с другими формами внутрихозяйственного контроля, тем не менее внутренний аудит является самостоятельным явлением, отличительными признаками которого являются: обеспечение предварительного, текущего и последующих форм контроля; реализация не только контрольных, но и иных функций менеджмента; обслуживание интересов высшего звена управления. Однако внутренний аудит не ограничивает другие формы внутрихозяйственного контроля. Объективной предпосылкой этому являются различные пользователи информации, цели и объекты контроля, содержание отчетной информации.

Таким образом, внутренний аудит является одной из форм внутрихозяйственного контроля, жизнеспособность которой определена той ролью, которую играет внутренний аудит как на уровне отдельного экономического субъекта, так и на макроэкономическом уровне. Роль и значение внутреннего аудита в современных условиях функционирования предприятий различны для конкретных заинтересованных групп пользователей итоговой информации и могут определяться в зависимости от их интересов: непосредственно предприятие (или организации), на котором вводится служба внутреннего аудита; менеджмента предприятия; государства; народного хозяйства в целом как единого комплекса.

Для предприятия, которое организует у себя отдел внутреннего аудита, роль последнего заключается: в уменьшении финансовых и материальных потерь, сохранности собственности учредителей, предупреждении краж, присвоения имущества; выявлении возможности улучшения деятельности на основе выявления и мобилизации резервов производства, сокращения сверхнормативных запасов, экономии денежных средств и товарно-материальных ценностей; повышении деловой, инвестиционной и кредитной привлекательности предприятия; возможном снижении финансовых санкций и штрафов со стороны налоговых органов или других контрагентов; определении финансового состояния предприятия в любой момент времени.

Для менеджмента предприятия роль внутреннего аудита заключается: в возможности наилучшим образом реализовывать функции управления предприятием (внутренний аудит является средством обратной связи для администрации, а также инструментом, обеспечивающим выполнение приказов и распоряжений); возможности получения консультаций по вопросам, входящим в компетенцию органов внутреннего аудита; выявлении слабых мест и ошибочных решений, своевременном их исправлении и создании условий, исключающих их повторение; возможности эффективного и недорогого контроля дочерних фирм, филиалов и подразделений организации.

Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности бизнеса и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит. По мнению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors): «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Во-первых, оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений. Во-вторых, проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков. В-третьих, оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

В настоящий момент происходит трансформация внутреннего аудита в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности организации в целом. Внутренний аудит решает следующие задачи в области управления рисками: внутренние аудиторы в ходе различных видов аудитов предоставляют аудиторские рекомендации, позволяющие предотвратить риск или снизить его до приемлемого уровня; проводят оценку надежности и эффективности системы управления рисками; при соблюдении определенных условий могут помогать менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками компании. Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что анализ и управление рисками – это задача менеджмента компании, в решении которой внутренний аудит оказывает менеджменту содействие.

Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405 (далее – Правило (стандарт) № 8), система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.

К системе внутреннего контроля можно отнести: систему бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля. Система бухгалтерского учета – это совокупность форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств посредством сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, то есть осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Под контрольной средой подразумевается, во-первых, понимание руководством экономического субъекта важности и значения системы внутреннего контроля, а во-вторых, это, собственно, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы. Средства контроля должны обеспечивать: совершение хозяйственных операций с одобрения руководства организации; правильное отражение всех операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации; возможность доступа к активам только с разрешения руководства организации; осуществление руководством организации надлежащих действий при несоответствии фактически имеющихся активов и обязательств данным бухгалтерского учета.

Согласно ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) высший орган управления акционерным обществом – общее собрание акционеров – избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. При этом согласно ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) данная служба создается в обязательном порядке. Избранный контрольный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества производится по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии (ревизора) общества либо по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или же по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. В то же время Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) допускает отсутствие ревизионного органа в организациях с числом участников менее пятнадцати, но только в том случае, если это оговорено в уставе общества. Вместе с тем в ст. 32 Закона № 14-ФЗ указано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом ООО, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества независимый аудитор, то есть лицо, не связанное имущественными или родственными интересами с участниками общества и его руководством.

Таким образом, внутренний аудит – это организованная в рамках экономического субъекта в интересах органов его управления и регламентированная его внутренними документами деятельность специально созданного структурного подразделения по проверке и оценке работы этого субъекта и представлению руководству соответствующей информации. Служба внутреннего аудита создается на основании специального распоряжения по головной организации, в котором определяются цели, задачи, структура и численность службы, права и обязанности ее работников, назначается ее руководитель, предусматриваются периодичность ревизий и проверок, порядок рассмотрения их результатов. Главным же отличием внешнего аудита от внутреннего является постановка перед ними разных целей, ориентированных у первого на собственников и защиту их интересов, а у второго – на руководство организации, состоящее в ряде случаев из наемных менеджеров.

Следует отметить, что имеются также отличия работы ревизионной комиссии (ревизора) от деятельности службы внутреннего аудита. Основными задачами ревизии являются осуществление контроля за соблюдением законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами. Именно такое определение цели ревизии дано в приказе Минфина России от 14.04.2000 г. № 42н, утвердившем Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами этого министерства. Служба внутреннего аудита, помимо осуществления контроля в форме ревизий и проверок, должна вести работу и по таким направлениям, как анализ финансовой отчетности, сопоставимость ее показателей со статистической и оперативной отчетностью, оценка достоверности активов и пассивов, проверка адекватного отражения хозяйственных операций в учете и правильности составления отчетности, оперативное представление необходимой информации руководству головной организации, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и других контролирующих органов. Главное же их отличие заключается в том, что ревизии, осуществляемые ревизионными комиссиями, носят эпизодический характер; внутренний же аудит проводится систематически, постоянно, а число выполняемых им задач значительно больше [1].

Внутренний аудит в тесном взаимодействии с менеджментом компании всех уровней способствует совершенствованию систем управления рисками, контроля и корпоративного управления с целью обеспечения: своевременного определения и анализа рисков, стоящих перед компанией; полноты и достоверности финансовой и управленческой информации; соблюдения сотрудниками политик, процедур, стандартов компании, а также законодательства; сохранности активов компании; выполнения планов и достижения поставленных целей как компанией в целом, так и отдельными подразделениями/функциями; эффективного и экономичного использования ресурсов. Основой внутреннего аудита, руководящим правилом в работе внутренних аудиторов являются стандарты профессиональной деятельности. По нашему мнению, если не соблюдены эти стандарты, то функционирование отдела внутреннего аудита не будет соответствовать своей главной цели, а следовательно, будет не эффективным и нецелесообразным. В соответствии с системным подходом стандарты должны содержать следующие принципы: «Независимость», «Профессионализм», «Осуществление внутреннего аудита», «Управление внутренним аудитом». В каждом из разделов есть подразделы.

Независимость означает, что внутренние аудиторы независимы, когда они могут выполнять свою работу свободно и объективно. Независимость внутреннего аудитора определяется оргстатусом отдела внутреннего аудита, правами и обязанностями внутреннего аудитора, в том числе доступом к высшему руководству.

Профессионализм предполагает, что внутренний аудитор имеет определенный уровень подготовки, опыта и квалификации, умеет распознать и оценить отклонения, исполнять свои обязанности в соответствии с этическим кодексом. Следующие основные стандарты внутреннего аудита могут относиться к разделу «Профессионализм».

Стандартами, связанными со стадиями осуществления внутреннего аудита, могут быть «планирование внутреннего аудита», «проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита», «отчет по результатам внутреннего аудита», «доведение результатов внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия».

Управление внутренним аудитом включает такие стандарты, как «управление подразделением внутреннего аудита», «регламентация внутреннего аудита», «контроль качества работы внутренних аудиторов», «управление персоналом отдела внутреннего аудита», «координация действий с внешними аудиторами», «аудиторские комитеты». Кратко охарактеризуем некоторые из них.

В заключение необходимо отметить, что наличие в коммерческой организации стандартов внутреннего аудита делает возможной адекватную оценку внутреннего аудита со стороны как руководителей организации, так и внешних аудиторов и государственных ревизоров. Конечно, стандарты внутреннего аудита должны пересматриваться при изменении внешней среды. Соблюдение вышеуказанных правил повышает доверие к качеству оказываемых внутренними аудиторами услуг.

В российских и западных компаниях вопрос о независимости внутреннего аудита решается по-разному, существует два основных подхода:

1. Внутренний аудит направлен на создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего контроля в компании и выявление и уменьшение разного рода рисков. В этом случае службу внутреннего аудита возглавляет, как правило, директор, который отчитывается перед Президентом или Правлением компании и Аудиторским комитетом. В некоторых случаях директор по внутреннему аудиту может занимать позицию вице-президента, а внутренний аудит быть такой же корпоративной функцией, как, например, финансы или маркетинг. При таком подходе внутренний аудит организационно независим от функционального руководства компании.

2. Внутренний аудит направлен на проверку финансовой отчетности, бухгалтерских процедур и сохранности активов компании. При этом отдел внутреннего аудита является подразделением финансового отдела, а менеджер по внутреннему аудиту подчинен финансовому директору компании или подразделения. Аудит формально зависим от высокопоставленного функционального руководителя компании, который несет ответственность за состояние внутреннего контроля.

В крупных компаниях возможен промежуточный вариант: менеджер по внутреннему аудиту подразделения может подчиняться как директору по внутреннему аудиту, так и финансовому директору подразделения. Следует заметить, что общую ответственность за состояние внутреннего контроля в компании несет, как правило, финансовый директор.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Если внутренний аудит структурно независим, то руководство компании (и Аудиторский комитет) получает больше объективной информации о состоянии системы контроля в различных подразделениях и на различных функциональных уровнях, а также о существующих рисках, что обеспечивает должный уровень контроля за выполнением аудиторских рекомендаций. Если же внутренний аудит существует в рамках финансового отдела, то есть опасность, что возобладает подход «не выносить сор из избы», и в результате аудиторские рекомендации не будут выполнены или будут выполнены частично. Но чем выше иерархический уровень тех, для кого предназначен аудиторский отчет, тем менее открытыми и готовыми к взаимодействию могут быть сотрудники в ходе аудита, и об этом не стоит забывать.

В российских компаниях внутренний аудит в значительной степени продолжает аудит внешний, то есть, главным образом, направлен на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и правильности исчисления и уплаты налогов. К сожалению, в некоторых случаях внутренний аудит используется как инструмент воздействия на отдельных руководителей. Есть немало примеров, когда факты, ставшие известными в результате внутренних аудитов, либо клали под сукно, либо использовали для смещения или увольнения руководителей.

Часто руководители российских компаний воспринимают внутренний аудит как современное название хорошо известной ревизии, основными задачами которой являются проверка обеспечения сохранности активов компании и выявление и ликвидация задолженностей по недостачам и хищениям. Как следствие такого понимания внутренний аудит фокусируется не на поиске возможностей по улучшению существующих систем и процессов, а на выявлении недостатков и виновных лиц.

Руководству компании также следует помнить, что степень объективности внутренних аудиторов зависит от уровня их профессиональной подготовленности и умения выдерживать высокие психологические нагрузки. Аудиторы должны обладать необходимыми знаниями и навыками, а также уметь отстаивать свою точку зрения, выявлять суть проблемы, быть настойчивыми и уверенными в собственных силах. При недостатке таких качеств аудиторы будут ориентироваться на мнение и заключения аудируемых и не смогут сохранить свою объективность. Кроме того, есть риск, что, осознавая недостаток аргументов или слабость своей позиции в одних вопросах, внутренний аудитор уделит больше внимания простым и менее важным вопросам, где, как он считает, его позиции достаточно прочны. Последнее приведет к следующим негативным последствиям: некоторые риски или проблемы могут остаться не обнаруженными или им не будет уделено должного внимания; к внутреннему аудитору перестанут относиться, как к профессионалу высокого класса, и это скептическое отношение будет перенесено на внутренний аудит вообще.

Чтобы избежать возможных проблем, в отдел внутреннего аудита следует принимать людей, имеющих:

- финансовое, экономическое или аудиторское образование;

- знания в области теории менеджмента;

- опыт менеджерской работы, предполагающий умение общаться с людьми и расставлять приоритеты;

- базовые знания в различных функциональных областях (производство, маркетинг, логистика, продажи, закупки, информационные технологии и т.д.).

Для поддержания и развития необходимых навыков и качеств внутренние аудиторы должны посещать соответствующие семинары и тренинги, изучать профессиональную литературу, включая периодические издания (журнал «Internal Auditor» и т.п.), обмениваться опытом и знаниями с коллегами из других компаний. Есть еще один немаловажный аспект: cрок пребывания аудитора в должности составляет, как правило, от двух до трех лет, после чего он либо переходит на другую позицию в финансовом отделе, либо возвращается в отдел, из которого пришел во внутренний аудит. Проводя аудит этих отделов, аудитор столкнется с очевидным конфликтом профессионального и личного интересов, что может негативно сказаться на его объективности. Руководству компании и директору по внутреннему аудиту следует стараться максимально избегать подобных ситуаций, поскольку данный конфликт не всегда решает<



2019-07-03 326 Обсуждений (0)
Организационные аспекты внедрения  системы внутреннего аудита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные аспекты внедрения  системы внутреннего аудита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)