Урок производственного обучения
Введение
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах. В данной работе рассматривается одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.
Урок производственного обучения
Научно обоснованная организация обучении в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию сознательную дисциплину и любви к своей профессий. На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение учащимися отдельных операций в соответствии дидактическими принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащимся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся. После усвоения основных приемов учащиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретаются широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Учащиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда. Мастер производственного обучения должен учитывать, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнении операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составных части. Одновременно с выполнением работ учащиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда. Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия учащимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда. Основной формой организации занятий в учебных мастерских является урок. Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащимся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость. Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам. Цель урока производственного обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии. Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике. Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах: а) временное (занятие продолжается 6 часов); б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей); в) в методическом, приобладающеюся часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися. Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы: Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащемуся технологические знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций; Уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов на уроки производительного труда, цель которых - ознакомит учащихся с организацией труда и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания приемов и операций при выполнении производственных работ, а также освоение навыков контрольно - проверочные уроки, их цель - определять степень подготовки учащихся за определенный период обучения. Выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков. Устранить обнаруженные проблемы. Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |