Цели урока:
• повторить материал по теме «Что такое информация»;
Задачи урока:
• закрепить знания и умения учащихся по разделу «Информация»;
• развивать у учащихся умение применять полученные ими знания при решении задач различной направленности;
• сделать акцент на том, что любой житель нашей планеты должен уметь работать с информацией и этому надо учиться с малых лет;
• продемонстрировать ученикам применение информационных технологий и возможности сети Интернет;
• развивать коммуникативные навыки учащихся;
• воспитывать добрых и отзывчивых людей.
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
Возраст учащихся: III класс.
Вид урока: урок с элементами игровой технологии и командной работы.
Оборудование урока:
• мультимедийный проектор;
• компьютер учителя;
• компьютеры учеников;
• рисунки с видом Земли.
Литература, использованная при подготовке урока.
Первин Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.
Структура урока.
1. Организационный момент – 2 мин.
2 Создание игровой ситуации и постановка проблемных вопросов — 8 мин.
3. Работа в командах — 13 мин.
4. Презентация итогов работы команд — 11 мин.
5. Систематизация, обобщение, выводы — 6 мин.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, назови фамилии ребят отсутствующих на уроке (данные заносятся в журнал).
| Дежурный называет фамилии отсутствующих.
|
II. Создание игровой ситуации и постановка проблемных вопросов.
Дорогие ребята! Сегодня я получила по электронной почте странное письмо, но…сначала об авторе этого письма. Вы, наверное, читали сказки-романы Николая Носова о Незнайке и помните, что книга «Незнайка на луне» кончается следующими словами героя-коротышки: «А теперь можно снова отправляться куда-нибудь в путешествие». Так вот, похоже, Незнайка снова отправился в путешествие и конечно же попал в какую-то историю. Я получила письмо с присоединенным файлом следующего содержания (показывает на экране через проектор свой электронный почтовый ящик и зачитывает письмо):
Друзья!SOS! Нахожусь на неизвестной планете, где мне грозят пожизненным заключением, если я не отгадаю их загадки. Здесь живут такие же коротышки, как и я, но в то же время совсем не похожие на меня. У них везде компьютеры, и мне кажется, что это Электронный мир, только вот коротышки – люди живые, это точно. Посадили меня за компьютер. Я получил сообщение и со страхом прочитал вопросы, ответы на которые я НЕ знаю. Ребята, помогите, я так хочу вернуться на улицу Колокольчиков к своим друзьям.Поверьте, я буду обязательно учиться, когда вернусь в родной Цветочный город. Я знаю, что в вашей школе изучают информатику с 5 лет, поэтому вы уж точно сможете мне помочь. Пересылаю вам полученное мною сообщение и вопросы. Очень жду ответа. Незнайка.
Далее учитель предлагает открыть присоединенный файл сообщения.
«Коротышка Незнайка, ты прилетел с планеты Земля, и любая информация об этой планете нам очень важна. Создай рисунок с наиболее характерными видами Земли – это первое. Второе. Мы хотим знать, умеешь ли ты работать с информацией, поэтому ответь на предложенные тебе вопросы. В случае всех правильных ответов ты сразу же вернешься к себе домой, а если нет, то…
Ым ябет адгокин ен митсупто!
Подсказка: расшифруйте зашифрованную фразу, читая слова справа налево.
|
Учащиеся слушают.
Мы тебя никогда не отпустим!
|
III. Работа в командах.
Ребята, поможем Незнайке?
Для того, чтобы помочь Незнайке, разделитесь на три команды пор четыре ученика.
Работая в командах, ученикам необходимо:
- выбрать рисунок с видами Земли (учитель заранее приносит в класс несколько лучших ученических работ, отобранных учителем изо).;
- расшифровать зашифрованное сообщение;
- ответить на вопросы коротышек из Электронного мира.
Учитель открывает файл вопросов и раздает ученикам распечатки показанного документа.
Незнайка, ответь на следующие вопросы:
1. С помощью каких чувств ты получаешь сейчас информацию?
- зрения
- слуха
- вкуса
- обоняния
- осязания.
2. Какого вида информацию (с позиции компьютера) ты получил?
- текстовую
- графическую
- числовую
- смешанную.
3. Кто получил больше информации в зашифрованном сообщении: компьютер или пользователь?
4.Полученную информацию зашифрованного сообщения необходимо обработать. Кто первый должен е обработать?
- компьютер
- пользователь.
5. Полученное по электронной почте письмо необходимо сохранить. Чтобы сохранить файл на длительное время, его необходимо скопировать на магнитный носитель, например на…
- компакт-диск
- жесткий диск
- магнитофон
6. Незнайка, первым твоим задание было создать рисунок с наиболее характерными видами Земли. Это можно сделать двумя способами – на бумаге и с помощью компьютера. Если рисунок будет создан на бумаге, то с помощью каких устройств можно перенести рисунок в компьютер, чтобы потом переслать по электронной почте?
7. Предложим, что созданный тобою рисунок уже находится в памяти компьютера. Ты дорисовал его, используя один из графических редакторов, и озаглавил рисунок. Вопрос: какое действие ты совершил с информацией?
- поиск
- хранение
- передачу
- обработку.
|
Да.
Ребята делятся на команды.
1. С помощью зрения.
2. Текстовую.
3. Пользователь.
4. Компьютер.
5. Жесткий диск.
6. Сканер.
Обработку.
|
IV. Презентация итогов работы команд.
Каждая команда демонстрирует результат своей работы. Затем обсуждаются ответы команд. И в конце выбирается единственно правильный вариант (ошибаться нельзя, ведь тогда Незнайка не вернется на Землю, поэтому, если ребята не уверены в правильности ответа, разрешается обратиться за консультацией к учителю).
| Ребята обсуждают ответы.
|
V. Систематизация, обобщение, выводы.
Учитель отвечает на письмо (ученики видят этот процесс на экране с помощью проектора) и присоединяет к нему два файла.
1) рисунок (все рисунки заранее отсканированы, поэтому в компьютере имеется файл отобранного ребятами рисунка);
2) вопросы с ответами;
Учитель сразу же получает и зачитывает его ребятам.
«Спасибо, ребята! Когда вы будете читать это письмо, я уже буду дома. Обещание свое выполню: я обязательно буду учиться работать с информацией. Ваш Незнайка..
Можно задать вопросы:
1. Как работали команда и каждый член команды?
2. Какие трудности возникали при ответах на вопросы?
3. Какие выводы сделали в результате этого урока? Нужно ли вам тоже учиться работать с информацией?
Спасибо за урок. Все молодцы!
|
Ребята отвечают на вопросы.
|