Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1: Статистика трудовых ресурсов.



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Тема 1: Статистика трудовых ресурсов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Статистика труда и занятости.

 

Статистика труда (СТ) изучает массовые явления и процессы в сфере трудовой деят-ти неразрывной связи их с количественными и качественными хар-ками. Исследуемые массовые явления и процессы представляют собой множество отдельных фактов и, имеющих как индивидуальные так и общие признаки.

Статические исследования трудовых ресурсов (ТР), статистические методы оценки производительности труда и изучение з\п, статистические показатели занятости и безработицы – составные части нашего курса лекций. К исследованию этих вопросов принимаются методы обще статистики, основанные на анализе абсолютных относительных величин, рядов динамики, вариаций, выборочных наблюдений, измерений, связей.

 

Часть 1. Статистика использования трудовых ресурсов.

Тема 1: Статистика трудовых ресурсов.

 

Статистические исследования ТР предполагает проведение статистического наблюдения, орг-цию сбора статистической инф-ции о ТР, ее систематизации и классификации. Это позволяет с помощью статистических методов получить обобщающие хар-ки и выявить закономерности сущ-щие в сфере трудовой деят-ти в конкретных условиях места и времени.

Для множества единиц образующих исследуемую статистическую совокупность хар-на массовость, однородность, целостность взаимозависимых состояний наличие вариаций. При статистическом изучении квалификационного уровня рабочих предприятия (П) единицей совокупности выступает каждый рабочий, а единицей наблюдения будет П. Определение единицы совокупности важно при разработке программы наблюдения, определение единицы наблюдения важно при организации вопроса сбора сведений. Качественная однородность совокупности предполагает сходство единиц по существенным признакам.

Статистика ТР отражает количественную сторону статистических показателей, которые выражают как конкретную меру явлений, так сходство и различие отдельных элементов.

Статистические группировки позволяют выявить определенные типы явлений.

Основные задачи СТ:

(1) определение потенциальных и реальных запасов труда или объема трудовых запасов страны;

(2) установление численности работников, занятых в народном хоз-ве;

(3) изучение состава занятого персонала по ряду признаков;

(4) изучение распределения ТР страны по отраслям труда и отраслям народного хоз-ва;

(5) изучение динамики численности работающих;

(6) изучение использование рабочей силы и рабочего времени;

(7) изучение других вопросов связанных с использованием ТР.

Важным источником расширения ТР является расширенное воспроизводство населения.

При статистическом исследовании использования ТР необходимо:

- определить, какая часть из потенциальных ресурсов осталась неиспользованными;

- определить степень эф-ти исп-я ТР;

- исследовать изменения в регионах распределения ТР;

- изучить влияние миграции населения на изменение реальных запасов труда и изучить изменения структуры;

- исследовать изменение состава и использования ТР в связи с переходом на рыночную экономику.

 

ТР – это наличное трудоспособное население страны. В состав входит:

- мужчины в возрасте от 16 до 60 лет;

- женщины в возрасте от 16 до 55 лет;

- кроме того работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки, но не учитывая некоторые категории населения в трудоспособном возрасте, например, неработающие инвалиды.

Объем ТР – определяется прежде всего численностью населения и его возрастной структурой. Важную роль в определении объема ТР играет статистические переписи населения.

Статистическими показателями, характеризующими распределение в народном хоз-ве занятого трудоспособного населения, служат:

1. Численность работников сферы материального производства и непроизводственной сферы.

При определении численности населения, занятого в сфере материального производства в общий итого включается население, занятое в промышленности, с\х, лесном хоз-ве, строительстве, грузовых, транспортных работах, и других отраслях материального производства.

Кроме работников гос-ных П, кооперативов и частных П, и производственных фирм к населению, занятому в сфере материального производства относятся также члены семей работающих, служащих, работников с\х объединений, фермеров занятых личным подсобным хоз-вом.

К населению занятому в отраслевой непроизводственной сфере относится население занятое в просвещении, здравоохранении, жилищно-комунальном хоз-ве, пассажирском транспортном хоз-ве, связи, по обслуживанию населения непроизводственных отраслей.

2. Численность работников, занятых в народном хоз-ве по отраслям.

3. Показатели распределения населения на лиц занятых преимущественно физическим и лиц занятых преимущественно умственным трудом.

4. Численность работником, занятых в народном хоз-ве по эк-ким областям, регионам.

5. Численность лиц, занятых предпринимательской деят-тью.

 

Эф-ное исп-ние ТР состоит:

Ø в правильной расстановке работников в соответствии с профессией и квалификацией;

Ø в рациональном использовании рабочего времени.

 

Статистическим выражением ТР, занятых в производственной или непроизводственной сфере служит списочная численность работников, т.е. работников, которые значатся на данном П, гос-ном или частном в отраслях национальной эк-ки или занимающихся индивидуальной трудовой деят-тью

Задачи СТ – использование ТР на П, следующие:

(1) хар-ка численности и состава работающих;

(2) определение степени соответствия фактической численности работающих плановой;

(3) выяснение степени соответствия профессий и квалификаций работников хар-ру и тяжкости выполняемых работ;

(4) исследование динамики численности работающих.

 

Рационализацию использования рабочего времени ставит перед собой статистика рабочего времени, задачи:

- определение располагаемого и фактически затраченного времени;

- изучение использования рабочего времени.

 



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Тема 1: Статистика трудовых ресурсов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1: Статистика трудовых ресурсов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)