Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пространственные и временные аспекты театрального спектакля. Контртеатральные жесты в современном театре.



2019-07-03 417 Обсуждений (0)
Пространственные и временные аспекты театрального спектакля. Контртеатральные жесты в современном театре. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие границы в современном театре. Нарушение пространственных и временных границ как контртеатральный жест.

 

Литература:

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство», 2000. С. 583 – 603.

Пави П. Словарь театра / Пер. с франц. Под ред К. Разлогова. М.: "Прогресс", 1991. (Или: Павис П. Словарь театра. М.: «ГИТИС», 2003. Под ред. Л. Баженовой).

Тема 12.

Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.

Возникновение идеи театра без зрителя. «Бедный театр» Ежи Гротовского. Эксперименты Анатолия Васильева.

Литература:

Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев между прошлым и будущим. М.: НЛО, 2007.

Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-Проводнику: Сб. ст./ Пер. с пол.М.: «АРТ», 2003.

Тема 13.

Слово и дело в театральном спектакле. Театр и перформанс.

Сближение театра и перформанса в современной культуре. Антонен Арто и его «театр жестокости». Театр и сюрреализм.

Концепции перформативности Э.Фишер-Лихте и К.Чухров.  

 

Литература:

Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / Пер. с франц., ком. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993.     

Гальцова Е. Сюрреализм и театр: К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012.

Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

Чухров К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.

Fischer-Lichte E. Theatricality: A Key Concept in Theatre and Cultural Studies// Theatre research international 20/2 (1995), 85-90.

Тема 14.

Театр как искусство сиюминутности. Интрига непредсказуемости в современных культурных практиках.

Эффект прямого эфира в современной культуре. Новая жизнь импровизации и открытого финала в современном театре.

 

Литература:

Барт Р. Работы о театре / Состав, перевод с франц., примечания и послесловие М. Зерчаниновой . М.: ООО «Ад МАргинем Пресс», 2014.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

Тема 15.

Театр и ритуал. Массовость и соборность в современной культуре.

Судьба античного хора в истории европейского театра. Театр и массовые сцены. Массовые сцены в современных шоу. Коллективные персонажи в музыкальном театре.   

 

Литература:

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

 

Тема 16.

Театральные аспекты современного спорта.

Современный спорт: тело, технология, шоу, прямой эфир, открытый финал. Спортивный болельщик и театральный зритель: сопоставительный анализ.

 

Литература:  

Барт Р. Работы о театре / Состав, перевод с франц., примечания и послесловие М. Зерчаниновой . М.: ООО «Ад МАргинем Пресс», 2014.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

Образовательные технологии

В рамках чтения данного курса применяются, в частности, следующие дополнительные образовательные технологии:

- ведение дневника наблюдений над опытом своего посещения театра и чтением исследовательской литературы (дневник прикладывается к эссе и может дать бонусный балл к итоговой оценке по курсу);

- регулярное проведение индивидуальных консультаций (на добровольной основе по запросу студента), связанных с содержанием курса и саморефлексией студента над собственным (около)театральным опытом .

 

 

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Тему эссе каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в соответствии с вариантами, предложенными преподавателем (см. Приложение 1). Темы эссе соответствуют списку компетенций, которые формируются у слушателей данного курса.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Режиссер и актер как культурные герои эпохи модернити.

Морфология театрального спектакля: темы – сюжеты - интриги.

Театр в большом городе. Поход в театр как культурная практика. Феномен театромании.

Театральная карта большого города. Можно ли говорить о театральной географии?

4. Актер – роль – маска –амплуа - имидж. Представление себя другим в повседневной жизни и различных социальных и культурных практиках.

Спектакль. Драматическая ситуация. Драматическое и «спектаклевое» мышление в современной массовой культуре.

Жанр комедии и виды смеха в современной культуре.

Мелодраматическое воображение в современной культуре.

Сцена и зрелище. Шоу-бизнес.

В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре современности.

Пространственные и временные аспекты театрального спектакля. Контртеатральные жесты в современном театре.

Слово и дело в театральном спектакле. Театр и перформанс.

Театр как искусство сиюминутности. Интрига непредсказуемости в современных культурных практиках.

Театр и ритуал. Массовость и соборность в современной культуре.

Театральные аспекты современного спорта.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

A. Базовый учебник

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н.Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013.

 

b. Основная литература

Барт Р. Работы о театре / Состав, перевод с франц., примечания и послесловие М. Зерчаниновой . М.: ООО «Ад МАргинем Пресс», 2014.

Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. 

Лидерман Ю., Неклюдова М., Рогинская О. (сост.). По ту сторону театральности, или Прощание с мимесисом: Материалы круглого стола «Театральность в искусстве и за его пределами» (Лаборатория «Театр в пространстве культуре», РГГУ, ноябрь 2010 г.) // НЛО, 2011, № 111. С. 202 – 233:

http://www.nlobooks.ru/node/1015

http://www.nlobooks.ru/node/725

Рогинская О.О.   Классика и классики в современном театре // Логос, 2012. № 1. С. 270- 287: http://www.intelros.ru/readroom/logos/y1-2012/15758-klassika-i-klassiki-v-rossiyskom-teatre-2000-h-godov.html

Чухров К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.

 

a. Дополнительная литература

 

Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / Пер. с франц., ком. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993.          

Бартошевич А.В. Театр XX века. Закономерности развития. М.:Индрик, 2003      

Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра. // Брехт Б. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.

Гальцова Е. Сюрреализм и театр: К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.: РГГУ, 2012.

Громова М.И. Русская драматургия конца XX-начала XXI века: учебное пособие. М.; Флинта, 2005.                                                                                                                    

Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-Проводнику: Сб. ст./ Пер. с пол.М.: «АРТ», 2003.

Дебор Ги. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство “Логос”, 1999.

Деррида Ж. Театр жестокости и завершение представления // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму/ Пер. с франц. и вступ. ст. Г.К.Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С. 379-406.

Евреинов Н.Н. Театр как таковой. Одесса: «Негоциант», 2003.

Европейский театр 2000-х годов: Социальная критика и поэтика мистерии: Специальный блок статей, посвященный новой драме // НЛО, 2005, № 73:

http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/red26.html

http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/red26.html

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. Отв. ред М.Ю.Давыдова. М.: РГГУ, 2000                                                                                        

Зиммель, Г. Актер и действительность // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. М., 1996. С. 292—298.

Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. М.:РИК Русланова, 2003.                         

История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. М.: «ГИТИС», 2004.    

Колязин В. О постдраматическом театре и его месте на современной европейской сцене // Вопросы театра. Выпуск 1-2. М., 2011.

Кудряшов О.Л. Кое-что о живописи, театре и молодых людях, рассматривающих картинки и слушающих музыку. М., 2013.                                                                                                                                 

Леман, Х.-Т.  Пришел ли действию конец? [тезисы из кн. "Постдраматический театр" (1999)] / Х. -Т. Леман ; [предисл. и пер. В. Колязина] // Театр : Литературно-художественный журнал. - 2008. - N31(апр.). - С. 118-120.

Лидерман Ю. Храм после ремонта, или Как сделано "высокое" в школе-студии А.Васильева // Знамя, № 11, 2000 : http://infoart.udm.ru/magazine/znamia/n11-20/lid.htm .

Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство», 2000. С. 583 – 603.

Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство», 2000. С.603 – 608.

Мукаржовский Я. К современному состоянию теории театра // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешск. М.:Искусство, 1994. С. 360-380.

Московский театр: что нам со всем этим делать? Дискуссия на «Платформе»:

http://www.platformaproject.ru/post/school/diskussiya-na-platforme-moskovskiy-teatr-chto-nam-so-vsem-etim-delat-/

 «Режиссерский театр» от Б до Ю. Разговоры под занавес века. М.: «Московский художественный театр», 1999.     

Рогинская О.О. «Настоящая» вещь в современном театре: музей – барахолка – вещевой рынок // Петербургский театральный журнал, № 1 (71), 2013. С. 42 – 48 / http://ptj.spb.ru/archive/71/thing-in-theatre-71/nastoyashhaya-veshh-vsovremennom-teatre-muzejbaraxolka-veshhevoj-rynok/  

Рогинская О.О. «По По» Евгения Гришковца и культурная практика книжных пересказов // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: Выпуски 1 – 2: сборник научный статей / Отв. ред.: С. П. Лавлинский, А. М. Павлов; Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2011. С. 97 – 108.

Републикация:

В кн.: Посвящение: Сборник в честь юбилея Марины Моисеевны Бельфер. М. : Издательство Кулагиной, 2012. С. 25-40.

http://publications.hse.ru/chapters/116911232

Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: «Искусство», 1985.

Трагедия или фарс. Круглый стол // Газета «Что делать», декабрь 2010, выпуск 07-31:

http://www.chtodelat.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=233&Itemid=425&lang=ru 

Хейзинга Й. Homo Ludens // Он же. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: АСТ, 2004.

Acting Re(Considered. Theories and practices. Ed. By Phillip B. Zarrilli. L., N.Y.:Routledge, 1995.

Bateson G. A Theory of Play and Fantasy // Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. London: Intertext, 1972.

Burns E. Theatricality: A Study of Convention in the Theatre and in Social Life. London: Longman, 1972.

Davis T. C. The Cambridge Companion to Performance Studies (Cambridge Companions to Literature). CUP, 2008.

Davis T. C. , Postlewait T, eds. Theatricality. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. Рекомендуется к чтению: “Theatricality: An Introduction" (1-39); Tracy C. Davis, "Theatricality and Civil Society" (127-55); Jon Erickson, "Defining Political Performance with Foucault and Habermas: Strategic and Communicative Action" (156-85); Shannon Jackson, "Theatricality's Proper Objects: Genealogies of Performance and Gender Theory: (186-213).

Egginton W. How the World Became a Stage: Presence, Theatricality, and the Question of Modernity. SUNY Press, 2003.

Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. London & New York: Routledge, 2002.

Féral J. Performance and theatricality: the subject demystified // Mimesis, masochism, and mime; the politics of theatricality in contemporary French thought, ed. Timothy Murphy (Ann Arbor: Michigan UP, 1997), 289-300.

Fischer-Lichte E. Theatricality: A Key Concept in Theatre and Cultural Studies// Theatre research international 20/2 (1995), 85-90.

Schramm H. The surveying of hell. On theatricality and styles of thinking // Theatre Research International 20/2 (1995), 114-18.

SubStance, Vol. 31, No. 2/3, Issue 98/99: Special Issue: Theatricality (2002). Рекомендуется к чтению: Carlson M. The resistance to theatricality (238 – 250); Féral J. Theatricality: the specificity of theatrical language (94 - 108).

Van Eck C., Bussels S., eds Theatricality in early Modern Art and Architecture. John Wiley & Sons, 2011.

Weber S. Theatricality as Medium. New York: Fordham UP, 2004.

 

Полезные интернет-страницы:

Лаборатория «Театр. Пространство. Культура» : http://theatrummundi.org/about/

Раздел «Театр» на портале OpenSpace: http://os.colta.ru/theatre/

Рецензии на спектакли: http://www.smotr.ru/

 

Журнал «Театр»: http://oteatre.info/ 

Петербургский театральный журнал: http://ptj.spb.ru/

Журнал «Вопросы театра» (в электронных базах Scopus, см. электронные базы НИУ ВШЭ): http://elibrary.ru/title_about.asp?id=25842

Аудиоматериалы круглых столов:

Театральный лексикон (Современный театр теории и практики): http://theatrummundi.org/2013/05/lexicon/

Театр "общих мест" и границы театральности: http://theatrummundi.org/2014/02/theater-as-common-place/

 

 



2019-07-03 417 Обсуждений (0)
Пространственные и временные аспекты театрального спектакля. Контртеатральные жесты в современном театре. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пространственные и временные аспекты театрального спектакля. Контртеатральные жесты в современном театре.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)